Тематическое своеобразие лирики Н. Рубцова

Лирика Рубцова совершенно особая. Наиболее эмоционально в них выразилось личное «я» поэта. Тема души прозвучала в творчестве Рубцова волнующе, пронзительно. Основной мотив его стихотворений – мотив одиночества. Одно из его лучших стихотворений так и называется – «Я умру в крещенские морозы…». Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти, любви и разлуки. В программном стихотворении Рубцова «Звезда полей» отразилось мироощущение поэта.Для лирического героя Родина – это идеал святости. В основу этого стихотворения положена антитеза. В первых строчках лирическому герою тревожно, смутно на сердце. Возникает состояние скрытой горечи. В то же время здесь звучит нежная любовь к Родине: «сон окутал родину мою». Здесь появляется еще одна антитеза: малая родина, над которой горит «звезда полей», и вся огромная родина. Таким образом, пространство стихотворения расширяется.

Сам образ звезды традиционен для русской поэзии. С ее образом тесно связано представление о надежде. …И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей… Во многих стихотворениях поэт использует фольклорные традиции и мотивы русской христианской философии, темы крестьянской поэзии. Произведения Рубцова отличаются пристрастием к деталям сельского быта, сочетанием христианских и языческих мотивов, темами классической русской литературы.Он поэтизирует любовь к малой родине, стремление к бескомпромиссной правде, хранит память о войне. Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры. Эти темы нашли свое отражение в стихотворении «Русский огонек»(1964). В нем подчеркивается спокойствие и миролюбие русского человека. Лирический герой здесь – путник, вечный странник, затерянный на просторах России. Он заходит в дома незнакомых людей, и его встречают как дорогого гостя, дают обогреться, оставляют ночевать.

На фоне монументальной природы появившийся в снежной пустыне огонек воспринимается как очаг жизни, надежда. Образ героини стихотворения типичен для тех лет. Старушка до сих пор живет воспоминаниями о страшной войне.

Ключевым здесь является мотив сиротства. Особенно пронзительно он звучит в кульминации стихотворения:

Его стихотворение «Журавли» перекликается с произведением «У сгнившей лесной избушки». Во многом произведения Рубцова перекликаются с лирикой Фета. Часто поэт использует символы христианской религиозной культуры. Эти темы характерны для стихотворения «Крещенские морозы». Ночь на Крещение воспринимается Рубцовым как некое мистической действо. Для поэта подобное время священно. Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для стихотворения «Посвящение другу». Исследователи творчества Рубцова справедливо отмечали, что образ дороги связан у него с образом Времени, истории, судьбы России.


20. Правда и миф о коллективизации в поэме «Страна Муравия»

Поэма «Страна Муравия»(1936) – вершина довоенного творчества поэта. Она вобрала в себя наблюдения над жизнью довоенной деревни: о колхозе «Память Ленина» в селе Рибшева Пречистенского района. О первой областной олимпиаде 1935 года в Смоленске и 8-летнем танцоре Коле Пастухове, переплясывающем отца, о цыганском колхозе «Свобода» и т.д. Еще до поэмы было написано стихотворение «Гость» (1933), герой которого напоминает многими чертами Никиту Моргунка.

Основную идею поэмы можно определить по-разному:

1) поэт славит колхозный уклад жизни, противопоставляя ему одиночный;

2) поэт поэтизирует труд хлеборобов, землю, родящую урожай.

О второй идее высказался позже сам автор: «Сильнейшая и ценнейшая сторона в драматизме картины в том, что упор не так на «материальность» единоличной жизни, как на ее «поэзию», традиционную красоту. Не будь этого, нечего было бы и говорить об этой книге теперь».

В своей поэме Твардовский пишет об общечеловеческом, вечном. И колхозы тоже славятся. Но именно общечеловеческое начало больше интересует автора и его героев. В 1-й главе мы читаем. В 3-й главе поэтизируется конь – первый помощник крестьянина, в 4-й – хуторская земля, которую ищет Моргунок: Заканчивается глава гимном земле. В поисках счастья путешествует Никита Моргунок, наблюдает жизнь. Она разная: цыгане трудятся в колхозе, кони у них отменные; зажиточно живут колхозники в колхозе, которым руководит Андрей Ильич Фролов; жизнь нищенская в деревне Острова.

Сказочной страны Муравии Моргунок не находит, но почти приходит к выводу, что в колхозах жить лучше. В пути случается беда – прикинувшийся нищим поп ночью украл коня, потому путешествовать пришлось, запрягшись самому в телегу. Вскоре своего коня вернул. А вот с решением о вступлении в колхоз временит: я, мол, оставляю героя наедине с жизнью, пусть выбирает путь самостоятельно.

19-я глава повествует о встрече Никиты Моргунка со старцем, дающим ему такой же совет:

«По воле действуй по своей» – вот лейтмотив поэмы. Человек волен испытать и выбирать свою судьбу.

Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» отразила период коллективизации с морально-этической стороны, с «народной поэзией» – выгодное ли это дело вообще и надолго ли оно. Поэт показал истинно народный характер любознательного хозяина, действующего по пословице «Семь раз отмерь – один отрежь».

