Особенности науки нового времени
Становление классической науки
Ренессанс, реформация, в этот период возникают предпосылки складывания классической науки. По сути: речь идет о классическом естествознании.
Социальные предпосылки классической науки:
1. Свобода государств и городов
2. Доступ к знаниям
3. Знакомство Европы с востоком во время крестовых походов
4. Духовная борьба между государством и католической церковью (секорулизация???)
Подробнее в пособии
Мотивы возникновения классической науки:
1. Онтогенетический мотив – воля к власти, господству над природой, знаниям, умениям. Знания – сила! Польза науки.
2. Филогенетический –религия. Религия:
1. Требует истинности любой ценой,
2. Мир как сотворенный богом становится важным в любом своем фрагменте
3. Мир лежит во зле, чтобы ликвидировать зло – нужна наука
Факторы развития классической науки:
1. Вступление общества в новую цивилизацию – техногенная цивилизация (глобальная цивилизация). До этого была античная цивилизация (Египет, Греция). Грядет информационная цивилизация.
2. Промышленная революция. Переход от мануфактурного производства к машинному. Этапы промышленной революции:
1. появление промышленных машин
2. появление универсального двигателя – паровой машины
3. создание станков, рабочих машин, изобретение СУПов – Система Управления Производством?????
Особенности науки эпохи возрождения
1. Начинают формироваться 2 направления в науке: эмпиризм и рационализм
2. Специфическое снятие культурного и научного потенциала средневековья. Период возрождения/реформации часто называют переходным периодом.
3. Ориентация на человека, деятельность человека. Человек – начало всех вещей. Человек – центр мира, от бога к человеку и от человека к богу
4. Складывание новой картины мира: вместо геоцентрической гелиоцентрической
5. Критическое отношение к прошлым авторитетам во всех областях знаний
6. Эстетические категории в описании природных явлений
7. Наука начала смотреть в трубу – эксперимент
8. Отрыв университетской и практической науки
9. Естествознание как самостоятельная область знания
10. Особое внимание к математике – язык природы = язык математики
Новации науки (Коперник, вава, Галилей)
1. Новое понимание космоса (вселенной)
2. Движение . Критическое отношение к прежним идеям.
3. Терпеливо Новый лозунг: факт
4. Отсутствие более-менее доказательств для выдвинутой гипотезы
5. Открытие трех законов движения планет, значение ускорение, движение по кругу и по прямой, закон падения тел, закон инерции
6. Создание научных приборов
7. Успехи чистой математики: логарифмы, дифференциальное и интегральное исчисление
8. Устранение явления анимизма из законов физики
9. Изменение представления о месте человека в мироздании
10. Внимание к философским проблемам мироздания
■ Итальянские гуманисты
i. Данты Алигьери
■ Платонизм
■ Аристотелизм
■ Естественно-научная мысль
i. Николай Кузанский
ii. Леонардо да Винчи
iii. Галилео Галилей
iv. Николай Коперник
v.
■ Социальные проблемы
i. Никкола Макиавелли
ii. Томас Мор
iii. Томмаза Компанелла
Соотношение понятий социальные - гуманитарные знания и социально-гуманитарные науки.
Философия возрождениякак этап развития науки и техники не рассматривается как относительно самостоятельный этап. Большинство рассматривает эпоху возрождения как начальный этап классической науки.
Особенности науки нового времени
1. Изменение цели и объекта изучения. Новая наука, классическая наука возникла в результате слияния двух потоков: коренной переработки античной науки и производственной и технической практики ремесленников, с одной стороны, и, с другой стороны, новые открытия связанных с деятельностью простых людей (народной массы). Эта проблема глубоко проанализирована в работах Вернадского. “Очерк по истории современного научного обозрения”.
2. Возникновение социальной истории науки, включающей два подхода:
1. Макроаналитический – внешние факторы (первые попытки рассмотреть взаимосвязь науки и системы образования, индустриального производства, государственно организованной институализации науки, науки и техники и других проблем – принято называть социальной матрицей,
2. Микроаналитический уровень характеризующий отношения между различными членами научного сообщества. Энтография науки – микросоциальный анализ науки, её локальных групп и межличностных отношений ученых.
3. Формирование субъектов науки –подход к анализу субъекту анализа науки не как созерцателя, а как активному преобразующему компоненту науки нацеленного не только на познание мира, но и на его преобразование. Подход к человеку как к природному существу заменяется подходом к человеку как к социальному существу
4. Складывается новый тип научных исследований - образуется естественнонаучная мысль. Вначале единая на базе складывающейся новой картины мира – механистическая картина мира на различных уровнях макро- и микро- (атомистическое движение). Новая форма науки построена на классической концепции детерминизма (автор Лаплас). Большее место в этой концепции науки отводится Ньютону (4 закона. 4-ый – закон всемирного тяготения).
5. Складывается новый язык науки – национальные.
6. Центральной проблемой классической науки является проблема “знание силы?”. Индукция и дедукция. Появляется экспериментальный метод – метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств, а не кулака, ноги или другой части тела.
7. Формируются субъекты научного сообщества и научного сообщества.Самыми первыми были академии, университеты, научные общества.
8. Формируется научная традиция на уровне определенных социальных структур, знания, на уровне взаимодействия фундаментального и прикладного знания. Формируются основные элементы передачи традиций – социальные традиции. Научная школа, колледж, научная дисциплина, научное направление, область исследования, научное движение.
9. Сильное влияние, невозможность развития науки без математизации. Развиваются новые формы математизации, ведущие часто к абсолютизации роли математики: Рене Декарт.
10. Классическая наука не смогла бы образоваться без европейской философии XVII-XVIII веков, основными проявлениями которой являются:
1. Механический метафизический материализм
2. Дифференциация двух направлений познания: эмпиризм и рационализм.Основные формы эмпиризма и основные формы рационализма – найти и выписать.
3. Борьба материализма и идеализма (механистический материализм, рационалистический дуализм, субъективный идеализм, религиозный мистицизм).
11. Формирование классической истории науки
12. Новая форма секуляризации – веротерпимость (хочешь веруй, хочешь не веруй) и теизм.
13. Поиск метода научного познания – все философы нового времени ищут теорию, а потом метод.
14. В этот период не существует единого образа классической науки, существует несколько образов классической науки. Все классические, но все отличаются от друг друга. Основными из них являются:
1. Механистический эмпиризм
2. Механистический рационализм
3. Как реакция на эти образы возникает ещё 3 образа науки. Эмпирико-Сенсуалистический образ науки. ???? Что такое сенсуализм?
4. Религиозно-мистический образ науки
5. Субъективно-идеалистический образ науки (Беркли, Юм)