Лекция 7. Тема: Профессиональная практика: проблема повседневного воплощения базовых профессионально-этических принципов журналистики
Свобода слова и массовой информации как результат взаимодействия становящейся, развивающейся профессии и «перегретого» общества. Социально-нравственные и профессионально-этические основания современных информационных конфликтов.
Профессиональная практика как опыт, результат и проблема следования журналистом базовым профессионально-этическим принципам.
Наиболее распространенные профессионально-этические конфликты и затруднения современной журналистской практики в мире и в России, в том числе. Конфликт «права общества знать» с правом на уважение частной жизни гражданина. (Базовые представления о затруднениях профессиональной практики, связанных с покушением на честь и достоинство личности, репутацию гражданина.) Понятие «общественного интереса» и общественной значимости информации. Специфика прочтения проблемы «минимизации вреда» в сфере массовой информации.
Международно одобряемые нормы взаимоотношения прессы и власти, «критичность» и «независимость позиции» как нормы позиционирования СМИ и профессионального поведения журналиста.
Профессионально-этические основы доступа к информации, в том числе из официальных источников. Затруднения, связанные с выбором «законного» и «честного» способов получения информации («предписываемые законом» и «профессионально одобряемые» способы получения социально значимой информации). Защита имени конфидента как одно из оснований репутационной журналистики.
«Техника безопасности» журналиста: достоверность информации. Критерии оценки и рабочая система самопроверки материала на соответствие профессионально одобряемой норме.
Лекция 8. Тема: Затруднения профессиональной журналистской практики. Территория «частной жизни» как территория повышенного профессионального риска. Затруднения журналистской практики в экстраординарных условиях
Введение понятия «зон повышенного риска». Детальное, расширенное рассмотрение наиболее конфликтной из «зон» такого рода: территории частной жизни гражданина. Анализ наиболее часто встречающихся «типовых» ситуаций; анализ причин и мотиваций, по которым в связи с такими рекомендациями современными журналистскими кодексами предлагаются различные реакции (ориентирующая, рекомендующая, предписывающая). Формирование навыка опережающего реагирования на потенциальные конфликты в сфере уважения прав личности, невмешательства в частную жизнь. (Предотвращение конфликта, поведение в конфликте, разрешение конфликта).
Введения понятия «журналистская практика в экстраординарных условиях». Принципы и нормы профессионально правильного поведения журналиста в условиях чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов, террористических актов.
Лекция 9. Тема: Принцип толерантности в журналистике
Толерантность как принцип и как поисковая (и для журналистики, в том числе) профессионально-этическая задача.
Интолерантность и проступки журналистов против чести и достоинства личности. Нарушения профессиональной этики, ущемляющие право граждан на недискриминацию по признакам расы, национальности, отношения к религии и вероисповедания.
Проблема «языка вражды» в ее международном и российском проявлениях в средствах массовой информации. Конфликт «права знать» с защитой суверенитета личности и достоинства группы. Предотвращение превращения СМИ в инструмент насилия.
Проблемы и затруднения, связанные с освещением в СМИ актов насилия. Допустимое, рекомендуемое, табуируемое профессиональными сообществами. Проблема сочетания в деятельности профессионала «интереса» адресата массовой информации и интересов общества.