Индивид. и обществ. сознание, их структура и ф-ции
Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей.
Структура: Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания.
Общественноесознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.
Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня:
· обыденное
· теоретическое сознание.
Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает:
Ø накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности,
Ø моральные нормы,
Ø обычаи.
Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности,консервативно, замкнуто, догматично.
Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.
Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям.
Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности. Правосознание выражает волю общества по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни.
Нравственное сознание регулирует поведение чел. в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания:
· эстетическое,
· религиозное,
· наука,
· философия.
33. Гносеология и эпистемиология, их предмет и задачи
Теория познания (гносеология) – это наука, изучающая природу человеческого познания, сущность знания, закономерности его функционирования и развития.
Основной проблемой гносеологии является проблема объекта познания и субъекта познавательной деятельности.
Структура познания: субъект, объект, средства (методы), условия(наличие материальных, информационных ресурсов).
Процесс познания предполагает: цель – средства её достижения – достоверное знание
Субъект познания – исторически обусловленный человек, носитель определенных общественных отношений.
Объект познания – фрагмент бытия, на который направлена познавательная деятельность человека. Он зависит от общественно-исторического характера практики, т.е. изменяется. Например, элементарные частицы, другие планеты Солнечной системы не всегда включались в объект познания.
Задачи гносеологии:
выяснение природы человеческого познания, его основных законом-й,
определение целей и возм-ей человеческого познания.
Эпистемология означает отрасль философских знаний, которая занимается изучением и оценкой человеческих знаний.
Их предмет – познание.
Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.