Взгляд Ислама на науки и культурный прогресс 1 страница
I.
1)Магомет говорил: « Первое, что сотворил Господь— это разум». Всевышний после творения разума сказал: «О, разум, нет ничего лучше и красивее тебя, нет ничего почетнее тебя передо мною; тобою я буду познать, тобою прославлять, тобою возмездие, тобою вознаграждение».
2) «О, люди, призывайте друзей ваших к разуму, пополняйте ваш разум. С ним вы узнаете, что угодно Господу и что преступно перед ним».
Ибну-Аббас передает слова Мухаммеда: «Для каждой вещи есть свое орудие и приспособление; орудием правоверного должен служить разум. На каждое путешествие есть возница; — возница правоверного есть разум. На все есть своя опора; опорою правоверного должен быть разум. Для каждого народа есть граница и цель, — целью правоверного должен быть разум. На все есть поиски, — поиском правоверного должен быть разум. Для каждого путешествия есть конец — концом пути правоверного должен быть разум (книга Пхьяуль-Улюмъ т. I, страница 69).
Собеседник Мухаммеда Анас передает, что однажды в общей беседе сыпались похвалы по адресу одного дальнего араба. Когда Мухаммед, вмешавшись в разговор, спросил: «Какого ума этот араб?» Пораженные странным вопросом пророка, собеседники сказали: « О, пророк! Мы хвалим благочестие, добрые и богоугодные дела того араба, ты же спрашиваешь о его уме». Тогда Мухаммед сказал: «Глупец по своей глупости иногда творит больше, чем испорченный, но возвеличен будет всякий по степени его разума».
Омар передает, что пророк говорил: «Ничего лучшего человек не мог приобрести, как превосходство разума, который направляет!, его к добродетели и удерживает от низких поступков.
Нет совершенства в вере и нет стойкости, твердости и устойчивости в религии, когда не совершенствуется человеком разум.
Мухаммед сказал: «Благонравие возводит, человека на одну вершину с благочестием,— с человеком, проводившим дни свои в посту и ночи в молитвах, но благонравие не будет совершенно, пока не усовершенствуется разум. Лишь затем достигает полноты религия, покорность Богу, отвращенность искушения сатаны». Бира-бину-Газиб передает, что однажды беседа в присутствии Мухаммеда особенно отличалась живостью; сыпалось множество вопросов между прочим здесь Мухаммед сказал: «Для каждого путешествия имеется своя дорога, а дорога достойного мужа есть разум. Лучшим из вас, достойный подражания и отличающийся знанием, есть тот, у кого превосходное разум». (Книга Ихьяуль-Улюмъ т. I, стр. 69).
II.
Об огромном значение знания и науки (ильм) в Коране говорится:
1) «Господь Бог возвысил тех из нас, которые веруют, и тех, которым дано знание». (Глава 58, ст. 12).
Толкователь Корана собеседник Мухаммеда (Сахаба) Ибну-Аббас в объяснение этого стиха говорит: «Ученые над другими стоят на высоте 700 ступеней, а между каждой из ступеней целая пропасть».
2) «Разве могут быть ученые одинаковы с неучеными». (Глава 39, ст. 10).
«Эти притчи мы приведем, людям, но их поймут лишь люди разума, знания, которые видят вещи в надлежащем!, виде». (Глава 29, ст. 42).
4) «Милосердный научил человека Корану, сотворив человека, научил его говорить». (Глава 55, ст. 2 и 3).
Толкователь Корана «Казы» о значении этих стихов говорит: «Всевышний Господь Бог этим самым дает знать, что люди должны быть благодарны Господу Богу за то, что он даровал им знание и дар слова, благодаря чему они, передавая мудрые мысли учения резко отличаются от других творений. Рузум, знание, дар слова— эти три качества высшая блага, данные человечеству».
В преданиях сохраняются следующие слова Мухаммеда (хадис):
1) Ученые на земле наследники пророков.
2) За ученого молятся на небе и на земле.
3) Мудрость людей ученых служит им украшением а рабу открывается двери дворцов.
4) Ученый при обращение к нему делится с другими своими познаниями, а когда мыслить один, обогащает себя.
5) Ученый есть светоч, факел земли.
6) вера – нага, одежда ее – благочестие, красота ее – совесть, а наука – ее плоды.
7) Смерть целого племени (нации) меньше смерти ученого.
8) В день суда перо ученых возвысится над кровью мучеников.
9 ) Господь Бог, сказал Аврааму: «Я всезнающий - люблю знающих».
10) Ученые превосходят богомольцев отшельников, как разнится светлая луна над звездами.
11) Кто в погонь за счастьем этого суетного мира тот ищет его в торговле; кто ищет блага в мире будущем, пусть ищет его в благочестии и келии; кто же желает блага обоего мира — пусть тот найдет его в науке.
12) Превосходство ученого над богомольцем равно моему превосходству над одним из вас.
