Диалектика причины и следствия в бытии и познании
Причина – это явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление- следствие. Сущность причинности- порождение одного другим, производство причиной следствия. Развитие познания позволяет установить, что причина- это двустороннее взаимодействие между объектами, вследствие чего возникают изменения во взаимодействующих объектах. Обыденное понимание причины сводится к утверждениям типа: «после события, значит, по причине события». Эта иллюзия возникает в связи с тем, что процесс порождения причиной следствия скрыт от нашего непосредственного наблюдения. Отношения причины и следствия:
· Необратимы,
· Сложны и многообразны; одна причина может вызвать множество следствий и наоборот.
Философские представления о причинности претерпели длительную эволюцию. Механистическое понимание причины сводится к толкованию причины как внешнего силового воздействия. Мир представляется как упорядоченное, предсказуемое, жестко однозначное взаимодействие тел. С развитием науки возникает представление о статистических закономерностях и вероятностной природе причинно-следственных связей.
100. диалектика необходимости и случайности в бытии и познании.
Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздействии на него других явлений. Поэтому она может произойти или не произойти. Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определяется ее внутренними законами, структурой, порядком. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Необходимость- это то, что может произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обязательно возможно. Противоположность необходимости и случайности- противоположность внешнего и внутреннего. Необходимость- явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Случайность- тип связи, определяемой внешними причинами. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость . Необходимость и случайность- противоположности, но они едины. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение и развитие связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни необходимости, ни случайности. Случайность- форма проявления необходимости. Открыть необходимость, причину, закон- значит абстрагироваться от несущественного, случайного.
101. диалектика единичного и общего в бытии и познании
Единичное- это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Общее- это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений, предметов, объединяемых в определенный класс , большинство.
Единичное, общее и особенное- это относительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.
общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. их единство и есть особенное
102. Диалектика абстрактного и конкретного в бытии и познании
Маркс определяет конкретное, конкретность как «единство многообразного». С точки зрения старой, традиционной логики это может показаться парадоксальным: ведь сведение чувственно данного многообразия к единству, в нем обнаруживающемуся, кажется, на первый взгляд, задачей выработки абстракции, задачей выработки общего, «родового» понятия.
Если понимать задачу мышления как сведение чувственно данного многообразия к некоторому отвлеченному единству, к «абстрактно общему», то выражение Маркса и в самом деле может показаться просто необычным, не принятым в логике словоупотреблением.
Однако в этом кратком, афористическом определении конкретности подытожена вся суть марксовой, диалектико-материалистической логики во всем ее принципиальном отличии от логики старой. Если развернуть краткое определение Маркса, то оно может быть выражено так: конкретность есть прежде всего объективная характеристика предмета познания, совпадающая по своему смыслу с понятием внутренней взаимообусловленности, взаимосвязи всех сторон, черточек, граней, качеств, форм или условий существования объекта, притом взаимосвязи, специфичной именно для данного и ни для какого другого объекта.
В соответствии с высказываниями Маркса только такое знание может и должно быть квалифицированно как конкретное (а тем самым и как объективно истинное), которое отражает, духовно воспроизводит эту внутреннюю взаимосвязь исследуемого объекта.
Поэтому единственной субъективной формой, в которой может быть отражена, схвачена, воспроизведена объективная конкретность, является «единство многообразных определений», то есть система логически связанных между собой категорий, каждая из которых по своему объективному содержанию есть отражение одной из сторон, характеризующих специфику исследуемого объекта.
Это весьма важный для логики пункт марксовых взглядов: конкретная истина возможна только в форме системы категорий.
С другой стороны, абстракция, абстрактное как таковое, с этой точки зрения, есть не более как односторонность, синоним односторонности знания. Поэтому вопрос о соотношении абстрактного и конкретного в мышлении, в научно-теоретическом познании выступает прежде всего как различие между односторонним и всесторонним знанием о предмете.
Следует особенно подчеркнуть, что абстрактное и конкретное различается Марксом с самого начала с точки зрения объективного, но ни в коем случае не субъективно-психологического критерия. Они различаются с точки зрения объективной характеристики знания, выражаемого в тех или иных теоретических представлениях, а не с точки зрения той субъективной формы, в которой это знание выражено.
В этом пункте резко выявляется различие диалектико-материалистической теории познания по сравнению с гносеологическими представлениями старого, метафизического материализма, который, как правило, отождествлял конкретность с непосредственно-чувственным образом, а специфическим свойством рационально-логической ступени познания считал абстрактность.
В свете марксистского, диалектико-материалистического понимания смысла, содержания этих категорий все выглядит существенно по-иному. Мышление, логический процесс не только может, но и должен осуществлять конкретное познание. При этом понятие конкретности познания ни в коем случае не совпадает с признаком чувственной наглядности. Это категорически подчеркивает и Энгельс, указывая, что общий закон изменения, формулируемый мышлением, «гораздо конкретнее, чем каждый отдельный «конкретный» пример этого», хотя пример, естественно, всегда нагляднее общетеоретической формулы.
