Философия, наука, идеология как формы познания права.

Специфика философского познания права.

Философия – это категориальная рефлексия мировоззрения.

Наша задача прояснить, что значит мировоззрение, что значит категориальная и что значит рефлексия.

Мировоззрение.

Существует два подхода к определению понятия мировоззрения:

Объектный (с точки зрения характеристики объекта – каков мир). Это система знаний о мире, научное отношение к познанию

Субъектный (с точки зрения характеристики субъекта) –. Это система идеалов, ценностное отношение к миру

Научное отношение дробит мир на части, ценностное – дает целостную картину мира.

При субъектной трактовке мировоззрение есть у всех. Любой человек так или иначе относится к окружающему миру.

При объектной трактовке мы можем говорить о наличии мировоззрения у субъекта только если его представления о мире системно выстроены и научно обоснованы.

Например:

позитивистское мировоззрение объясняет мир как совокупность причинно-следственных. Возникновение права объясняется следствием развития и усложнения общественных отношений, формированием государства, и как следствие выделение права как самостоятельного инструмента властного регулирования отношений в обществе со стороны государства. Отсюда – право в системе этого мировоззрения – система норм, установленных государством.

Юридическое мировоззрение в данном случае предполагает такую систему знаний, которая обосновывает право власти на установление нормативного порядка.

идеалистическое мировоззрение объясняет мир как естественный, разумный порядок. Социальный мир – это проявление разумной природы человека, направляющего свои действия на разумное удовлетворение своих естественных потребностей. Право в рамках такого мировоззрения – трактуется как естественное право. Это система норм, соответсвующих естественным потребностям человека и его разумной природе.

Юридическое мировоззрение при таком подходе предполагает систему знаний, объясняющих право как разумное средство организации взаимоотношений личности, общества и государства.

Что дает нам разведение этих трактовок? Это помогает нам отделить философию права от теории права и от идеологии.

Объектная трактовка мировоззрения сближает философию с научным знанием. Применительно к праву – с теорией права.

Субъектная трактовка – с идеологией, т.к. она предполагает ценностное отношение к миру. А применительно к праву – с этатистскими или либеральными (естественно-правовыми концепциями) или другими концепциями права.

Поэтому так важно развести эти формы познания.

Рефлексия.

Рефлексия в современном гуманитарном знании понимается как анализ собственных мыслей и переживаний.

Рефлексия – (от лат reflexio - отражение) это обращение назад, присвоение познанного. Наука направляет мысль на объект. Философия – возвращает обратно к «Я». Это познание не предмета, а познание своего отношения к нему. Это мысль не о предмете, а мысль о мысли.

Вы совершили поступок – опоздали на пару. Почему вы опоздали – не пришла маршрутка (вы анализируете не свое поведение, а внешнее – это просто отражение). Когда вы будете искать внутренние причины – это рефлексия (самосознание, а не сознание). Возможно предмет не обладает для вас ценностью, или вы неорганизованный человек. (Почему на поезд опаздывают реже, чем на пару?)

Научная редукция сводит предмет к его исходным характеристикам, т.е. к характеристикам самого предмета; философская рефлексия стремится свести предмет к субъекту.

Философия направлена не прямо на опыт или какой-нибудь предмет, а на мысль об этом предмете. Для нее вопрос «что это за предмет, каков он?» не является специфичным, иначе ее трудно было бы отличить от науки. Собственно философский вопрос: «не почему предмет таков, а Почему я его так воспринимаю, а не как-нибудь иначе?».

Например: не что есть право в своих проявлениях, а почему я тот или иной поступок воспринимаю как правомерный или как неправомерный (Машины у кинотеатра на тротуаре). Почему одна и та же модель поведения воспринимается как право в одном случае и как не право в другом (распитие пива на площади; норма о брачном обещании). Объяснение права как установленной государством нормы не поможет ответить на этот вопрос. Почему в качестве правовой установлена именно эта норма? Почему несмотря на установление нормы, нарушение ее не воспринимается как не правомерное поведение?

Рефлексивное мышление воспроизводит не логику явления, а логику самого разума. Оно высвечивает свойства самого мышления, а не свойства отражаемого сознанием предмета.

Логика – способность к установлению причинно-следственных связей -норма о брачном обещании (ушла причина – ушла из права и норма).

Стереотипность мышления – распитие спиртных напитков на площади и реакция на это сотрудников милиции (стереотип собственного поведения не позволяет увидеть здесь правонарушение несмотря на запрет).

Частные науки, в том числе и юриспруденция, не занимаются критической проверкой собственных оснований. Философия же по своей природе критична. Она проверяет каждую посылку.

