Философия и наука. Проблема взаимосвязи философии и науки
Понятие науки, классификация наук. Особенности научного знания.
Наука - это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Во-первых, под наукой имеют в виду особый вид человеческой деятельности (познавательной), результатом которой выступает истинное знание.
Различают субъект познания и объект познания. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. объектом познания является природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов
Во-вторых, под научным знанием понимают результат познавательной деятельности.
Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины.
В-третьих, наука выступает элементом культуры и как социальный институт.
Классификация наук по Аристотелю:
· Теоретические (физика, математика, метафизика)
· Практические (политика, этика)
· Техника (механика)
Физика – наука о вещах, которые изменяются;
Математика – наука о вещах, которые не изменяются;
Метафизика (первая философия) – наука о вещах, которые существуют отдельно друг от друга, но являются неизменными.
Классификация наук по человеческим способностям по Ф.Бэкону:
· Память – история
· Воображение – искусство
· Рассудок – философия (метафизика, естественная теология, учение о человеке, натурфилософия)
Современная классификация:
· Естественные и гуманитарные
· Фундаментальные и прикладные
Специфика научного познания. 1) Объектом научного познания является тот или иной фрагмент действительности. 2) Другая примечательная особенность научного познания состоит в том, что её результаты фиксируются в виде «закона», представляющего собой наивысшую форму знания. 3) В научном знании имеют значимость и сохраняются лишь те моменты, которые соответствуют объекту исследования, «субъективное» же по возможности исключается из него. Поэтому в этом смысле можно ещё сказать, что наука объективна. 4) Следующую особенность научного познания можно обозначить как систематичность. Наука не является бессвязным набором частей. Кроме того, каждая отдельная научная дисциплина стремится «согласовать» (сделать непротиворечивыми) знания, полученные её, со всеми знаниями, полученными в других научных дисциплинах. 5) Далее, следует отметить, что научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, – через наблюдение, эксперимент и измерение, – и его результаты, выраженные в виде гипотезы, закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. 6) Важно отметить и то, что выводы научного познания строятся на основе «рациональных» процедур – логических правил, обеспечивающих достоверность и согласованность приобретённых знаний. Вместе с тем, и самокритична. 7) Отметим и такую особенность научного познания, как его «незавершенность». Научное знание безгранично растёт, и, тем не менее, абсолютная истина в науке, скорее всего, не достижима. 8) Кроме того, для науки характерна преемственность знаний (новые знания всякий раз соотносятся со всем комплексом уже полученных знаний; старые открытия в научном познании никогда не пропадают бесследно). Кумуллятивность. 9) Для науки также характерны свой особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований
Философия и наука. Проблема взаимосвязи философии и науки
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты.
Наконец, в третий период, начало которого относится к ХIХ в. , наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Философское мировоззрение может быть и научным, и ненаучным.
Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.
Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных, технических проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем.