Как парадигмы юридических исследований

1. Основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания.

2. Эволюционизм, неоэволюционизм в истории методологической мысли.

3. Эволюционизм в юриспруденции.

Цель изучения темы:

Формирование у студентов основных идей и принципов эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания.

Задачи изучения темы:

- познать основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания;

- познать основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма в истории методологической мысли;

- познать эволюционизма в юриспруденции.

Изучив тему, вы получите представление о:

- основных идеях и принципах эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания;

- основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма в истории методологической мысли;

- эволюционизме в юриспруденции.

Будете знать:

- основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания;

- основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма в истории методологической мысли;

- эволюционизм в юриспруденции.

Контрольные вопросы к теме

1. Основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания.

2. Эволюционизм, неоэволюционизм в истории методологической мысли.

3. Эволюционизм в юриспруденции.

ТЕСТЫ

1. Методология юридических исследований, базирующаяся на представ­лении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно раз­вивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, фео­дальную, капиталистическую и социалистическую стадии:

а) культурно-исторический подход;

б) формационный подход;

в) цивилизационный подход;

г) юридическая феноменология.

2. Основатель формационного подхода к изучению правовой сферы жизни общества:

а) Е. Эрлих;

б) Л. Дюги;

в) Г. Гуго;

г) К. Маркс.

3. По мнению К. Маркса, существование политической и юридической надстройки, а также формы государства и права, методы деятельности госап­парата, способы реализации права обусловлены:

а) соотношением классовых сил;

б) влиянием природных факторов;

в) потребностями людей;

г) соотноше­нием хаоса и порядка.

Литература, рекомендуемая к изучению

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.
  2. Берна Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
  3. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998.
  4. Вернадский В. И. Проблема биохимии. - М., 1988.
  5. Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995.
  6. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. - М., 2003. - 523 с.
  7. Горохов В. Г. Философия науки и техники / В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 1999.
  8. Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. - М., 1989.
  9. Лапаева В. В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2006. - №4.
  10. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. Наука как социокультурный феномен / Т. Г. Лешкевич. - М., 2004.
  11. Петров А. В. Теория государства и права: введение в курс / А. В. Петров. - Н.Новгород: ННГУ, 2000.
  12. Попов В. В. Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы): учеб. пособие / В. В. Попов, Б. С. Щеглов. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. - С. 268.
  13. Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000. - 744 с.
  14. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания / В. Г. Торосян. - Краснодар, 1999.
  15. Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М., 1984.
  16. Философия о предмете и субъекте научного познания. - СПб., 2002.
  17. Холтон Дж. Что такое антинаука? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
  18. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхмайер, Т. Адорно. - СПб., 1997.
  19. Швырев В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. - М., 1984.

ТЕМА 14.

АКСИОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА

ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания.

2. Аксиология в истории методологической мысли.

3. Юридическая аксиология.

Цель изучения темы:

Формирование у студентов основных идей и принципов аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания; аксиологии в истории методологической мысли; юридическая аксиология.

Задачи изучения темы:

- познать основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания;

- познать основные идеи и принципы аксиологии в истории методологической мысли;

- познать юридическую аксиологию.

Изучив тему, вы получите представление о:

- познать основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания;

- познать основные идеи и принципы аксиологии в истории методологической мысли;

- познать юридическую аксиологию.

Будете знать:

- основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания;

- основные идеи и принципы аксиологии в истории методологической мысли;

- юридическую аксиологию.

Контрольные вопросы к теме

1. Основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания.

2. Аксиология в истории методологической мысли.

3. Юридическая аксиология.

ТЕСТЫ

1. Методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основании правовой реальности, выдви­гающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу:

а) юридическая герменевтика;

б) юридическая феноменология;

в) юридическая аксиология;

г) юридический прагматизм.

2. Понятие «естественное право с меняющимся содержанием» вводит в научный оборот:

а) Р. Штаммлер;

б) К. Маркс;

в) Е. Эрлих;

г) К.Ф. Савиньи.

3. Автор концепции нормативизма:

а) Е. Эрлих;

б) К. Маркс;

в) Г. Кель­зен;

г) К.Ф. Савиньи.

Литература, рекомендуемая к изучению

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.
  2. Берна Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
  3. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998.
  4. Вернадский В. И. Проблема биохимии. - М., 1988.
  5. Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995.
  6. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. - М., 2003. - 523 с.
  7. Горохов В. Г. Философия науки и техники / В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 1999.
  8. Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. - М., 1989.
  9. Лапаева В. В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2006. - №4.
  10. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. Наука как социокультурный феномен / Т. Г. Лешкевич. - М., 2004.
  11. Петров А. В. Теория государства и права: введение в курс / А. В. Петров. - Н.Новгород: ННГУ, 2000.
  12. Попов В. В. Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы): учеб. пособие / В. В. Попов, Б. С. Щеглов. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. - С. 268.
  13. Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000. - 744 с.
  14. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания / В. Г. Торосян. - Краснодар, 1999.
  15. Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М., 1984.
  16. Философия о предмете и субъекте научного познания. - СПб., 2002.
  17. Холтон Дж. Что такое антинаука? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
  18. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхмайер, Т. Адорно. - СПб., 1997.
  19. Швырев В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. - М., 1984.

ТЕМА 15.

Наши рекомендации