Традиции Сапфо в любовной лирике Катулла.

Римский поэт Гай Валерий Катулл (87 (84?) - 54 гг. до н.э.) был родом из Вероны. Его довольно зажиточная семья принадлежала к местной муниципальной знати, связанной с виднейшими фамилиями Рима, и молодой человек, подобно многим своим соотечественникам и сверстникам, приехал искать счастье в столицу, где скоро оказался в центре политики и культуры.

В 57 г. до н.э., желая поправить свои материальные дела, Катулл уезжает в свите знатнейшего и влиятельнейшего нобеля Рима, пропретора Меммия, в Вифинию, но через год возвращается в Рим, посетив по пути знаменитые города Малой Азии и остановившись в Троаде поклониться могиле брата. Поездка в свите Меммия не оправдала надежд Катулла, и поэт зло и жестоко высмеял в стихах (X, XXVIII, XLVII) своих "знатных покровителей", "друзей-нобилей".

Примерно на тот же хронологический период приходится цикл политических эпиграмм Катулла, направленных против Юлия Цезаря (XXIX, LIV, XCIII), Гнея Помпея (XXIX, CXIII) и видных цезарианцев, в том числе начальника саперной части войск Цезаря Мамурры (XII, XLIII, LVII, XCIV, CV, CXIV, CXV). Сила воздействия этих эпиграмм была столь велика, что Цезарь, по словам Светония ("Жизнь двенадцати Цезарей", I, 73), признавал себя навеки опозоренным катулловыми стихами о Мамурре.

Еще до своей поездки в Вифинию (возможно, в 61 г. до н.э.) Катулл сблизился с патрицианкой, женой сенатора, умной и красивой, не чуждой политики и любовных интриг, Клодией, сестрой знаменитого народного трибуна Клодия Пульхра, которую он и воспел в своих стихах под именем Лесбии. Вся история этой любви - счастье встреч, полнота разделенного чувства, измены, духовное опустошение и разрыв - в стихах поэта.

Одна из важнейших тем — любовная; это в первую очередь стихи о любви к Лесбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями, но по существу составляют законченный цикл. Псевдоним, избранный Катуллом для своей возлюбленной, должен напомнить о Сапфо (Lesbia — «лесбиянка»). И действительно, цикл как бы открывается переводом знаменитого в античности стихотворения Сапфо, в котором изображены симптомы любовного безумия. То, с чем Сапфо обращалась к выходящей замуж подруге, Катулл переносит на свои переживания при виде Лесбии; при этом он резче подчеркивает субъективные моменты и заканчивает резонирующей сентенцией:

Праздность, друг Катулл, для тебя — отрава.

Праздность — чувств в тебе пробуждает буйство.

Праздность и царей и столиц счастливых

Много сгубила.

Сапфическая строфа, которую Катулл здесь воспроизводит, следуя оригиналу, использована им только еще один раз, в стихотворении, содержащем окончательный отказ от любви:

Со своими пусть кобелями дружит,

По три сотни их обнимает сразу,

Никого душой не любя, но печень

Каждому руша.

Только о моей пусть любви забудет!

По ее вине иссушилось сердце,

Как степной цветок, проходящим плугом

Тронутый на смерть.

