Сущность морали и ее дуализм
Свойства морали
С первого взгляда мораль выглядит как некот-ые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелит. наклонении; указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать опред. поведения называется императивностью.
Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщ., мировоззренч. х-р. В отличие от обычая, кот-ый регламентирует все детали поведения, или права, кот-ое, стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общ. положит. направление в поведении, кот-ое индивид конкретизирует применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Моральн. требования имеют всепроницающ. хар-р: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, кот-ое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальн. распространение и регулирующих вполне опред. сферы отношений. По большому счету, внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общ-ва.
Моральн. требования имеют личностн. ф-му, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением личности, поэтому форма морального требования «я должен...».
Итак. мораль представляет собой способ регуляции человеч. поведения с помощью требований.
Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральн. сознание и нравств. поступки. Соврем. этика добавляет к ним еще и нравств. отношения. Таким образом, мораль — это:
а) моральн. сознание - регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;
б) нравств. деят-сть - поступки, в той степени, в кот-ой они порождены моральн. мотивами
в) нравств. отношения - любые отношения, в той степени, в кот-ой они являются реализацией нравств. требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе и между людьми, если в этих отношениях воплотились нравств. нормы).
Иерархич. структура моральн. сознания
В структуре морального сознания можно выделить уровни отличающиеся по степени сложности регулятивного воздействия.
оказываемого на поведение:
Норма (не убивай, не кради...) – элемент. ф-ма нравств. требования, прямое указание по поводу поведения.
Нравств. кач-во (мужество, милосердие...) — требование к душевному складу личности, а не только к поведению. Выработанное моральное качество предполагает выполнение многих норм и умение подобрать нормы для конкретной ситуации.
Нравств. принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм...) - требование, сформулированное в понятийной форме. Нравств. принципы имеют рац., а иногда и теоретич. обоснование. Сама принципиальность считается положит. моральн. кач-вом, однако значение каждого принципа не безусловно. Принцип получает обоснование с точки зрения
более высок. уровня моральн. сознания - идеала.
Нравств. идеал – стратегич. цель нравств. развития, выступающая как требование. Идеал имеет духовн. хар-р, это представление об идеальном должном положении вещей, кот-ое не дается извне, а порождается из духовной структуры личности. Во времени идеал развивается по содержанию и развивает личность, кот-ая к нему стремится.
Высшие моральн. ценности (добро, свобода, смысл жизни, счастье) — понятия, имеющие регулятивн. хар-р, организующие моральную
жизнь в целом; идеи, делающие моральное поведение возможным.
В этой сис-ме верхние уровни морального сознания (ценности, идеалы) определяют содержание и смысл простых форм нравств. требования.
Функции морали
Роли морали в жизни общ-ва и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравств-сть, зато можно
определить, для чего она существует, какие выполняет функции:
1. Гуманизирующ. функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существование морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несоверш. человеческую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очеловечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то моральное сознание и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.
Итак, первая задача морали - сделать мир подобающим человеку, а человека - достойным своего имени. Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль.
2. Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее — в саморегуляции личности, социальной среды в целом.
3. Ценностно-ориентирующая функция. Как уже было показано, моральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям - как путник по звездам. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры - это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную
перспективу.
4. Познавательная функция. Моральное сознание видит мир через призму добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
5. Воспитательная функция. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенств. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, проистекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.