103 проблема противоречия в истории философской мысли
Диалектическое противоречие- опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей. Раскрытие посредствующих звеньев позволяет глубже понять механизм разрешения противоречий. Например, в полярностях наследственности и изменчивости посредствующее звено составляет генетический код, обеспечивающий не только сохранение предшествующего состояния организма, но и сохранение новых приобретенных признаков. Таким образом, способ связи противоречий определяется характером опосредования. Сами посредствующие звенья представляют собой сочетание свойств крайних членов противоречия.
104. диалектическая и формальная логики.
Формальная логика – это наука о формах мышления, правилах и формах следования одного суждения из других. Она изучает формы мышления со стороны их строения, описывает простейшие приемы мышления, используемые в познании действительности, формулирует правила выведения одного суждения из других. Формальная логика, в частности, решает такие вопросы: из каких частей состоит умозаключение, каким образом связаны отдельные мысли в нем, в каком случае из них следует достоверный вывод, а в каком нет, и т.д. Важнейшей частью формальной логики является учение о доказательстве, его строении, видах и возможных ошибках в нем. Умение правильно связывать мысли в рассуждении – непременное условие элементарно грамотного мышления.
Характерной особенностью формальной логики является то, что она при изучении структуры форм мышления отвлекается от их возникновения и развития. Формальная логика берет сформировавшиеся суждения, понятия, умозаключения и описывает их со стороны формы, структуры. При этом она исходит из определенных законов: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания, которые формулируют условия определенности, последовательности и доказательности мышления.
Диалектическая логика, не отрицая значения формальной логики, указывает ее место в изучении законов и форм мышления и выступает против превращения формальной логики в единственную науку о законах и формах мышления. Развитие, от которого отвлекается формальная логика при изучении мышления, глубоко и всесторонне изучает диалектика. Поэтому диалектика дает возможность понять значение и той стороны мышления, которую изучает формальная логика. Законы связи готовых форм мышления, его строения могут быть поняты только на основе знания законов развития мышления, познания.
Диалектическая логика своим содержанием имеет изучение отношений, переходов, противоречий понятий, в которых отражены отношения, взаимопереходы, противоречия явлений объективного мира. Диалектика не ограничивается перечислением различных форм движения мышления (суждений, понятий, умозаключений), а устанавливает их субординацию и показывает, как в процессе развития познания одна форма переходит в другую.
Главным вопросом диалектической логики является вопрос об истине; она рассматривает формы мышления содержательными, она показывает, каким образом в формах мышления достигается истинное знание о мире.
105. диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм
Философские подходы, альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
Релятивизм- интерпретация уже готовых результатов познания,
Эклектика- построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика- выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм- восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
106. диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
Под метафизикойпонимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.
Противоположность диалектического и метафизического стилей мышления прослеживается по трем основным направлениям.
1. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой.
2. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии (ММ - развитие - простой рост, количественное увеличение, ДМ - развитие - количественное увеличение качественные скачки.), метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту.
3. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка.
Диалектика выступает и теорией, и всеобщей методологией, и методом мышления.
Формы диалектики:
Объективная- диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им (Объективная диалектика это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества).
Субъективная - отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной (Субъективная это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании).
Проявления метафизического метода мышления- Софистика, Эклектика.
107.наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности
Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства. Наука- важнейшая форма развития познания. Она является специализированной областью духовного производства, имеет свой инструментарий познания, свои учреждения, опыт и традиции исследовательской деятельности, систему информирования и коммуникации, оборудование. Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. Однако, эта модель задавала вполне четкие критерии, которым в идеале должно соответствовать научное знание. Как правило, в учебниках приводятся не все здесь перечисленные критерии научности, а только некоторые из них, например, экспериментальный характер и достоверность научных высказываний, или универсализм и фундаментализм. Дело в том, что указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом, в некотором смысле, тавтологичных. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией, в которой формировалась классическая наука. Покажем это на примере постулата интерсубъективности.
108-109.формы и методы научного познания. Проблема, гипотеза и теория- формы бытия научного знания.
методы:
Частные методы применяются одной или несколькими науками, имеющими общий предмет исследования.
Общенаучные методы познания являются достоянием науки в целом.
Философские методы формируются в результате развития науки и включаются в состав научной картины мира. Философские методы являются органической частью любой философской системы. Наряду со всеми имеющимися знаниями они играют роль предпосылочного знания, создающего условия дальнейшего развития науки в конкретно-исторических условиях. В философии марксизма эти методы рассматриваются как методология науки.