Например, ТГП трактует право как систему норм, исходящих от государства и при этом не отслеживает, что это не доказанный факт, а просто удобная предпосылка.

Смысл философской рефлексии в том, чтобы выявить нерефлексируемые обыденным сознанием аксоматические ценности, иделогические пристрастия и социокультурные установки.

Мировоззрение – это базовые ценности – т.е. те, что определяют выбор целей и средств деятельности в целом, а не в какой-либо области. Определяют ценностное отношение к жизни, а не, скажем, к какой-либо книге, местности и т.д.

Такие ценности для определенного типа культуры аксиоматичны. Они принимаются без доказательств. Скажем, ценность труда в протестантской культуре и ценность свободного времени, досуга в латиноамериканской. Закон – в европейской, и традиция – в восточной.

По своей ценностной ориентации мировоззрение может быть любым. И мы находимся в состоянии выбора мировоззрения.

Философия – это критическая рефлексия ценности, это осознанный выбор мировоззрения.

Мировоззрение есть у всех, а рефлексия своего мировоззрения – у философа.

Философия есть только там, где есть возможность выбора мировоззрения. Там, где есть жесткое мировоззрение, там нет философии.

Когда же происходит переоценка ценностей (рефлексия самих ценностей) – там есть философия.

Переоценка ценностей имеет две стороны. На практике переоценивают ценности революционеры, в теории – философы. Большинство же людей просто принимают ценности.

Не хотите революций – становитесь философами. Но только философами, а не идеологами.

Идеология использует данные философии, но связывает свое содержание с определенной группой интересов и идей, заданных той или иной ценностной ориентацией. Эти идеи начинают жить по своей (этической, религиозной, этнической, классовой, групповой или даже индивидуалистической) логике. Идеология – это всегда абсолютизация, возвеличивание идей.

Идеология не допускает такой критики своих установок. Они для нее аксиоматичны.

Кроме того, идеология не интересуется смыслом, сущностью идей. Она задает механизм их воплощения. Она ставит вопрос не о том, что представляет из себя право как ценность, а как воплотить принятые аксиомы в жизнь.

Философия же как раз представляет собой критическую рефлексию любых идей. Но для этого рефлексия должна быть не логическая, как в науке, и не оценочная, как в идеологии, а категориальная.

Категориальный анализ.

Категории – это наиболее общие понятия, в содержание которых входят универсальные характеристики бытия. В силу этого им невозможно дать определение через другие понятия.

Так, мы можем дать определение позитивному праву: эта система норм, установленных государством. А вот дать определение просто понятию «право» - практически невозможно. Так же как и дать определение понятию «смысл права», «сущность права» и т.д., это предельные понятия, не определяемые через другие.

Категория – это особый инструмент для анализа мировоззрения. В отличие от логического анализа, предполагающего разделение целого на части и выявление причинно – следственных связей между частями, категориальное мышление предполагает обобщение частностей до всеобщего.

Как это понимать?

Скажем, перед вами набор карандашей. Научный анализ предполагает классификацию этих карандашей по каким-то признакам: цвет, твердость, место производства и т.д.

Философский анализ предполагает нахождение такого свойства карандашей, которое позволило бы любой карандаш идентифицировать как карандаш, будь то цанговый или итальянский карандаш. Т.е. философ занят поиском «карандашности» карандаша. Или «правности» права.

Возьмем понятие «право». Вот одно из его определений в теории государства и права: Это совокупность признаваемых в данном обществе нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Логический анализ вычленяет здесь такие проявления права, как норму, как процесс (согласование воль) и как принцип (равенство и справедливость). И выстраивает их в определенной последовательности: нормы основываются на принципах и служат для согласования воль.

Далее анализ пойдет по еще большей детализации.

Норма будет представлена как гипотеза, диспозиция и санкция и т.д.

Категориальное же познание права будет идти не вниз, а вверх.

Здесь по отношению к праву будут применяться общефилософские категории бытия, ценности, сознания, сущности, формы, содержания. И тогда право – это форма духовного бытия; право – это социальная ценность, право – это деятельность и т.п.

Категориальная рефлексия воззрения на право с позиции объектной трактовки мировоззрения отразится, например, в следующих категориях:

Право – явление (конкретно-историческое или культурно-своеобразное)

Право – коммуникация (смысловая сторона взаимодействия), текст.

Право – регуляция.

С позиции субъектного подхода право – это свобода, долженствование, принуждение и т.д.

Категории удовлетворяют двум требованиям:

Наши рекомендации