Эти два стихотворения как бы обрамляют цикл. Между ними — перипетии любви. Такие циклы, посвященные возлюбленной, нередко встречаются в эллинистической поэзии, но у Катулла другая бытовая обстановка и другое чувство. В греческих условиях возлюбленная поэта представляет собой в лучшем случае полупрофессиональную гетеру, женщину «вне официального общества». В Риме положение женщины всегда было более свободным, а с падением строгих семейных нравов, наступившим в конце республики (по крайней мере в высшем обществе), создается своего рода эмансипация чувств. Катулл влюблен в знатную даму, притом замужнюю, затем овдовевшую. Его любовь стремится подняться над уровнем простого чувственного влечения, но для этого нового и неясного еще античному человеку чувства поэт не имеет подходящих слов и образов. Он говорит о «вечном союзе дружбы» (термин, заимствованный из сферы международных отношений), о том, что любил Лесбию «не как чернь подружку, а как отец любит детей и зятьев», пытается разграничить два вида любви, «любовь» (в традиционном античном смысле, т. е. чувственное влечение) и «благорасположение». При такой новизне жизнеощущения лирика Катулла оказывается свободной от многих традиционных штампов, и даже привычные мотивы любовной поэзии и фольклора приобретают свежее звучание и подаются в оригинальных сочетаниях. Характерно, что образ Лесбии дается только отдельными штрихами, не образующими целостного рисунка: поэт занят главным образом собой и своими чувствами. В быстром чередовании сентиментальности и иронии, пафоса и резонерства, вкрадчивости и задора развертываются стихотворения о воробье любимой, о смерти воробья, о жажде несчетных поцелуев; это — те произведения Катулла, которые пользовались особенной славой в древности и в Новое время и вызвали большое количество подражаний я переделок в «галантной лирике» Ренессанса и последующих веков. В дальнейшем шутливые тона сменяются более мрачными, и основным мотивом становится разлад чувств, презрение к той, которая не сумела достойным образом ответить на глубокую любовь, и неспособность подавить все более разгорающуюся страсть:

Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова,

Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!

Лариса
29. Проблема возникновения драмы в Древней Греции. Устройство античного театра.

Основной ответ:

"Драма" в пер. с греч. "действие". Этим определяется основное свойство всего жанра. Аристотель отмечал, что в отличие от эпоса, где рассказ ведется от лица самого автора, "в драме дается воспроизведение действием, а не рассказом" (+ наглядность этого воспроизведения)

Основные черты драмы - действие и диалог, т.е. мимическая игра и разговор действующих лиц.

Необходимые элементы:

- хор (поет под аккомпанемент музыки)

- мимические танцы (что свидетельствует о развитии драмы из торжественной лирики)

В греческой драме совмещались элементы лирической поэзии с элементами эпоса (в речах действующих лиц, особенно в рассказах так называемых "вестников").

Такая сложность состава нового жанра отвечала назревшим запросам общественной жизни, которые получили наиболее полное выражение в конце VIв. до н.э. в Афинах. (ист.справка: Афины к этому времени становятся центром греч.цивилизации, в Греции в процессе борьбы между разными общественными группами развивается и упрочается строй рабовладельческой демократии). В связи с этими событиями драматический жанр, который всегда содержит в основе столкновение между какими-нибудь противодействующими силами, как раз более других был способен отражать эту напряженность общественных отношений.

Вопрос о происхождении драмы спорный, т.к. нет прямых исторических сведений о начальном периоде ее образования. Есть несколько версий того, от чего произошла драма. Основные:

- крайние буржуазные направления ищут корни драмы в духе пессимизма, в духе музыки (Ф.Ницше)

- другие - в религиозном чувстве и в культе мертвых (В.Риджевей)

- третьи - в половом чувстве (А.Винтерштейн)

Однако все эти объяснения оторваны от реальной действительности. Единственный верный метод - это тщательное изучение того материала, который содержится в сохранившихся произведениях и в исторических данных об условиях театральных представлений того времени. Многие древние термины, относящиеся к драме утратили свое прямое значение (изучением этих изменений занималась антропологическая школа, в которую входили А.Н.Веселовский (собственной персоной, маэстро из теорлита), Дж.Фрезер, А.Дитерих, С.Рейнак, М.Нильссон и др.)

Зачатки драмы содержались в народном творчестве, в лирическеой поэзии, в которой были некоторые элементы мимической игры и диалога (еще во времена крито-микенской цивилизации применялись маски). Свадебные песни часто исполнялись двумя хорами, певшими поочередно (своеобразный диалог). Драматические элементы содержались в похоронных обрядах и сопровождавших их песнях. Зачастую из хора выделялся запевала (корифей), с которым хор вел диалог. В поэзии Гомера (!!!) есть немало мест, где изображается действие и диалог (ссора Ахилла и Агамемнона, посольство к Ахиллу, свидание Гектора с Андромахой, разговор Приама с Ахиллом). Тем не менее, все эти сцены - рассках самого автора, а не действие изображаемых лиц.

Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра во многом связано с культом бога Диониса. В V-IVвв. до н.э. драматические представления происходили только на праздниках Диониса - на Великих Дионисиях в марте и на Ленеях в конце января, а также на Малых Дионисиях (в деревнях) в декабре - и составляли часть культа этого бога.

Аристотель утверждает, что "трагедия возникла от запевал дифирамба, а комедия от запевал фаллических песен". Дифирамба - это песнопения в часть Диониса, исполнявшиеся хором из 50 человек. Из народных песен-импровизаций некоторые поэты, начиная с полумифического Ариона (VII-VIвв. до н.э.), постепенно превратили дифирамб в литературную форму. Отличительная особенность дифирамба: при его исполнении из хора выделяется запевала и пение исполняется хором, то запевалой (сие есть начало диалога, который необходим в драме). Несколько позже все эти особенности были перенесены и в культовые песни в честь героев (например, дифирамб Бакхилида). Аристотель писал, что фаллические песни исполнялись уже еще и в его время и относились к магии оплодотворения земли. Эти обряды отличались веселым характером, шутками, насмешками и даже непристойностями (неудивительно, впрочем). Они послужили основой для комического действия. Культ Диониса и связанные с ним песни были выражением народных воззрений и народного творчества. По своему характеру этот культ принадлежал к категории культов "страдающего бога". Связанные с таким культом рассказы, мифы о страданиях, смерти, воскресения бога (вспомните миф о Дионисе, которого каждый год убивают титаны и возрождает папочка-Зевс, означает обновление этого мира). о его борьбе с врагами и о победах над ними давали богатый материал для воспроизведения в живом "действии". На празднике Великих Дионисий, в марте, когда вся растительность, пробудившаяся после зимней спячки, была в полном цвету, в торжественной процессии представлялось возвращение Диониса. Его изображал жрец, который с атрибутами бога (плющ и чаша с вином) сидел в ладье, поставленной на колеса. Культ смерти-возрождения Диониса во многом способствовал зарождению и росту представлений о борьбе одной индивидуальности с другой, т.е. зарождению и росту драматического понимания жизни.

И пара слов о том разврате, который творился на этом празднике: участники культа сами представляли себя Дионисом (Вакхом) и назывались вакханками и вакхантами. У Лосева говорится, что "дионисийский восторг и оргиазм по свой природе разрушил всякие перегородки между людьми, и потому прежняя родовая и аристократическая знать в отношении этого нового божества оказывалась уже на одном уровне с низшими слоями населения. Вот почему религия Диониса с самого начала вступила в конфликт с прежними, аристократическими олимпийскими богами и быстро одержала победу над ними, а сам Дионис стал сыном Зевса и переселился на Олимп, к которому он раньше не имел никакого отношения (ибо был фракийским богом). Следовательно, основной источник греческой драмы периода восходящей демократии, коренился прежде всего в глубочайшей дионисийской реформе прежней олимпийской, и в частности гомеровской мифологии".

Происхождение трагедии. Трагическое представление было изначально культовым обрядом, при котором приносили в жертву козла. С этим связан другой культ Диониса - обоготворение козла, плоти и крови которого "причищаются" верующие. Спутниками Диониса были сатиры, которые изображались в козлиных шкурах, с рогами и копытами, но с конскими (!!!) хвостами, поэтому их нередко называли "козлами" -) Слово "трагедия" с греч. означает "козлиная песнь" ("трагос" - козел, "оде" - песнь, интересно, что в совр.греч. "песнь" - "трагуди" (трагос+оде) то есть "козел" утратил свое значение). Первоначально это были обрядовые песни в честь Диониса, при которых участники переодевались в козлиные шкуры (эта обрядовая игра сохранилась и позже под названием "сатировской драмы"). Аристотель утверждает, что трагедия возникла из сатировской драмы и имела первоначально шутливый характер (!!!). Он также говорит о том, что трагедия при своем возникновении была испровизированной игрой, но получила серьезный характер.

