Раздел 2. 4 страница
До этого момента своей жизни ты не полностью понимала в своем сердце, что ты делаешь, когда воспеваешь. Например, в твоем письме ты говоришь «Я пытаюсь убрать свой страх воспеванием, но он всегда возвращается обратно в мой ум, и я начинаю бояться снова». Причина, по которой мы воспеваем Имена Кришны – мы делаем это не для того, чтобы избавиться от наших страхов, скорее, страх смерти, страх повторного рождения, боязнь этого мира заставляет человека осознать, что этот мир - не его дом. Тогда он начинает осознавать, что ему нужно найти настоящее убежище. Он начинает понимать, что ему нужно найти настоящего, вечного, всемогущего Друга, который будет продолжать быть с ним даже после смерти.
Прямо сейчас ты страдаешь от страха смерти, потому, что ты знаешь, что когда ты оставляешь тело, ты оставляешь всех, кого ты любишь. Однако, если ты любишь Кришну, если ты была привязана к Кришне с такой же силой, как была привязана к матери, или отцу, или друзьям, если ты была привязана к Кришне точно также, с такой же силой, то тогда тебе не нужно бояться смерти, поскольку ты знаешь, что ты все равно останешься с Кришной. Хотя ты и должна будешь оставить свою мать и своего отца и своих друзей, ты не оставишь Кришну. Поэтому, если ты сделаешь Кришну своим лучшим другом, тогда ты больше не будешь боятся смерти. Ты преодолеешь свой страх смерти.
Итак, первая вещь, которую ты должна сделать – это осознать, что Кришна реален. Кришна так же реален, как твоя мать, как твой отец, твои друзья, с которыми ты видишься в школе каждый день. Ты не должна думать, что Кришна – просто персонаж из книги или воображаемая личность. Ты должна полностью осознать и понять, что Кришна существует.
После того, как ты полностью поймешь, что Кришна существует, ты должна будешь сделать попытку вести образ жизни, который увеличит твою привязанность к Кришне. Этот процесс становления привязанной к Кришне называется бхакти-йога, или садхана-бхакти, затем, человек учиться как предлагать пищу Кришне и всему остальному. Итак, ты должна заниматься слушанием и воспеванием имен Кришны и постепенно твоя привязанность к Кришне будет увеличиваться. И по мере того, как твоя привязанность к Кришне, твоя любовь к Кришне будет увеличиваться, твой страх смерти будет уменьшаться.
Я счастлив видеть, что хотя твое тело такое юное, ты серьезно относишься к преодолению жизненных проблем. Большинство людей, когда они осознают, что бояться смерти, они просто хотят забыть об этом и не смотреть правде в глаза. Ты можешь найти людей, которым уже 50, 60, 70 лет, и которые все еще бояться смерти, но отказываются смотреть в лицо реальности и пытаться решить эту проблему. Они не хотят решать эту проблему. Ты должна быть как Прахлад Махарадж, который знал, что эта человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы мы преодолевали проблемы материального существования.
А как тебе представить детям воспевание? Говоря правду из своего сердца. Другими словами, быть честной. Например, ты говоришь о своем страхе смерти. Не думаешь ли ты, что другие дети тоже бояться смерти? Конечно бояться. И они понятия не имеют, как решить эту проблему. Они даже бояться посмотреть ей в лицо, или сказать кому–нибудь об этом. Воспевание Имен Бога, воспевание Имен Кришны и знание о своей настоящей тождественности как неотъемлемой частицы Кришны, это действительно источник огромного счастья для каждого, какого бы возраста не было его тело. С другой стороны, ты должна быть смиренна, когда разговариваешь с людьми. Ты не должна быть высокомерной, или чувствовать что ты намного более свята, чем они. И ты должна всегда помнить, что воспевание Имен Кришны – это большое веселье, это не должно быть трудной работой. Другими словами, ты можешь развлекаться, воспевая Имена Кришны с друзьями.
ссылка: письмо к Чинтамани даси, 22 апреля 1986
ОБРАЗОВАНИЕ
Вы спросили меня об образовании. Настоящее образование означает понимание вашей истинной тождественности и действия в соответствии с этим пониманием. Колледжи, университеты и так далее не учат вас и даже не подталкивают вас к тому чтобы узнать свою истинную тождественность. Скорее, так называемые формы образования просто продвигают и производят невежество.
