Влияние на страны Восточной Азии

Вступление

«Канон перемен», или в менее точном, но более известном переводе «Книга перемен» («И цзин», другое название «Чжоу и»), относится к числу величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека.

Стоит во главе "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин") и "Пятиканония" ("У цзин"), оказавшее фундаментальное парадигматическое воздействие на всю культуру традиционного Китая и сопредельных стран. Относительно времени создания основной, канонической части "Чжоу и", существует четыре главные точки зрения, связывающие его со следующими эпохами: 1) конец Инь – начало Чжоу (конец II тысячелетия до н.э.), 2) начальный период Западной Чжоу (конец II – начало I тысячелетия до н.э.), 3) последние годы Западной Чжоу (IX-VIII вв. до н.э.), 4) период Чунь-цю – Чжань-го (VIII-III вв. до н.э.). На сегодняшний день данные наиболее популярной делают вторую точку зрения. Наиболее ранний слой, традиционно датируемый ок. 700 г. до. н. э.

Династия Шан (гадание на лопатках и панцирях) 1600 до н. э. — 1027 до н. э.

Верховное божество получило название Шанди, не было персонифицировано и отождествлялось во многом с умершими предками правителей. По мере развития религиозных воззрений небо, где обитали умершие предки, стало отождествляться с ними, и, таким образом, именно Небо стало верховным общим неперсонифицированным божеством. Император же, игравший роль первосвященника и исполнявший обряды поклонения духам предков, обрел титул Сына Неба.

В надписях также фиксируется анимистическое поклонение силам природы: (дождь, ветер, гора, река).

Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что он являлся посредником между миром живых и умершими предками.

Инь и Ян

Таким образом, в Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние. (с)

ЯН — мужской элемент — светлый и активный, он символизирует Небеса, Свет, Силу, позитивную Энергию, Дракона. Его качественные характеристики — мужской, сильный, тяжелый, жесткий, теплый, горячий, движущийся, живой; четные числа. В учении Фэн-Шуй Ян представлен горами и выступающими формами ИНЬ — женский элемент — темный и пассивный; символизирующий Землю, Луну, Тьму, Тигра и несет женские качества холодности, мягкости, нечетные числа. Иньские качества несут долины и вода.

Сплошная черта - принадлежит к ян 阳 - светлому началу, прерывистая - к 阴.

Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Их взаимное отношение характеризует данную гексаграмму. При этом в теории "Книги Перемен" принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему, к созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся, т.е.

Касательно произведения

«Чжоу и» включает в себя каноническую часть (в двух разделах) — собственно «И цзин» и комментирующую — «И чжуань» (или «Ши и» — «Десять крыльев», т.е. семь комментариев, три из которых имеют по два раздела).

Чжоу И состоит из двух частей: канонической и комментаторской. Он теоретически способен описать всю полноту явлений

Тогда увеличили число комбинаций до 64 гексаграмм. К каждой триграмме подобрали символику (Небо, Земля, Ветер и т.д.) и область значений. Каждая гексаграмма представляет собою символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Каждый афоризм при гексаграмме представляет собою краткую характеристику этой ситуации в основном или в целом. Каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации. При этом необходимо принять во внимание то, что ввиду уровня техники мышления и языка авторов, такие характеристики почти никогда не бывают выражены в форме точных понятий. Вместо того чтобы сказать об уместности коллективного действия, "Книга Перемен" говорит: "Когда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним, так как он растет пучком. Стойкость к счастью. Развитие". Вместо того чтобы сказать о тщетности предпринятого действия, "Книга Перемен" говорит: "Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку придется погибнуть. Стойкость ужасна. Когда козел бодает изгородь, то в ней застрянут рога" и т.п.

Влияние на страны Восточной Азии

В зрелой философии И-цзин считался самым древним памятником, в котором мудрость прежних правителей отражена (На самом деле, тот же Ши-цзин подревнее будет). В И-цзине можно найти множество законов соотношений элементов, которым можно уподобить все происходящее на земле. Японцы заимствовали культуру Китая танского образца, корейцы чуть более раннюю, околоханьскую. Но все они следили за развитием конфуцианства и воспринимали его изменения, так что более-менее шли в ногу с Китаем в плане идеологии. А И-цзин для всей синоцентрической цивилизации - Библия. Такой же, как Библия для западной культуры, книгой книг китайской культуры является произведение, носящее название «Чжоу и», или «И цзин» (на значении и различии этих заглавий мы остановимся ниже). Библия и «Чжоу и» сходны и по своей роли духовного центра соответствующих культур, и по степени загадочности происхождения и глубинного смысла, продолжающей сохраняться несмотря на многовековые подвижнические усилия их исследователей.

Наши рекомендации