Происхождение комедии. Название"комедия" происходит от слов "комос" (с греч. "шествие бражников") и "оде" - "песнь".Это песнь шумной и веселой толпы гуляк, которые с шутками ходили по улицам, задевая насмешками прохожих и вступая с ними в перебранку. Нечто подобное происходило, надо думать, и при исполнении "фаллических песен". Есть и другое указание, согласно которому комедия произошла из насмешливых песен крестьян, которые высмеивали своих земляков, чем-нибудь им досадивших (=> демократические истоки комедии).

Культ Диониса со временем вобрал в себя много элементов других культов. Например, культа героев (особенно культ героя Адраста с Пелопоннеса), который обогатил содержание и приблизил культ с миру человеческих отношений.

Однако дифирамб все еще оставался лирическим песнопением, т.к. в нем не было драматического действия и настоящей игры. Переворотом в этом стало введение первого актера (слово "актер" от греч. hypokrites - "отвечающий"). Из чего следует, что роль актера заключалась в том, что он "отвечал" хору. Греческая традиция приписывает введение первого актерапоэту Феспиду, который поставил первую трагедию в Афинах при тиране Писистрате в 534г. до н.э.С этого момента и отсчитывается возникновение драматического жанра.

Позже трагедия выходит из узкого круга сюжетов, связанных с Дионисом, и обращается к жизни людей. Убирается хор сатиров - ставится хор, изображавший людей. Т.к. сатиры были большими приколистами, то без них все стало совсем серьезно. Народу это не понравилось, поэтому решили вернуть хор сатиров (без Диониса) в часть пьес. Это явилось созданием нового жанра - "сатировской драмы" - что-то среднее между трагедией и комедией. Жанр создал поэт Пратин на рубеже VI-Vвв. до н.э.

Так образовалось 3 основных драматических жанра в Греции: трагедия, комедия и сатировская драма. Сатировские драмы, как правило, самостоятельно не ставились, а присоединялись к трагической трилогии в качестве заключительной части (тяжелое впечатление от серьезных трагедия смягчалось веселым фарсом сатировской драмы с шутливыми разговорами, песнями и плясками). Сия группа из четырех произведений составляла так называемую тетралогию (не от "театра", а от "тетра" - лат. "четыре").

Примечание автора билета: в билетах по теорлиту несколько билетов было посвящено мифу (если что-то забыли, то всегда можно приплести что-то оттуда). Там уже разбиралось, что все изначально пошло из подражательной ("мимической") игры в обрядовой системе первобытных народов, а также в фольклоре цивилизованных народов. Эти игры были связаны с первобытными магическими представлениями о том, что разыгрывание какого-либо действия способствует реальному осуществлению его. Эти обрядовые игры зачастую представляли собой сложное массовое действо, иначе - развернутую обрядовую драму. Характерной чертой было т.н. ряженье, надевание маски какого-либо бога, демона или зверя. Люди считали, что человек, надевающий маску, получает свойства того существа, которое изображает маска. Эти мимические игры играли (тавтология, да-да) большую роль в земледельческих культах и входили в состав празднеств плодородия (потому что просили-то в основном богатого урожая, обильных дождей и т.п.). Конкретно по Греции: образцом греческого культа действа может служить священная игра во время мистерий (таинств, доступных лишь посвященным). Здесь изображались похищение Коры (Персефоны) подземным богом Плутоном (Аидом), блуждания ее матери Деметры в поисках исчезнувшей дочери, возвращение дочери на землю, а также бракосочетание Зевса и Деметры. Эта игра повторялась неизменно каждый год.

Наши рекомендации