Тема 11. Философия истории
Семинар 11: Единство и многообразие истории и ее философии
Цель занятия:
осмысление специфики философско-исторического знания и знакомство с основными философскими парадигмами истории.
План
1. Смысл истории и проблема ее периодизации как предмет философского размышления.
2. Монистический и плюралистический подходы к истории.
3. Понятие цивилизации и варианты цивилизационного подхода. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации (цивилизаций).
4. «Восток», Запад» и «Россия» в философии истории.
Темы докладов
Христианская философия истории.
Марксистская философия истории.
«Россия и Европа» Н.Я. Данилевского.
«Закат Европы» О. Шпенглера.
«Постижение истории» А. Дж. Тойнби.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
Концепция «Осевого времени» К. Ясперса.
Методические рекомендации
По первому вопросу. Дайте определение понятия «история». Выделите те аспекты истории и исторического знания, в которых они могут рассматриваться в качестве предмета философского размышления (как с идеалистической, так и с материалистической точек зрения). Охарактеризуйте основные этапы становления и развития философии истории. Опишите проблему «смысла истории» (обратите внимание на ее взаимосвязь с проблемой «смысла жизни»), приведите примеры ее религиозного (иудаизм, христианство, ислам) и нерелигиозного (марксизм, трансгуманизм и др.) решения. Охарактеризуйте проблему периодизации истории, назовите возможные критерии и приведите примеры философско-исторической периодизации с позиций различных подходов (хронологический, формационный, религиозный, археологический, «осевой», художественно-стилевой; теории модернизации и др.). Проанализируйте традиционную парадигму культурно-исторического процесса как последовательной смены древнейшего, древнего, среднего, нового и новейшего времени. Поясните логику, хронологические, территориальные и ценностные пределы эпох. Каковы движущие силы исторического развития? Раскройте соотношение исторической необходимости и человеческой свободы. Какова роль личности в историческом процессе? Охарактеризуйте проблему исторических закономерностей, прогресса и регресса.
По второму вопросу. Охарактеризуйте проблему соотношения всеобщей и локальной истории. Проанализируйте основные философские парадигмы исторического процесса. Выделите и сравните основные черты монистического (всемирно-исторического, линейно-эволюционного, унитарного) подхода (единство человечества, всемирность и универсальность его истории, закономерность и стадиальность исторического процесса, полагание его общего начала, конца, целей и смысла, опора на представление о линейности времени и идею развития единой цивилизации) и плюралистического (культурно-исторического, локально-исторического, «цивилизационного», циклического) подхода (множественность обществ, локальность и уникальность их историй, неповторимость и самобытность исторических судеб, индивидуальность их начала, конца, целей и смыслов, опора на представление о цикличности времени, идею круговорота множества цивилизаций) к истории. Охарактеризуйте основные концепции истории в рамках монистического подхода (христианская модель мировой истории А. Августина, формационная модель К. Маркса, идея истории как прогресса в осознании свободы и самореализации Мирового Духа Г. Гегеля, закон «трех стадий» О. Конта, «три ступени» человеческой истории по Л. Моргану, различные варианты теории модернизации, постиндустриального и постинформационного общества) и плюралистического подхода (теория круговорота цивилизаций Дж. Вико, учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского, концепция цивилизаций К.Н. Леонтьева, органическая теория культур О. Шпенглера, теория этногенеза Л.Н. Гумилева). Обратите особое внимание на попытки синтеза обоих подходов (цивилизационная концепция «Вызовов – Ответов» А.Дж. Тойнби, концепция «Осевого времени» К. Ясперса, биосферно-ноосферная концепция истории В.И. Вернадского и др.).
По третьему вопросу.Проанализируйте этимологию и основные трактовки понятия «цивилизация». Дайте сравнительную характеристику представлениям о цивилизации как типе культуры и общества (уровне развития, достигнутом отдельной нацией, или в определенном регионе, или в конкретную эпоху – например, «античная цивилизация», «цивилизация майя»); как ступени исторического развития (например, стадии, следующей за «варварством» – по Л. Моргану и Ф. Энгельсу – или обществе, способном часть прибавочного продукта тратить на создание и функционирование надстройки – по К. Марксу); как специфической социокультурной общности (например, особом типе социальной жизни, возникающем – по А. Тойнби – как реакция общества на внешние обстоятельства по схеме: «Бог – Вызов, общество – Ответ»); как обществе, основанном на неких идеальных началах (например, «на разуме и справедливости» в теориях прогресса просветителей); как заключительном этапе развития культуры («смерти культуры» по О. Шпенглеру); как «матрице», «доминантной форме интеграции», нормативно-ценностном общественном образовании (например, в концепции П. Сорокина); как «особой форме коллективности» (Ф. Конечны); как современном обществе (с его комфортом) и т.д. Учитывая такую многозначность понятия цивилизации, стоит выделить несколько наиболее общих подходов: унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое), стадиальный (этап развития человечества), плюралистический или локально-исторический (качественно различные уникальные общественные образования), синтетический (создаваемая социумом в ходе культурно-исторического процесса система средств функционирования и совершенствования общества; результат, средство и условие культуры).
Назовите глобальные проблемы современной цивилизации (цивилизаций), которые содержат обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и вариантов его будущего: проблемы взаимодействия различных обществ (проблемы международной безопасности, устранения экономической отсталости отдельных стран, голода, нищеты и неграмотности и т.д.); проблемы, возникшие в результате взаимодействия общества и природы (экологические, ресурсные (исчерпывание природных ископаемых и поиск новых энергетических ресурсов), продовольственные; проблемы, связанные с освоением океана и космоса и т.д.); проблемы, обусловленные взаимодействием человека и общества (необходимость ограничения роста населения, предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса, ведущих к деградации человека и т.д.). Охарактеризуйте основные направления становления ноосферного мировоззрения (идеи Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского). В современной науке под ноосферой (обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», биотехносфера») понимается новая высшая стадия эволюции биосферы – как сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Концепция ноосферы отражает необходимость разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы, служит методологическим ориентиром коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов. Опираясь на основные идеи ноосферного мировоззрения, определите новые стратегии поведения человека в системе «человек – техника – наука – природа». Обратите внимание на возникновение новых объектов, способов и средств человеческой практики, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическим эффектом, что предполагает переосмысление основных составляющих традиционной научно-инженерной деятельности и мировоззренческих основ общества в целом. Каковы перспективы развития современной цивилизации (цивилизаций), и какова роль философии истории в этих процессах?
По четвертому вопросу. Проанализируйте смысл и значение противопоставления «Восток – Запад». Дайте сравнительную характеристику восточных и западных цивилизационных начал по различным критериям (особенности мышления; исторические единицы; субъекты истории; отношение к личности; отношение к праву, политике, экономике; соотношение материального и духовного; психологические характеристики; понимание времени; социокультурная динамика и т.д.). Охарактеризуйте проблему идентификации российской цивилизации и различные модели ее решения (Россия как «Запад»; как «Восток»; как «то Восток, то Запад»; как «ни Восток, ни Запад»; как «Востоко-Запад»). Приведите примеры различных подходов к определению места России в мировой истории (западничество, славянофильство, почвенничество, евразийство). Как понималась идея Империи в прошлом, и как она интерпретируется сегодня? Как отражаются в современных философско-исторических концепциях противоречия этноцентризма и глобализации? Какое место в современном философско-историческом знании занимает критика европоцентризма, американоцентризма, глобализма? Какую роль играет философия истории в определении будущего России и мира?