Шри бхактивинода тхакур
Шри Сатчитананда Бхактивинода Тхакур явился в 1838 году в обеспеченной семье, проживающей в округе Надия, в Западной Бенгалии. Своими необычайными проповедническими деяниями и многочисленными литературными работами он доказал свое положение вечного спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Ведя жизнь маха-бхагавата-вайшнава, он оставался в грихастха-ашраме вплоть до нескольких последних лет его жизни. Тогда он отрекся от всего, принял посвящение бабаджи и вошел в самадхи, всецело погрузившись в любовное служение Гаура-Гададхаре и Радха-Мадхаве.
«Он занимал ответственный правительственный пост в окружном суде (высший суд), обеспечивая семью, воспитанную на принципах сознания Кришны. В то же самое время, он многочисленными способами служил Всевышнему Господу. Столь прекрасной была вся его жизнь. Практически весь день проработав в суде, он отдыхал всего четыре часа в сутки, после чего вставал в полночь и до самого утра посвящал себялитературному труду. Таким был режим его дня» (Шрила Прабхупада).
Тхакур Бхактивинода получил вайшнава-дикшу у Шри Випинвихари Госвами, духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Джахнавы Маты. Затем он встретил Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, который даровал ему воодушевление и наставления. Занимая престижный чиновничий пост, а также обладая широчайшей эрудицией и духовными качествами, Бхактивинода Тхакур оставался скромным, смиренным и дружелюбным человеком. Собирающие подаяния монахи всегда покидали его дом довольными и счастливыми. Он был доброжелательным человеком, никогда никому не завидовал и даже в спорах никогда не выражал недовольства. Никогда не произносил он ни слова, способного ранить чувства другого человека.
«Тхакур всегда был отважен и стремился помочь каждому. Сведя личные потребности к минимуму, он вел самую непритязательную жизнь», – рассказывал о нем один пандит. В нижеследующей цитате из «Шаранагати», Шрила Бхактивинода, наделенный всеми божественными качествами, занимает положение обусловленной души для того, чтобы научить нас продвижению в сознании Кришны:
«Вы должны быть постоянно погружены в воспевание славы Кришны. Совершая кришна-киртан, вы подчините контролю свой ум. Отбросьте наносную гордость. Воспринимайте себя как никчемных нищих. Ниже и смиреннее соломы на улице. Прощайте всех, уподобляясь дереву. Отбросив всякое насилие по отношению к другим живым существам, поддерживайте их существование. На протяжении всей своей жизни никогда не причиняйте беспокойств другим. Но дарите им добро, делайте их счастливыми и забудьте о собственном счастье.
Так обретя благочестие и всеблагие качества, вы должны оставить стремление к славе и почестям. Просто впустите в свое сердце смирение. Зная, что Господь Шри Кришна пребывает в сердце каждого живого существа, вы должны уважать и выражать почтение каждому. Таким смирением вы обретете добродетель, милосердие, почтительное отношение к каждому, а также отречетесь от желаний славы и стремления к почестям. В таком состоянии вы должны воспевать славу Всевышнего Господа. Проливая слезы, Бхактивинода возносит эту молитву у лотосных стоп Господа: «О Господь, когда же ты даруешь мне все эти качества?»
Не упуская ни малейшей возможности для любовного служения Кришне, он каждый день следовал строгому расписанию:
20.10Отдых (2 часа)
22.00 – 4.00 Писательский труд
4.00 – 4.30 Отдых
4.30 – 7.00 Повторение джапы
7.00 – 7.30 Корреспонденция
7.30 – 9.30 Изучение шастр
9.30 – 10.00 Омовение, прасад (½ литра молока, фрукты, 2 чапати)
10.00 – 13.00 Работа в суде
13.00 – 14.00 Отдых дома
14.00 – 17.00 Работа в суде
17.00 – 19.00 Перевод шастр с санскрита на бенгали
19.00 – 20.00 Омовение, прасадам (½ литра молока, рис, 2 чапати)
Общий расход времени:
Сон – 3 часа
Писательский труд – 8 ½ часов
Джапа, изучение писаний – 4 ½ часа
Работа – 6 часов
Шринивас Ачарья прославляет шесть Госвами Вриндавана словами: нана-шастра-вичаранайка-нипунау сад-дхарма самстхапакау, локанам хита каринау… «Шесть Госвами Вриндавана изучили все шастры для того, чтобы утвердить вечные религиозные принципы на благо всех и каждого». Аналогично этому Тхакур Бхактивинода сделал очень много ради блага человечества. И поэтому его заслуженно называют «седьмым Госвами».
Биографические работы приводят три выдающихся достижения Шрилы Бхактивиноды Тхакура:
(1) Он написал 100 книг на тему духовной жизни.
(2) Он открыл место рождения Господа Чайтаньи.
(3) Он ввел множество нововведений в искусство проповеди.
Помимо книг (на языках бенгали, ория и английском), вдохнувших новую жизнь в послание Махапрабху и объяснивших его, он написал сотни поэм и песен, пропитанных духовными эмоциями и сиддханта-шастрой (философскими заключениями).
«Его работы сделали сокровенные наставления Шри Чайтаньи Махапрабху доступными пониманию современного читателя. И изложены они языком необычайно убедительным, проникнутым духом преданности», – скажет позднее ученик Тхакура Бхактивинод.
«Шри Кришна-самхита», «Кальяна Калпатару», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Шри Навадвипа-дхама Махатмья», «Джайва-дхарма», «Шри Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья», «Гита-мала», «Гитавали», «Шаранагати» и комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Чайтанья-чаритамриту». В «Гитавали» Тхакура Бхактивиноды есть такие слова:
«Тот, кто не может поклоняться лотосным стопам Шри Радхики, обители всего благоприятного; тот, кто не может найти прибежища в трансцендентной обители Вриндавана, украшенной лотосоподобным именем Радхи; тот, кто не общается с преданными Радхики, сердца которых исполнены мудрости и любви Радхики, разве сможет такой человек когда-либо насладиться океаном блаженства вкусов преданного служения Господу Шьямасундаре?
Постарайтесь понять, что Шри Радхика – это наставница мадхурья-расы (вкуса супружеской любви). Мадхурья-према Радха-Мадхавы предназначена для обсуждения и медитации. Тот, кто наслаждается лотосными стопами Шримати Радхарани, обретает лотосные стопы Мадхавы, бесценного сокровища среди всех сокровищ. Не приняв прибежища лотосных стоп Радхи, преданный никогда не встретит Кришну. Ведические писания утверждают, что Кришна принадлежит служанкам Шри Радхи. Оставь жену, сыновей, друзей, богатство, последователей, спекулятивное знание и материалистическую деятельность. Просто сосредоточься на сладостном служении лотосным стопам Шримати Радхарани. Такова единственная просьба Бхактивиноды».
За последние пятьсот лет место рождения Господа Чайтаньи неоднократно подвергалось затоплению неукротимыми водами Ганги. В 1888 году, Шрила Бхактивинода Тхакур открыл джанмастхану (место рождения)Шри Чайтаньи Махапрабху в Йогапитхе, в Шридаме Майяпуре. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махараджа, известный святой сиддха и парамахамса-расика-вайшнава, подтвердил догадку Тхакура. Это славное известие быстро донеслось до Враджа-бхуми. Тогда Тхакур ввел в Йогапитхе поклонение Господу Гауранге и Шримати Вишнуприе.
Открытый всему новому, в 1896 году он отправил в университеты всего мира книгу стихов «Шри Гауранга-лила смарана», которая включала в себя сорок семь страниц английского вступления: «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». Этот поступок коренится в горячем стремлении распространить наставления Господа Чайтаньи в странах Запада.
Бхактивинода Тхакур стал автором трех предсказаний: «Скоро появится личность, – писал он, – которая будет странствовать по всему миру и распространит наставления Господа Чайтаньи».
Второе его пророчество гласило: «Очень скоро воспевание харинама-санкиртана распространится по всему миру. О, когда же настанет тот день, когда преданные Америки, Англии, Франции, Германии, России возьмут караталы и начнут петь Харе Кришна в своих городах?»
Третье пророчество: «Когда же настанет тот день, когда светлокожие иностранцы приедут в Шри Маяпур-дхаму, присоединятся к бенгальским вайшнавам и начнут петь: «Джая Шачинандана! Джая Шачинандана!» Когда же настанет этот день?»
Надо отметить, как особый знак, что Шрила Прабхупада явился в этом мире именно в 1896 году, когда Бхактивинода Тхакур послал свои книги через океан. Воля Господа Чайтаньи, желание Тхакура Бхактивиноды и милость Шрилы Сарасвати Тхакура позволили Шриле А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде распространить наставления Шри Чайтаньи и воспевание Харе Кришна по всему миру. И Прабхупада выполнил три предсказания Тхакура!
Лишенный гордыни, смиренный, излучающий чистую любовь к Радха-Говинде, Шрила Прабхупада отдал должное предыдущим ачарьям. «Мы должны признать, что в своей изначальной форме Движение сознания Кришны (ИСККОН) было создано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром».
В 1996 году, через сто лет после того, как Бхактивинода Тхакур сделал свои знаменитые предсказания, три тысячи «светлокожих преданных» из Америки, Англии, Франции, Германии, России и пятидесяти других стран собрались в храме ИСККОН Маяпура Чандродая Мандире в Шридаме Маяпуре. Они присоединились к тысяче «бенгальских вайшнавов» и сотрясли вселенную пением «Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Гаура-хари». Вся слава Шриле Сатчитананде Бхактивиноде Тхакуру!
В 1914 году, в день ухода Шри Гададхары Пандита (воплощения Шри Радхи), Тхакур Бхактивинода вошел в вечные игры Гаура-Гададхары и Радха-Мадхавы. В Годрумадвипе (Навадвипа) Шри Шри Гаура-Гададхара, Божества Бхактивиноды Тхакура ждут преданных, чтобы благословить их в Свананде-сукхада-кундже. В нитья-враджа-лиле Радха-Мадхавы Бхактивинода Тхакур, являясь Камалой-манджари, служит Шримати Радхарани. Его пушпа-самадхи находится в его бхаджан-кутире у Радха-кунды.