Это не означает, что человек не может научиться чему-то практическому, чтобы применить это в своих попытках служить Кришне в этом мире. Например, если вы хотите служить Кришне в определенной области деятельности, типа аудио или видео записи, или писательскому труду, машинописи и т.д. и т.п. – существует так много способов использовать свои таланты и способности в служении Кришне – то существуют институты, где учат этим вещам.
Но ваша мысль или мысль ваших так называемых дедушек и бабушек, идти в эти так называемые образовательные заведения, чтобы получить какой-то диплом, для того, чтобы получить хорошую работу и т.д. – это просто напрасная трата времени. Это чушь. Это вам не поможет. Те практические, полезные вещи, которые вы можете выучить на пути к получению такого диплома будут очень малы по сравнению с тем количеством мусора, который вы получите вместе с ними.
Итак, лучшая вещь, которую вы можете сделать – это разобраться, чем конкретно вы хотите заниматься и затем изучать эту конкретную вещь. Изучать ее так, чтобы это не заставляло вас брать еще и весь этот мусор.
Это истинная правда: у вас вся жизнь впереди. И я очень счастлив слышать, что вы хотите начать ее правильно. Вы сделали первый шаг: вы написали мне письмо как представителю Кришны.
Как вы можете лучше всего доставить мне удовольствие? Вы должны полностью понять науку о тождественности. Вот что вы должны изучать. И там есть что изучать. Вы должны полностью изучить Бхагавад-Гиту; Шримад Бхагватам; а также связанную с этим литературу о преданном служении. Вы должны полностью изучить и понять вещи, которым я учу в моих книгах и кассетах. Вы должны полностью понять книги «Кто Я?» и «Объяснение реинкарнации». Что еще нужно узнать? Не существует ничего кроме этого, чтобы было настолько ценно, что его стоило бы знать. Если вы знаете Кришну, тогда вы знаете все, что действительно нужно знать чтобы быть счастливым. Но если у вас есть больше времени и вы хотите научиться большему, чтобы делать такие вещи как писательский труд или машинопись, или ведение фермерского хозяйства или работа в средствах массовой информации, что бы то ни было, тогда вы можете изучить и эти вещи тоже.
Я очень счастлив слышать, что вы регулярно воспеваете Имена Кришны и занимаетесь процессом садхана-бхакти. Пожалуйста, продолжайте делать это и вы все в большей мере будете видеть, что вам нужно делать, а что нет.
ссылка: письмо к Мрна Лини Дойл, 1 мая 1988
ОБРАЗОВАНИЕ
ПОРЯДОК И ПРАВИЛА
В этой газете, вы просите меня об указаниях и совете и я счастлив дать их вам. Мне очень приятно, что вы все пытаетесь чего-то достичь с помощью этой газеты. Как вы говорите, это может повысить ваши академические способности, вашу способность работать вместе, принимать решения, вы сможете ощутить достижение цели, преодоление проблем, и т.д. и т.п. Однако, я заметил в газете и также в некоторых комментариях, касающихся самой школы, некоторые вещи которые поднимают вопрос о вашем общем видении процесса образования ( и обучения).
Образование – это не то, что можно достичь через демократию, процесс «мы все равны». Базовая система образования, называемая парампарой, цепь ученической преемственности, идущая от Кришны, это взаимоотношения типа вышестоящий-нижестоящий. Одна личность, духовный учитель, который слушал истинного духовного учителя, общающегося с самим Кришной, говорит с учеником или новым студентом. Студент находиться в положении слушающего, слышащего и пытающегося понять, следовать указаниям и пытающегося доставить удовольствие духовному учителю.
Это основная, базовая система образования. То же самое с академическими предметами. Способ, которым вы узнаете правильный метод написания предложения или значение слова, или как писать, или как делать что-то практически – это слушание и обучение у авторитета, эксперта в этой области, того, кто знает. Итак, это основной метод образования.
Когда у вас есть газета, создаваемая теми, кто еще не образован, это похоже на процесс «ребенок учит ребенка», или, используя другую, более известную фразу, «слепой ведет слепого». Итак, мы должны признать эту ситуацию: что дети, студенты, которые не очень много знают о духовной жизни, студенты, которые не приняли никакого обязательства отдать жизнь Кришне, личности, которые не приняли такого решения, которые не ученики истинного духовного учителя, в результате выпускают литературные произведения, проповедуют (в форме карикатур, статей или еще чего–либо) другим детям ( в основном), которые тоже не укреплены на платформе самоосознания и в парампаре. Это – главная ошибка этого предприятия. Это его главная слабость и конечно она фатальна. Это поднимает, в свою очередь, некоторые вопросы о самой школе.
