Патристика. Августин Блаженный
Натурфилософия
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
• ярко выраженный космоцентризм(философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции);
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
• поиск первоначала, породившего все сущее;
• гилозоизм (одушевление неживой природы);
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Гилозоизм, пантеизм
2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"), считал ее одушевленной(это связанно с существованием богов);
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• Душа( эфирное вещество) человека ближе всех стоит к богам
знание нужно сводить к единойоснове, ,а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека
Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
Апейрон соединяет в себе противоположности; горячее – холодное, сухое – влажное. Путем различных комбинаций противоположностей происходи т выделение кнкретных вещей,их развитие в различных формах
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);
• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";душа из воздуха, боги из воздуха
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.)
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды",); переход явления из одного состояния в другое
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".
Мир не создан нкем из богов и никем из людей,а был, есть и будет вечно живым огнем(как и космос),закономерно воспламеняющимся и угосающим
Основоположник гносеологии( учение о познании) , разделяет познание на чувственное и рациональное
4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
• считали единицу мельчайшей частицей всего;
• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
5. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э..
Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, ксенофан
Элеаты:
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Элеаты, элейцы, Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н.э., в городе Элее, вВеликой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.( учение о бытии)
Ксенофан
Первоначалом мира считал землю,полагая, что все порождается из земли и все в землю уходит.»
Считал, что люди создают богов по своему образу, подобию «каков человек, таков его бог» также он придерживался позиции пантеизма, тоесть бог есть вечный,абсолютный, бесконечный космос. Он отрицал значение чувственного познания,полагая, что чувственная данность – это мир явлений, который есть видимость.
Парменид
В отличие от гераклита говорил, что ничто не меняется.
Бытие:
Не возникло и никогда не погибнет ,так как оно имеет вневременную природу
Единственно и целостно
Совершенно(законченно) и неподвижно
Бытие есть то, что охватывается мыслью. Небытие не существует, тк о нем нельзя мыслить или говорить. Парменид различает понятие истина и мнение. Мнение – внутреннее противоречивая чувственная видимость. Истина- мыслимый мир, мир единого,мир вечного.
Зенон
Представитель субьективной диалектики,считал, что существует лишь то что можно доказать. Он сформулировал 40 апорий( неразрешимых затруднений). Так его апория «стрела» указывает на мнимость чувственных впечатлений. В ней говорится о том, что прежде чем стрела,выпущенная из лука пролетит какое то расстояние,она должна пролететь половину этого расстояния. Но для того чтоб пролететь половину она должна пролететь половину половины, таким образом стрела никогла не начнет движения. «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том где его нет»
№7. Диалектика Сократа
Сам термин "диалектика" впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Этика сократа :
Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить , что есть добро.Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека&
Человек должен стремиться к знаниям, что для сократа было тождественным стремлению к добродетели
Добродетель можно обучить при помощи умственного образования.
Т.к. добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявить заботу о жуше и ее совершенствовании.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;
• открыл метод майевтики( метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов), широко применяемый в современном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
7. "Сократические школы" — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:
• Академия Платона;
• школа киников;
• киренская школа;
• лигарская школа;
• элидо-эритрийская школа.
№8. Теория идей платона
1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;Материализм– есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
• "единого";
• "ума";
• "души".
"Единое ":
• является основой всякого бытия;
• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
• есть ничто;
• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум":
• происходит от "единого";
• разделен с "единым";
• противоположен "единому";
• является сущностью всех вещей;
• есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":
• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;
• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
• душа человека (вещи) есть часть мировой души;
• душа бессмертна;
• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.
4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека;
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть
военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,
познают мир, учат, управляют государством;
• философы и воины не должны иметь частной собственности;
• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
• не существует брака, все жены и дети общие;
• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
7. Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита");
• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;
• были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);
• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что Мир Идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей
Материальное бытие создается ТВОРЦОМ, МАСТЕРОМ (ДЕМИУРГОМ) на подобье того, как человек делает конкретную вещь. Этим ДЕМИУРГОМ является РАЗУМ, Творческий УМ, который и формирует материальный мир, как гармоничную, прекрасную систему. ТВОРЕЦ (ДИМИУРГ) Создает материальный мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит материю из беспорядка в порядок.
Теория понания платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи , припоминая которые он открывает для себя мир.
Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делит процесс на два этапа:
Вначале познание осуществлется чистой души, ибо еще до рождения тела она все видела.. однако когда душа вселяется в тело человека то к процессу познания подключается его телесные органы чувств. Вселившись в тело , душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые вдела раньше. При этом чувственно эмпрический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, методом диалектики – беседы.
Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна( тк она воплощение идеи жизни)
Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того какое в них преобладает начало: разум, страсть(воля) или вожделение
№9. Философская система аристотеля.
1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:
"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".
2. Философию Аристотель делил на три вида:
• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");
• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;
• поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
• существуют только единичные и конкретно определенные веши;
• данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;
• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
• сущность (субстанция);
• количество;
• качество;
• отношение;
• место;
• время;
• положение;
• состояние;
• действие;
• страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
Что есть материя?
По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;
• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие
вне мира.
6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:
• растительная душа;
• животная душа;
• разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
• отличается от животных наличием мышления и разума;
• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
7. Аристотель выделяет шесть типов государства:
• монархия;
• тирания;
• аристократия;
• крайняя олигархия;
• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";
• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
• выделил 10 философских категорий;
• дал определение бытия через категории;
• определил сущность материи;
• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к
общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).
№10Философия поздней античности: Эпикуреизм, Стоицизм, Скептицизм, неоплатонизм
1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
• учение о природе и космосе ("физика");
• учение о познании ("каноника");
• учение о человеке и его поведении ("эстетика").
2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:
• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
• вселенная вечна и бесконечна;
• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
• атомы и пустота вечны;
• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);
• "мира чистых идей" не существует;
• существует множество материальных миров во Вселенной.
4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).
5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
• высокий эстетизм в мыслях и поступках;
• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
• признание стремления к счастью высшей целью человека.
6. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.)
В своих произведениях философ:
• проповедовал идеи добродетели;
• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
• приветствовал покой и созерцание;
• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
• верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
• глубокое личное уважительное отношение к Богу;
• признание высшим мировым началом Бога;
• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
• объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
• видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;
• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
• разделение души и разума;
• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
• предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
Скептицизм
(Пиррон и др. ) как течение эпохи эллинизма отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справндливые или же не спаведливые
Неоплатонизм :
Неоплатонизм представляет собой синтез:
идей Платона,
логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону,
пифагореизма и орфизма,
идей халдейских оракулов и египетской религии,
идей индуистской философии (напр. эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).
идеалистическая философская система неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из ступеней причастна «соседней» высшей и, таким образом, обще-причастна Единому (Благу). Эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).
Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей [божественной] первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).
Одно из положений неоплатонизма — идея универсального Блага. Бог — единое, сверхмировое, непознаваемое, неизреченное начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии такого экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается с ним в одно целое. Средством к достижению такого экстаза является теургия и аскетизм.
№11.Особенности средневековой философии. Патристика. Учение Августина
важнейшей чертой философии средневековья, отличающей ее от античной философии была ее тесная связь с монотеистической религией. В философии средневековья выделяются два периода: Патристика – совокупность философских теологических учений христианских мыслителей 2-8 веков, имевших главной целью защиту и идейное обоснование христианской религии и Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Патристика: 3 – 11 (12) вв. «Отцы церкви». В 4 в. произошло разделение Византии на Восточную и Западную.
Начиная с 3 в. образованные римляне, византийцы начинают философски истолковывать Библию, приспосабливать ее к своему времени.
Ф этого периода опирается на тексты и учение Платона. Именно в это время формируются основные представления о природе, человеке, обществе. Ориген: «Природа создана Богом для человека. Она сама по себе недостаточна. Человек – венец творения». => полное пренебрежение натурфилософской проблематикой.
Августин Аврелий заимствует у Платона идею о тройственности души: разумное (частица Бога), пылкое и вожделеющее. Вожделеющее начало – глина, материя, из которой Бог сотворил человека. В теле человека это начало встречается с божественным духом, т. е. в человеке идет борьба божественного и материального. Причина всех бед и страданий – победа низшего в человеке => вывод (невозможный для грека): надо подавлять греховные начала. Аскетизм – уход в духовность, поиск Бога, стремление его понять и слиться с ним.
Патристика. Августин Блаженный
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430)
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
• Бог существует;
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
№12. Теологическая схоластика. Учение Фомы Аквинского. Спор об универсалях
Схоластика:своеобразная форма философствования, которая основана на цитатах, на опоре на авторитет Библии и текстовых источников (в основном - Аристотель).
Основные черты: 1. Опора на авторитет Аристотеля, творчество которого служит основой для объяснения библейских мифов. 2. Создается своеобразная форма Трактата, близкого по структуре к трудам Аристотеля. 3. Аллегоризм и символизм. 4. Бесконечная удаленность от реалий жизни.
Классик схоластики – итальянский теолог Фома Аквинский. Подходит к познанию мира не так, как отцы церкви (основа познания не вера, а знание). «Верую ибо понимаю». 1я тенденция – оправдание Бога. 5 доказательств существования Бога: существование внешнего мира, природы (Бог - перводвигатель); Бог – первооснова всего; Бог – образец всех существующих вещей; Бог – цель; Бог – причина совершенства.
В эпоху схоластики начинается борьба 2х тенденций. Обе идут от Аристотеля: общее и единичное. Философы, утверждающие, что реально существует только общее (Бог), - реалисты. Против них – номиналисты: общее – это только название, реально существуют отдельные вещи (Росцелин, Р. Бэкон). Из рядов номиналистов вышли философы, которые начали разлагать средневековую схоластику: П. Абеляр, Сигер Брабантский, Р. Бэкон.
Основная проблематика
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)
Богсловие, или теология (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии[1]. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания[
1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
• все состоит из материи и формы (идеи);
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в знаменитом споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию, о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: "до вещей" в божественном разуме, "в самих вещах" как их сущность, или форма и "после вещей", т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.
Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только йаличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания [1].
Выступая против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр, в основном стоявший на почве номинализма, выработал примирительную объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладает самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных свойств вещей.