Шри рагхунатха дас госвами
Получив рождение в династии вайшнавов, Рагхунатха дас Госвами был единственным сыном богатого землевладельца. Еще будучи ребенком он получил благословения и дар общения с Харидасом Тхакуром. В возрасте пятнадцати лет он встретил Господа Чайтанью. По милости Господа Нитьянанды, он отрекся от красивой жены и богатого наследства и прибежал в Джаганнатха Пури, чтобы на целых шестнадцать лет погрузиться в сокровенное служение Шри Гаура Райе и своему шикша-гуру Сварупе Дамодаре Госвами. Господь Гауранга подарил ему собственную говардхана-шилу и ганджа-малу.
Рагхунатха дас не мог найти в себе силы, чтобы продолжать жить после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он пришел во Вриндаван, чтобы покончить с собой, бросившись с вершины холма Говардхан. Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами с любовью приняли его. Они убедили его жить дальше и рассказывать всем враджаваси-вайшнавам о лилах Шримана Махапрабху, явленных Им в Пури. По три часа каждый день он сидел на берегу Радха-кунды и рассказывал о Шри Чайтанье Махапрабху.
Сорок лет Рагхунатха дас совершал свой Радха-Кришна бхаджан на берегу Радха-кунды. Он вел аскетичную жизнь чистой преданности. Своим жизненным примером Рагхунатха дас Госвами явил высший образец отречения, необходимый для того, чтобы обрести вечное любовное преданное служение Радхе-Гиридхари в нитья-никунджа-лиле на Радха-кунде. Его совершенный пример воодушевляет всех гаудия-вайшнавов развивать беспримесную чистую любовь к Радха-Кришне.
Ежедневный бхаджан Шри Рагхунатхи даса Госвами включал в себя: повторение 64 кругов джапы (100 000 святых имен); совершение манаси-севы в своем духовном теле; поклонение говардхана-шиле; омовение в Радха-кунде трижды в день; предложение тысячи поклонов Кришне; предложение двух тысяч поклонов вайшнавам и заключение их в свои объятия; отдых на протяжении полутора часов, а в иные дни и вовсе без отдыха (следует понимать, что, отдыхая, вечный спутник Господа продолжает свое служение Ему). Он съедал только одну чашку (100 грамм) пахты.
На протяжении всей своей жизни он никогда не принимал пищи для удовлетворения своих чувств. Он принимал ровно столько, сколько было необходимо для поддержания души в теле. Говорится, что после ухода Господа Чайтаньи Рагхунатха дас вкушал только по одному плоду и чашке молока. После того, как Шри Санатана Госвамипада покинул этот мир, он ограничился лишь одной чашкой пахты в день. А когда Шри Рупа Госвами вошел в нитья-лилу, Рагхунатха вообще перестал есть и пить! Он медленно сгорал в огне разлуки с Господом и Его любящими слугами. Враджаваси оставалось только плакать, взирая на увядающего на их глазах святого.
Шри Рагхунатха дас Госвами оставил после себя три работы: «Стававали» (включает в себя «Манах-шикшу», «Вилапа-кусуманджали» и другие работы), «Мукта-чарита» и «Дана-Кели-Чинтамани». В своей книге «Джайва-дхарма» Шрила Бхактивинода Тхакур сказал: «Рагхунатха дас Госвами продемонстрировал эзотерический метод вовлечения в любовное служение Шри Шри Радхе-Кришне». Рагхунатха дас учил, что божественное служение Шримати Радхарани во Вриндаване является совершенством духовной жизни. За это его назвали прайоджана-ачарья или наставник, раскрывающий высшие жизненные истины.
Рагхунатха дас Госвами утвердил высшее положение Шримати Радхарани. В «Вилапа-кусуманджали», собрании сокровенных молитв, он утверждает, что служение Шри Радхе является высшим достижением. Чувство нетерпения и безнадежности, вызванное разлукой с «его повелительницей», было выражено им в молитве Радхарани:
«Моя жизнь бесполезна. Я оставлю ее так и не получив Твоей милости. Жизнь на Радха-кунде и во Вриндаване не имеет никакого смысла для меня. Что говорить о Вриндаване, даже Кришна без Тебя не нужен мне. О Шримати Радхарани, Ты – единственная цель моей жизни. Пожалуйста, будь милостива ко мне. Безутешно рыдая от глубокой скорби, я храню Твои лотосные стопы в моем сердце и умоляю о любовном служении Тебе. Пусть эта «Вилапа-кусумаманджали» принесет Тебе наслаждение».
Во Вриндавана-дхаме Шрила Рагхунатха дас служит Шри Радхе как Рати-манджари. Его самадхи находится в районе 64 самадхи.