Похоже, что в этой школе, что в значительной мере, дети учат детей, или дети ставят задачи и решают их, дети управляют не только газетой но и вашей школой. Это может быть хорошо для людей, которые верят, что заключенные должны управлять тюрьмой или что сумасшедшие должны управлять лечебницей, но это не имеет смысла, если цель образования – передать информацию от того, кто знает, тому, кто не знает. Я хочу сказать, что образование, в основном, в этом и заключается: тот, кто знает, передает информацию тому, кто не знает. Поскольку ваши тела моложе, вы не слышали так много, или вы не знаете так много, как те, чьи тела старше (говоря в общем, конечно). Вы не заключенные и вы не психбольные, но ваши тела называются «детскими» телами по определенной причине. Это означает, что вам нужно руководство, это означает, что вы нуждаетесь в советах, это означает, что вам нужно говорить, что правильно, а что нет, в чем заключается цель жизни и т.д. и т.п. Это не так просто, что дети должны давать указания самим себе и другим детям. Иначе, как мы уже сказали, это просто будет случай, когда слепой ведет слепого.
итак, вы все в детских телах. Вопрос заключается в том, хотите ли вы доверить свою судьбу, ваше будущее, в руки других детей? Или вы хотите доверить свою жизнь и судьбу в руки тех, кто знает больше, чем другие дети? Когда вы читаете вещи, написанные другими детьми, верите ли вы в то, что то, что они говорят, является правдой? Если этот ребенок в цепи ученической преемственности, как Прахлад Махарадж, если он преданный Кришны и отдал свою жизнь Кришне, если он слушал из чистого источника, тогда вы должны чувствовать веру, слушая этого человека. Если, однако, он не настолько продвинутый преданный, тогда будете ли вы чувствовать себя комфортно, слушая такого человека, поддаваясь влиянию такого человека? Вам нужно какое-то основание для вашего обучения. Другими словами, когда вы выпускаете газету, вы учите. Вы берете роль учителей. Вы учите других людей. И теперь, когда вы берете на себя ответственность учить других людей, но сами вы не в положении учителя, в смысле вашего духовного понимания, вашей духовной преданности, оно ограничено, тогда вы не только причиняете проблемы другим людям, которые читают, то, что вы говорите и что может быть неправильным, но также вы причиняете проблемы себе, поскольку вы играете роль учителя. Если вы играете роль учителя по отношению к другим людям, вы влияете на них некоторым образом, значит, вы должны принять на себя ответственности за результаты, которые вы создаете. Те из вас, кто пишет эти статьи и рисуют эти карикатуры и так далее – вы готовы принять ответственность за воздействие, которое они окажут на других людей? Это очень важно. Это важный вопрос, на который вы должны ответить в своей жизни, поскольку всю вашу жизнь вы будете сталкиваться с этим вопросом.
После всего того, что я сказал выше, мне все еще нравиться то, что вы делаете газету. Мне нравиться эта идея, поскольку она дает вам возможность вырасти в ваших способностях писать, читать, общаться и т.д. и т.п., поскольку она заставляет вас думать о том, что вы действительно знаете и что на самом деле правильно, а что нет. И надеюсь, это заставит вас думать очень серьезно о том, что вы говорите и к чему вы подталкиваете других детей и каков будет результат вашего подбадривания.
Я уверен, что у вас есть кто-то, работающий как редактор, который вычитывает газету, ища опечатки и грамматические ошибки. Может быть вам нужен кто-то, студент, который более продвинут в науке о тожественности, истинный ученик, который делал бы выверку с духовной точки зрения – как духовный редактор, просматривающий материал и проверяющий нет ли в нем того, что могло бы возыметь плохой эффект, вещи, неправильные с духовной точки зрения. Если писатели, редакторы, карикатуристы и т.д., если все вы серьезны и понимаете свои ограничения в плане обучения других людей, поскольку вы сами все еще студенты, если вы будете представлять вашу газету не как истину в последней инстанции, высший авторитет (другими словами, давая понять читателю, что вы тоже дети и можете говорить вещи, которые неправильны, и вы понимаете, что вы несовершенны, и поэтому можете говорить неправильно, чтобы они не читали это как священные писания – когда люди читают ее, они должны читать ее со своей точки зрения, они могут не соглашаться или поправлять вас в чем-то). Тогда это могло бы быть очень позитивным, положительным предприятием.
Сказав эти вещи, я теперь хочу сказать вам несколько слов о паре вещей, которые я видел в газете (которую я просмотрел очень внимательно) и которые являются либо неправильными, либо их вообще не должно быть и которые служат симптомами недостатка понимания, образования по определенным аспектам духовной жизни, в этом случае, конечно винить нужно ваших учителей.
Первое и вероятно, самое серьезное: в разделе «Письмо другу» вы говорите, что эта колонка предназначена для любого, кто хотел бы «переписываться с другим ребенком того же возраста и похожими интересами, какими бы они не были» и т.д. Однако (может быть ваши учителя не учили этому вас – если нет, то тогда виноваты они) смешение полов, дружба с представителем противоположного пола является нежелательной. Это полностью отвергается нашей цепью ученической преемственности. Я отвергаю это. Любой мой истинный ученик отвергает это. Вы, по какой-то причине, вы, дети, принимаете это. Это означает, что вам дали неправильно образование. После 5 , 6 , 7 летнего возраста дети разного пола не должны играть вместе, вместе танцевать, говорить друг с другом наедине, открывать свое сердце представителю противоположного пола и т.д. Если вас не научили этому, тогда это большая неудача. Это означает, что там нет никакого реального образования. Если, однако, вы просто пропустили это, или недоглядели, или не сочли это важным, даже хотя слышали об этом, это означает, что вы не восприняли то, чему вас учили, то, что вы слышали, всерьез. Вы не должны думать, что просто потому, что вас называют детьми, то, по какой-то причине, вы становитесь освобожденными от правил и предписаний, касающихся нежелательного общения с противоположным полом. Я хочу сказать, каждый в этом мире чей-то ребенок. Чем вы такие особенные? Вы ни чем не отличаетесь от других. Определенно, после 10 лет нужно очень строго следовать правилам и предписаниям, касающимся того, что нельзя общаться с лицом противоположного пола. Если вы в последующем захотите жениться, тогда, конечно, это должно быть сделано соответствующим духовным образом.
В западном мире (Австралия, Америка, и другие страны) люди выросли (включая большинство моих учеников) свободно общаясь - мужчины с женщинами, мальчики с девочками. И каков результат? Один из результатов - очень распущенное отношение к половой жизни и очень распущенное отношение к браку. Некоторые из вас, детей, ощутили уже, что у ваших родителей или родителей ваших друзей с этим есть проблемы. Это не потому, что они воспевают. Это вопреки тому, что они воспевают. Другими словами, это намного трудней для ваших родителей, потому что они выросли в обществе, где разрешается такое свободное общение, настолько трудней, что даже сейчас, хотя они и воспевают, им все еще трудно не заниматься незаконным сексом, не разводиться и т.д. Поэтому, если вы не хотите попасть в такую ситуацию, где вы идете по жизни, имея незаконные сексуальные отношения с различными людьми, и выходите замуж и разводитесь и потом опять выходите, если вы не хотите проходить через все это, тогда вы должны относиться к недозволенным контактам очень серьезно.
Я надеюсь, что вы все в добром здравии и воспеваете Имена Кришны и я надеюсь, что мое письмо просто сделает вас более серьезно относящимися к вашему предприятию и вашему образованию, а не сделает вас подавленными и павшими духом, как будто вы уже настолько сбились с пути, что вам уже ничто не поможет. На самом деле, я довольно счастлив видеть эту газету, и я очень счастлив что вы пытаетесь делать что-то действительно ценное.
Нужно заметить, что некоторые из вас – Лалита даси и Мрна лини и некоторые другие – на самом деле ваши тела уже больше не тела детей. Ваши тела раньше были детскими, но теперь они уже таковыми не являются. Поэтому вы должны всерьез задуматься, что вы собираетесь делать с вашей жизнью. Собираетесь ли вы отдать вашу жизнь Кришне ил вы собираетесь продолжать жить как будто вы вечно ребенок и позволить материальной природе делать с вами, все что она захочет?
ссылка: письмо к Совету директоров школы Лотос, ко всем ее ученикам и персоналу газеты «Распускающийся Лотос». 5 сентября 1988.