Основные формы:
Научная проблема осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний.
Гипотеза- это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов.
Теория- это логически обоснованная , проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.
Принципы науки- основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов.
Категории в философии- предельно общие понятия. Отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира.
Законы науки раскрывают необходимые , существенные отношения между явлениями.
Парадигма- совокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории.
110. методы эмпирического познания.
Методы эмпирического исследования.
Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном "на данные органов чувств.
Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).
Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения
111. методы теоретического познания
Методы теоретического познания: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод идеализации,, метод формализации, аксиоматический метод.
112. общенаучные методы познания
Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как "информация", "модель", "изоморфизм", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.
Они обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.
В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:
- методы эмпирического исследования;
- методы теоретического познания;
- общелогические методы и приемы исследования
113. эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь
Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.
В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.
Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.
114. наука и паранаука
115. искусство как специализированный вид эстетического освоения мира
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.
Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.
Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.
Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
116. художественный образ и научное понятие
Художественный образ — обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления.
Например, в таких ярких художественных образах мировой литературы, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Гобсек, Фауст и т.д., в обобщенном виде переданы типические черты человека, его чувства, страсти, желания.
Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия, и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни. При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа — писатель, поэт, художник или артист — не просто пытается повторить, «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.
В отличие от научной деятельности художественное творчество глубокосубъективно и носит авторский характер. Поэтому на каждой картине, в каждом стихе, в каждой роли отпечатывается личность творца. В искусстве особенно значительна рольвоображения, фантазии, вымысла, что недопустимо в науке. Однако в некоторых случаях средствами искусства можно гораздо более адекватно воспроизвести действительность, чем с помощью строгих научных методов. Например, чувства человека — любовь, ненависть, привязанность — невозможно зафиксировать в строгих научных понятиях, а шедевры классической литературы или музыки успешно справляются с этой задачей.
В искусстве большую роль играет свобода творчества — возможность ставить художественные эксперименты и моделировать жизненные ситуации, не ограничивая себя принятыми рамками господствующих научных теорий или обыденных представлений о мире. В этом отношении особенно показателен жанр фантастики, предлагающий самые неожиданные модели действительности. Некоторые писатели-фантасты прошлого, например Жюль Верн (1828-1905) и Карел Чапек (1890-1938), сумели предсказать многие достижения современности.
Наконец, если наука рассматривает человека с разных сторон (его психику, язык, общественное поведение), то художественный образ представляет собой нерасторжимуюцелостность. Человек в искусстве представлен как целое во всем многообразии своих характеристик.
Самые яркие художественные образы пополняют сокровищницу культурного наследия человечества, оказывая влияние на сознание человечества.
117. роль искусства в жизни общества и личности
Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», — говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.
.
118. искусство и философия
Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.
Художественным зеркалом ХХ века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер (а еще раньше - Г. Гегель), охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как “закат” европейской культуры; голландский культуролог Й. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог Х. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной культуре тенденцию “дегуманизации искусства”; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационального или идеалистического, типа культуры... Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А. Шенберга и К. Пендерецкого, в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Существует ли связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, З. Фрейда и М. Хайдеггера? Безусловно. В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако, взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство
119. основные элементы религиозного системного комплекса
Религиозное сознание
Для более полного представления о том, что такое религия, необходимо обратиться к вопросу о ее структуре. Выявить структуру какого-либо предмета или явления — значит определить, из каких элементов состоит этот предмет и как эти элементы между собой взаимосвязаны.
Основными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.
Основным, определяющим элементом религии является религиозное сознание.
Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах.
Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.
Религиозная вера
Центральным, объединяющим элементом религиозного сознания является религиозная вера.
Вера — это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида. Когда ситуация изменяется и появляется дополнительная информация о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезнуть или укрепиться. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, стимулом решимости и активности людей.
Религиозная вера отличается рядом существенных особенностей. Она предполагает существование гипостазированных обьектов (Бог, ангелы, черти), возможность общения с этими объектами, возможность наступления мифологических событий, реальность событий, символом которых являются религиозные действия, сверхъестественную силу авторитетов (служителей культа, учителей, святых, пророков и т.д.).
В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.
На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него.
Религиозная культура - это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.
Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.
Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.
Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.
Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:
религиозное сознание — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим;
религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;
религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.
Роль религии в культуре
Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.
Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.
Во-вторых, религия дает нравственные ориентиры для повседневного поведения людей. Формулируя нравственные нормы и ценности («не убий», «не укради» и т.д.), религия возводит их на уровень священных заповедей, от соблюдения которых зависит спасение верующих.
В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.
[1] составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония — ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников — последователей Заратустры — брошенным в него камнем) периода поздней античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий
[2] развиваться в различных направлениях, расходиться в процессе развития