Особенности науки нового времени

Становление классической науки

Ренессанс, реформация, в этот период возникают предпосылки складывания классической науки. По сути: речь идет о классическом естествознании.

Социальные предпосылки классической науки:

1. Свобода государств и городов

2. Доступ к знаниям

3. Знакомство Европы с востоком во время крестовых походов

4. Духовная борьба между государством и католической церковью (секорулизация???)

Подробнее в пособии

Мотивы возникновения классической науки:

1. Онтогенетический мотив – воля к власти, господству над природой, знаниям, умениям. Знания – сила! Польза науки.

2. Филогенетический –религия. Религия:

1. Требует истинности любой ценой,

2. Мир как сотворенный богом становится важным в любом своем фрагменте

3. Мир лежит во зле, чтобы ликвидировать зло – нужна наука

Факторы развития классической науки:

1. Вступление общества в новую цивилизацию – техногенная цивилизация (глобальная цивилизация). До этого была античная цивилизация (Египет, Греция). Грядет информационная цивилизация.

2. Промышленная революция. Переход от мануфактурного производства к машинному. Этапы промышленной революции:

1. появление промышленных машин

2. появление универсального двигателя – паровой машины

3. создание станков, рабочих машин, изобретение СУПов – Система Управления Производством?????

Особенности науки эпохи возрождения

1. Начинают формироваться 2 направления в науке: эмпиризм и рационализм

2. Специфическое снятие культурного и научного потенциала средневековья. Период возрождения/реформации часто называют переходным периодом.

3. Ориентация на человека, деятельность человека. Человек – начало всех вещей. Человек – центр мира, от бога к человеку и от человека к богу

4. Складывание новой картины мира: вместо геоцентрической гелиоцентрической

5. Критическое отношение к прошлым авторитетам во всех областях знаний

6. Эстетические категории в описании природных явлений

7. Наука начала смотреть в трубу – эксперимент

8. Отрыв университетской и практической науки

9. Естествознание как самостоятельная область знания

10. Особое внимание к математике – язык природы = язык математики

Новации науки (Коперник, вава, Галилей)

1. Новое понимание космоса (вселенной)

2. Движение . Критическое отношение к прежним идеям.

3. Терпеливо Новый лозунг: факт

4. Отсутствие более-менее доказательств для выдвинутой гипотезы

5. Открытие трех законов движения планет, значение ускорение, движение по кругу и по прямой, закон падения тел, закон инерции

6. Создание научных приборов

7. Успехи чистой математики: логарифмы, дифференциальное и интегральное исчисление

8. Устранение явления анимизма из законов физики

9. Изменение представления о месте человека в мироздании

10. Внимание к философским проблемам мироздания

■ Итальянские гуманисты

i. Данты Алигьери

■ Платонизм

■ Аристотелизм

■ Естественно-научная мысль

i. Николай Кузанский

ii. Леонардо да Винчи

iii. Галилео Галилей

iv. Николай Коперник

v.

■ Социальные проблемы

i. Никкола Макиавелли

ii. Томас Мор

iii. Томмаза Компанелла

Соотношение понятий социальные - гуманитарные знания и социально-гуманитарные науки.

Философия возрождениякак этап развития науки и техники не рассматривается как относительно самостоятельный этап. Большинство рассматривает эпоху возрождения как начальный этап классической науки.

Особенности науки нового времени

1. Изменение цели и объекта изучения. Новая наука, классическая наука возникла в результате слияния двух потоков: коренной переработки античной науки и производственной и технической практики ремесленников, с одной стороны, и, с другой стороны, новые открытия связанных с деятельностью простых людей (народной массы). Эта проблема глубоко проанализирована в работах Вернадского. “Очерк по истории современного научного обозрения”.

2. Возникновение социальной истории науки, включающей два подхода:

1. Макроаналитический – внешние факторы (первые попытки рассмотреть взаимосвязь науки и системы образования, индустриального производства, государственно организованной институализации науки, науки и техники и других проблем – принято называть социальной матрицей,

2. Микроаналитический уровень характеризующий отношения между различными членами научного сообщества. Энтография науки – микросоциальный анализ науки, её локальных групп и межличностных отношений ученых.

3. Формирование субъектов науки –подход к анализу субъекту анализа науки не как созерцателя, а как активному преобразующему компоненту науки нацеленного не только на познание мира, но и на его преобразование. Подход к человеку как к природному существу заменяется подходом к человеку как к социальному существу

4. Складывается новый тип научных исследований - образуется естественнонаучная мысль. Вначале единая на базе складывающейся новой картины мира – механистическая картина мира на различных уровнях макро- и микро- (атомистическое движение). Новая форма науки построена на классической концепции детерминизма (автор Лаплас). Большее место в этой концепции науки отводится Ньютону (4 закона. 4-ый – закон всемирного тяготения).

5. Складывается новый язык науки – национальные.

6. Центральной проблемой классической науки является проблема “знание силы?”. Индукция и дедукция. Появляется экспериментальный метод – метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств, а не кулака, ноги или другой части тела.

7. Формируются субъекты научного сообщества и научного сообщества.Самыми первыми были академии, университеты, научные общества.

8. Формируется научная традиция на уровне определенных социальных структур, знания, на уровне взаимодействия фундаментального и прикладного знания. Формируются основные элементы передачи традиций – социальные традиции. Научная школа, колледж, научная дисциплина, научное направление, область исследования, научное движение.

9. Сильное влияние, невозможность развития науки без математизации. Развиваются новые формы математизации, ведущие часто к абсолютизации роли математики: Рене Декарт.

10. Классическая наука не смогла бы образоваться без европейской философии XVII-XVIII веков, основными проявлениями которой являются:

1. Механический метафизический материализм

2. Дифференциация двух направлений познания: эмпиризм и рационализм.Основные формы эмпиризма и основные формы рационализма – найти и выписать.

3. Борьба материализма и идеализма (механистический материализм, рационалистический дуализм, субъективный идеализм, религиозный мистицизм).

11. Формирование классической истории науки

12. Новая форма секуляризации – веротерпимость (хочешь веруй, хочешь не веруй) и теизм.

13. Поиск метода научного познания – все философы нового времени ищут теорию, а потом метод.

14. В этот период не существует единого образа классической науки, существует несколько образов классической науки. Все классические, но все отличаются от друг друга. Основными из них являются:

1. Механистический эмпиризм

2. Механистический рационализм

3. Как реакция на эти образы возникает ещё 3 образа науки. Эмпирико-Сенсуалистический образ науки. ???? Что такое сенсуализм?

4. Религиозно-мистический образ науки

5. Субъективно-идеалистический образ науки (Беркли, Юм)

Наши рекомендации