философское — формируется философией как системой знаний об общем. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании. Понятие мировоззрения Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сло-жившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельно-сти, ценностные ориентации. Современное общество характеризуется глобальными кри-зисами, кричащими о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Обратим внимание на особенно глобальные кризисы: 1) Нравственный. Деградация человека, разрушение его сознания, упадок морали - все это нравственный кризис , который приведет к уничтожению мира. 2). Экологический. Разрушение озонового слоя Земли уже сейчас сказывается на климате планеты. Нарушается природный экологический баланс. Мировое потепление приведет к тому , что сначала начнется глобальная засуха , а если солнце растопит льды Антарктики и Арктики , то вся цивилизация исчезнет под водой , которая впоследствии под действием испепеляющего Солнца тоже исчезнет , унеся с собой последние формы жизни . 3). Демографический. К 2100 году население составит 10-12 млрд. Таким образом перенаселение планеты приведет к тому , что людям просто негде станет жить , начнутся глобальные мировые войны за место под солнцем . Мы подошли к рубежу, когда от своих собственных успехов Мы можем погибнуть, как цивилизация. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация созда-ла такое мировоззрение, которое несовместимо с существованием самой цивилизацией. Либо мы все пойдем другим, гуманным по отношению к миру путем, либо наша цивили-зация навсегда исчезнет. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, се-мье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отно-шение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человече-ство. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдель-ной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей кар-тине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Мировоззрение – фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сло-жившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, пред-ставляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Итак, мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят: жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красо-та), принципы познания и действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориента-ции. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение- это цельное осознание действительности в виде ощуще-ний, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - интеллектуальный аспект мировоззре-ния - действительность через призму законов. 2. Мифологическое мировоззрение Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится считают такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения, хотя для некоторых отдельных народов или людей мифологическое сознание существует и сейчас. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхожде-ние и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приру-чении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он сущест-вовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражне-ние или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобыт-ного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоз-зрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объеди-нялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоцио-нальная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощуще-ния, чувственного сопереживания. Для первобытного человека как было невозможно за-фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существо-вало как нечто объективное, отдельное от его внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был ге-нетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и обще-ственных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наибо-лее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся сле-дующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бес-смертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и рас-кинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их по-томков. Аналогичные схемы присутствует в мифологии многих народов мира. Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содер-жание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслу-живающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывает-ся стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус-танавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. 3. Религиозное мировоззрение На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной миро-воззренческой формой. В этот же период существовала и религия. Религия - форма обще-ственного сознания, основанная на вере в богов, точнее на существовании одного или не-скольких богов (монотеизм, политеизм). Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное миро-воззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общест-венного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необра-тимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая си-ла – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как от-кровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались за-стывшими. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные историче-ские эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и веду-щий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцени-ваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифоло-гия находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным од-нозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от ре-лигии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиоз-ными», а другие «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта спе-цифика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, та-ких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разде-ление мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика рели-гии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в ка-кой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной сторо-ны. Основное отличие от мифа состоит в том, что у религии существуют свои книги и ор-ганизационный орган. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический харак-тер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регла-ментации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядно-сти религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострада-ния, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить че-ловека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия при-звана «укоренить» человека в трансцендентальное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизмен-ного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человече-ского бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и зна-ние, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житей-ские трудности. 4. Философское мировоззрение Философия (с греческого «любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Основные философские проблемы: 1. онтология (теория познания); 2. гносеология (учение о бытие); 3. методология (учение о развитии); 4. социология (социальные проблемы); 5. этика (уче-ние о морали); 6. эстетика (учение о прекрасном); 7. антропология (учение о человеке); 8. аксиология (учение о ценностях); 9. диалектика (учение о действительности); 10. метафи-зика (учение о смысле жизни). Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и ста-новления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая фор-ма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник ма-териализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на рели-гиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, ут-верждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки. У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пи-фагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоз-зренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были ос-новоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальней-шее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Пла-тона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на прин-ципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «ато-мы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Пла-тона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы. Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне законо-мерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное пред-лагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «за-явка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нель-зя принимать кажущееся за действительное. Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два ви-да объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий анти-под Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как «воспоми-нания» бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения. Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоз-зрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей фило-софии, объединяющей различные мировоззренческие подходы. На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие во-просы. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретиче-ское ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обы-денных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоз-зрения. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философская мысли - есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое знание, фи-лософское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми от-крытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного со-держания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, обра-зует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает цен-ностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находи-лась на высочайшем уровне своего творческого развития. Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совер-шенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и прак-тически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы созна-ния, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследова-ния, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во вре-мени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в фи-лософии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских уче-ний – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических опреде-лениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике позна-ваемого предмета. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. 4.1. Научное мировоззрение Из человеческих противоречий исторически возник научный источник познания. Че-ловек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему навязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те процессы и явления, которые про-исходили вокруг него. И это вполне естественно. Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться с миром. Узнать, как он устроен. Наука - сфера человеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то их сторон). Современная наука - это сложноорганизованная система. Смена научных кар-тин мира возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предска-зываемое теорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре. Знание закона (т.е. того, против чего природа не возражает), - это предпосылка целенаправленной деятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавно казав-шейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняя теория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительно объясняла, т.е. содер-жала элементы объективной истины. И эти элементы должны быть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным. Смена научной картины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе - формирование ново-го знания, точнее отражающего объективную реальность. Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться с привычными взглядами очень непросто... А когда необходимость этого становится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию как неудачную. Поэтому смена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых представлений о тех или иных областях действительности - зако-номерный этап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной карти-ны мира, представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных об-ластях науки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как его це-лостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влиянием наи-более развитой (ведущей) науки – «лидера». Длительное время таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), с достижениями которой связаны: - механическая (Ньютон (две позиции:1-деизм - религиозно-философфская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кроме разума; 2 - теизм-религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной лично-сти, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем; - тепловая (полное отрицание бога); - квантово-релятивистская (позволила понять многие свойства твердых тел, объяс-нить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики, познать законы механического движения тел при скоростях, сравни-мых со скоростью света (основана на теории относительности)) картины мира; - синергетическая картина мира (synergetikos-совместный, согласованно действую-щий), включающая в себя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах, находя-щихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера, возникновение спи-ральных галактик). Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке. Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы. Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия. Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия. |