Неавторское (чужое) слово в произведении

1.Чужое слово, образ литературы в литературе как особые способы осуществления авторской позиции. Виды чужого слова.

2.Реминисценция. Реминисценция, цитата, аллюзия: соотношение этих понятий. Реминисценция и заимствование. Эпиграф. Центон. Автореминисценция. Понятие интертекстуальности.

3.Стилизация. Стилизация и подражание.

4.Сказ. Сказ и стилизация. Содержательные функции сказового повествования.

Пародия. Три плана пародии. Пародия и стилизация.

Задание

Приведите и прокомментируйте примеры чужого слова в произведении (источники и особенности цитирования, стилизации, пародирования, свойства сказа и др.).

Литература

Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2004 . – С. 281-297.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – С. 327, 340-341.

Фоменко И.В. Цитата // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 496-506.

Семенов В.Б. Стилизация // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.,2003. – Стлб. 1029-1030.

Русская литература ХХ века в зеркале пародии: Антология / Сост., вступ. ст., коммент. О.Б. Кушлиной. – М., 1993.

Тынянов Ю.Н. О пародии // Русская литература ХХ века в зеркале пародии. – М., 1993. – С. 361-391.

Фрейденберг О.М. Происхождение пародии // Русская литература ХХ века в зеркале пародии. – М., 1993. – С. 392-404.

Занятие 14

Формы высказывания в лирике

1.Субъектная сфера лирики в трудах Б.О. Кормана.

2.Бахтинская концепция диалогичности автора и героя («я» и «другого») и её развитие в работах С.Н. Бройтмана.

3.Автор-повествователь и герой ролевой лирики как две «крайние» формы высказывания в лирике.

4.Собственно автор: «я» («мы») и событие (ситуация, явление) при этом способе организации речи.

5.Лирическое «я»: его отличие от автора-повествователя и собственно автора. И. Анненский о лирическом «я».

6.Парадокс лирического героя. Отличие лирического героя от лирического «я». Ю.Н. Тынянов, Л.Я. Гинзбург, С.Н. Бройтман о лирическом герое.

7.Усложнение субъектной структуры в лирике ХIХ-ХХ вв.

Задания

1. Приведите примеры разных форм высказывания в лирике.

2. Определите форму высказывания (особенности субъектной структуры) в стихотворениях «Есть в осени первоначальной…» Тютчева, «Бабочка» Фета, «Настанет день – исчезну я…» Бунина, «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Пушкина, «Идешь, на меня похожий…» Цветаевой, «Смычок и струны» Анненского, «Родная земля» Ахматовой, «Песня микрофона» Высоцкого.

Литература

Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 310-322.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М., 1986.

Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. – Л., 1974.

Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978.

Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. – Ижевск, 1978.

Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Занятие 15-16

Роды литературы

1. Понятие литературного рода. Теория литературных родов (Аристотель, Гегель, Белинский). Подвижность границ между литературными родами.

2. Эпос.Эпос как универсальный литературный род.

Основные эпические ценности.

Поэтика эпоса.

Эпос и проза: соотношение понятий.

3. Драма.Содержательные принципы драмы.

Понятиедействиев драме.

Особенности драматической поэтики.

Связь драмы с театром.

Проблема катарсиса.

4. Лирика.Содержательно-формальные признаки лирики.

Различие между эпосом и лирикой в способах построения художественного образа.

Лирика и стиховая форма.

Литература

Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения. Эпос. Драма. Лирика // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 134-161.

Аристотель. Поэтика. Гл. 6. (Любое издание.)

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. (Любое издание.)

Дополнительная литература

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). – М., 1968.. – С. 82-90.

Гинзбург Л.Я. О лирике. (Любое издание.)

Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л., 1977.

Пави М. Словарь театра. – М., 1991.

Занятие 17

Наши рекомендации