Медитативное постижение мира и научное творчество
В последнее время в теории познания в фокусе внимания находится проблема медитативного постижения мира, которая раньше просто игнорировалась при рассмотрении круга вопросов научного познания и творчества. Обычно такую форму постижения мира связывали с религиозно-мистическим подходом к миру, вроде бы не имеющим никакого отношения к строго рациональному освоению объективной реальности. Она стала предметом гносеологического анализа в связи с тем, что в становлении постнеклассической науки весьма рельефно проявилось влияние на этот процесс социокультурных факторов, детерминация научного творчества другими сферами культуры, особенно искусством с его иррациональной направленностью. Ведь искусство вообще, а музыка в особенности, отнюдь не является рациональной формой постижения и формой выражения результатов такого постижения, хотя они имеют и рациональную грань. О последнем свидетельствует известная канонизированность любого вида искусства и воплощение (бессознательное или сознательное) в нем глубочайших математически строгих законов симметрии и гармонии. К ним относятся простые и обобщенные пропорции золотого сечения, простые и обобщенные числа ряда Фибоначчи, Эвклидова, конформная, проективная, качественная симметрия и пр. Следует иметь в виду, что в музыке наиболее четко и в чистом виде проявляются основные черты искусства вообще, музыка выступает как бы фундаментальной моделью искусства, для чего имеются вполне серьезные основания.
Недостаточно двух форм познания - чувственной и рациональной, выделенных классической западной гносеологией, и двух связанных с ними сигнальных систем, вычлененных физиологами высшей нервной деятельности школы И.П. Павлова для адекватного выражения природы и функционирования музыки. Сформулирована идея о трех, а в общем случае о множестве форм постижения бытия и о множестве связанных с ним сигнальных систем, функционирующих, возможно, не только посредством органов чувств, мозга, его подкорки и коры, но и посредством других органов (сердце и пр.), наконец всего человека как целого. Интерес новейшей науки к медитативным практикам восточных традиций обусловлен стремлением постичь феномен творчества, в основе которого лежит интуиция, находящаяся в сфере бессознательного и представляющая собой слияние научного и эстетического начал. Рассмотрим явление медитации, имеющее непосредственное отношение к психофизиологическим аспектам творчества, в том числе и научного творчества. Медитация представляет собой одну из форм измененного состояния сознания, она и есть прямое обращение к "континуальным потокам сознания". Существуют три формы сознания: 1) простое сознание, присущее высшим животным, 2) самосознание, которым обладает человек и 3) космическое сознание - сознание Космоса, т.е. "жизни и порядка всей Вселенной". Состояние исчезновения "Я" определяется "не-Я", т.е. отсутствием индивидуального "Я". В этом состоянии интуитивно наблюдается поток собственной психики - образы, чувства, желания, мысли. "Я" не сводится ни к одному из них, как и к их сумме. В плане творчества существенным является утверждение о том, что "значительная роль нечеткости, информационной неполноты в творческой деятельности связана с основной особенностью образного мышления -многозначностью образной мысли".
В процессе медитации отключение левого полушария и стимулирование деятельности правого полушария не может быть постоянным и длительным. В противном случае возникает "дзэнская болезнь" - происходят потеря речи и необратимые изменения в самоидентификации. Поэтому человек, испытавший первое сатори (просветление), должен уметь управлять интеллектом, давая поочередно отдых то одному, то другому полушарию мозга. Анализ феномена медитации, когда достигается сатори, подтверждает мысль Ю.М. Лотмана о влияниифункциональной асимметрии мозга на творчество человека: «Наблюдаемый при унилатеральных припадках реципрокный эффект, заключающийся в том, что при одновременной (нормальной) работе обоих полушарий головного мозга имеет место известное торможение активности каждого из них, между тем как выключение одного из полушарий стимулирует активность другого, как бы выходящего временно из-под контроля, вероятно (в определенной мере утрированно), отражает некоторую закономерность сознания. Состояние, именуемое вдохновением, равно как и некоторые другие психологические аффекты, свойственные творческому мышлению и творческой деятельности, возможно, связаны с целенаправленной дестабилизацией полушарий активности». Таким образом, "извлечение" информации из глубин бессознательного осуществляется либо спонтанно, либо при помощи медитации. Как правило, объектом медитации в восточной традиции служит Мандала.
Известно, что Мандала обнаружена в западном и восточном искусстве, в искусстве Древнего Египта и американских индейцев. К. Юнг рассматривает эти модели как один из архетипов (коллективных бессознательных образов), которые выражают в психическом плане общность структуры мозга. Мандала в действительности есть геометрическая модель мира, и она характерна для начальной стадии дифференциации изобразительной деятельности. "Универсальное употребление этой модели в детских рисунках, по-видимому, объясняется потребностью детского разума в зрительном упорядочивании на низшем уровне сложности. В то же время подобные модели, по мере того, как они подсознательно или сознательно формируются, способны символизировать самое глубокое интуитивное понимание природы Космоса" (Р. Арнхейм).