Фольклорное начало проявляется в ней и в создании народных типов, и показа массовых сцен (например, свадьбы), и в языке героев и автора («заводило знак дает, явиться на совсем», «бабий век – сорок лет»), в использовании частушечной, песенной, плясовой мелодий.

21. Поэма «Василий Тёркин» как народно-героическая эпопея. Василий Тёркин как национальный характер.
поэма «Василий Тёркин», названная поэтом «Книгой про бойца». Война показана и как легендарно-мужественное время подвигов, как тяжелая солдатская работа, изнурительный труд, и как драма с юмористическими «заставками», всплесками радости (поэма «Василий Тёркин»), в стиле былинно-легендарном и романтическом. Впервые мысль о создании произведения о бывалом солдате возникла у поэта в конце 1939 года (война с Финляндией). Первоначально Вася Теркин был условным персонажем приключенческих фронтовых рассказов-фельетонов в армейских газетах. Но постепенно этот забавный персонаж превратился в широко обобщенный образ российского солдата.Работа над поэмой началась весной 1941 года, а 4 сентября 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда» была напечатана часть произведения – вступительная глава «от автора» и глава «На привале». датой окончания поэмы стал 1945, год победы.Сюжетной основой поэмы являются события Великой Отечественной войны. А. Твардовский правдиво рисует ряд жестоких картин войны: страшную, гибельную переправу, изматывающий бой в болоте за деревеньку Борки, сожжённую противником, очередной «смертный бой» «в уже кромешной мгле», сражение окопавшихся солдат с фашистским самолетом и многие другие. по слову автора, поэма не имеет «ни начала, ни конца». В центре всей поэмы и каждой отдельно печатавшейся глав – фигура Василия Тёркина.Этот образ имеет фольклорные истоки. Он возник из зарисовок раннего Васи Теркина, богатыря и весельчака, а также фельетонного героя Ивана Гвоздева. Однако прежде всего это результат пристальных авторских наблюдений во время боев и фронтовых будней, отражение взятых из самой жизни лучших черт бойцов, «обыкновенных», простых, хотя и действующих в исключительных условиях страшной войны.На долю Теркина выпадают все те тяжелые испытания, через которые прошел сражающийся народ: окружение, тяжелое ранение на ничейной земле, гибельная переправа, потеря друзей, госпиталь, новые бои. С этим связана фамилия героя. Возникнув от глаголов «тереть» и «перестирать», она подчеркивает бывалость героя – он «тертый жизнью», искромсанный всеми ее превратностямиА. Твардовский не наделяет своего героя примечательной, тем более красивой наружностью («Красотою наделен/Не был он отменной»). Нет в нем и внешнего богатырства. Акцент сделан на богатырстве внутреннем, на делах и поступках, родственных подвигам былинных героев.При этом автор подчеркивает красоту Василия, его обыкновенность и исключительную скромность.Но его героизм очевиден – и в кровопролитных боях, и в изнурительных переходах, и в неожиданных, экстремальных ситуациях. Так, не размышляя, Теркин бросается в ледяную воду, чтобы передать на другой берег реки исключительно важное донесение.Примечательной особенностью героя является слитность его с бойцами, нераздельность его судьбы с участью тысяч, народность.Всегда и всюду он «свой среди своих». Таким «своим» он ощущает себя с пехотинцами, с бойцами «могильной» команды, спасающими его, с танкистами. Тёркин необыкновенно общителен, контактен, дружелюбен, легко вхож в любую группу бойцов.Тёркину присуща беспредельная преданность Родине, которую он воспринимает по-разному: и как отчий дом, и как родимый край (Смоленщину).В герое живет не просто любовь к Родине, а высочайшее чувство ответственности за ее судьбу.А. Твардовский воплащает в своем Теркине черты русского национального характера. Поэт раскрыл в нем бесстрашие и мужество, выносливость, уникальный жизненный опыт и готовность им делиться с людьми, чувство юмора и живого лукавства, бесхитростность и добродушие, пристрастие к песне и любовь к заразительной пляске.Тёркин, отличается большим трудолюбием. Войну он тоже воспринимает как неустанную работу. Он призван создать приподнятое настроение, ободрить, воодушевить. Но Твардовский рисует в поэме не индивидуальную судьбу. Это обобщенный образ, воплощающий облик и пути многих сотен тысяч бойцов.связь с унт: В ткань поэмы вошли пословицы и поговорки («делу время – час забаве»), авторские речения, очень близкие к малым жанрам фольклора («Я от скуки на все руки»; «Не гляди, что на груди. А гляди, что впереди!»), песни, частушки, веселые прибаутки («Дальние фронта не пошлют»). Но эпос органично соединился в поэме с лирикой, которая определяется постоянным присутствием сопереживающего автора. 7 глав произведения, написанных от имени лирического «я», носят глубоко прочувственный, задушевный характер, однако лиризм разлит и в других частях произведения. Простой, ясный, доступный язык «Книги про бойца», живой 4-х-стопный хорей, звучащий легко и непринужденно, углубляют народность произведения.

Наши рекомендации