13) В комментарии этого предания (Имам Газали) говорится: «Достойно внимания, что знание ставится на виду с Божественным Вдохновением. пророчеством».
14) Только два рода людей среди многих последователей заслуживают зависти: мула, одаренный научным знанием, которыми, делится на пользу человечества, и богач, тратящий свое состояние на пользу своих братьей.
15) Два рода людей среди многих последователен заслуживают особого значения. От их достойного поведения зависеть благосостояние и добронравие общества; хороши они—хорошо и общество, дурны они—дурно и общество это, власть и ученые.
IV.
Халиф Али говорил своему другу Кемилю: «О Кемиль, знай, что наука выше благ богатства. Наука владея тобою, наблюдает за тобою; богатство же, хотя под властью твоею, нуждается в постоянном, наблюдением за собой. Наука — судья над вещами. Имущество уменьшается от пользования, наука же наоборот по мере пользования лишь увеличивается.
2) Сподвижник пророка Ибну-Аббас говорил: «Бог предоставил на выбор царю Соломону мудрость, богатство, царство; он избрал первое и благодаря этому овладел и остальным».
3) Фатхль-Мусыли говорил: «Разве может жить больной лишенный нищи и лечения? Тоже самое и разум; если лишить его духовной пищи — знания, он не проживет и трех дней».
4) Передают, что Суфьянусеври прибыл в город Аскалан, прожил несколько дней и собрался уезжать. Когда его спросили о причине такого неожиданного отъезда, он сказал: «Вот прошло уже несколько дней, а никто из жителей этого города не поинтересовался приездом ученого и никто не пришел ко мне за решением какой-либо научной задачи. Город этот мертв и место это – пагуба науки».
5) Передают, что Али однажды зашел к Самаду бин Мусули Балхи и застал его плачущим, спросил о причине его печали. Самад ответил: «Нет никого здесь интересующегося наукой, который бы пришел ко мне решать какие-либо научные вопросы».
6) Хасан говорил: «Если бы на земле не было ученых, то люди не отличались бы от животных. Благодаря своим знаниям и уму люди отличаются от них».
(Книга Ихьяуль-улюм т.1 стр.69).
Не касаясь вопроса о фатализме, якобы присущего исламу – вопроса слишком специального, мы вкратце заметим следующее: нигде шариат не выступает против требований разума и науки. Даже там, где у многих есть мнение – «от судьбы не уйдешь». Шариат предписывает принимать рациональные меры к предохранению самого себя. Например, мы сошлемся на противоэпидемические меры, указываемые шариатом[2]. Да и общий характер мусульманского законодательства, вникающего подчас в сущие мелочи человеческой жизни, слишком ясно показывает, что фатализм чужд исламу.
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Краткий исторический очерк культуры ислама.
1.
Как известно, арабы до появления ислама не отличались никакими познаниями, у них не было литературы, за исключением разве нескольких произведений устной поэзии. Поэтому этот период арабскими историками называется периодом невежества (заман джахилия).
Аравийский полуостров (аль джазира аль араб) представлял собой голую каменистую пустыню, бедную постройками и еще более бедную растениями. Горячий песок, знойное солнце располагали лишь к тоске кочевников – бедуинов. Терпеливый верблюд, холодная вода Евфрата – вот все содержание песни араба того времени. И вот в этой стране, никогда не интересовавшей ни любознательного путешественника, ни гордого завоевателя, является человек с религиозным вдохновением, и все изменяется.
Тишина уступает место кипучей жизни, духовно – нравственное состояние жителей быстро поднимается до значительной высоты: социальный быт прогрессирует, рабство смягчается, провозглашается всеобщее равенство. Проявляются примеры самопожертвования ради общей пользы, великодушной благотворительности, неограниченного милосердия. И все это воплощается в религиозно – государственном законодательстве. Которое ополчилось на пороки, укоренившиеся у арабов: грабеж, набеги, ложь, обман, нищенство, убийство, коварство и т. д. С другой стороны это законодательство широко обещало награды за добродетель и милость Аллаха за праведную жизнь.
Грубые дикие инстинкты уступили место более мягким человеческим нравам. Новые идеи дали толчок новой жизни. Провозглашенное Мухаммадом обязательное всеобщее обучение (аль ильм фаризатун) и особое значение, данное им земледельческому труду, как основанию земельной собственности (зираат), а также признание труда вообще (касб), ремесла и искусства священными – породило среди арабов охоту к культурной оседлой жизни. «Господин земли тот, кто дает ей жизнь, т. е. оживляет ее (ихьяуль амуат)». Этот принцип дал сильный толчок к обработке земли и оседлости.
Правда, трудно было привязанному к кочевой жизни в пустыне бедуину расстаться с бесконечной свободой дикаря, но тем не менее реакция началась и шла тем энергичней, что происходила на религиозной почве. Появилось стремление к концентрации в городах. Медина становится центром ислама. Затем появляются и начинают возвышаться другие города. Так во время халифа Умара в 23 году хиджры получают особое значение города Куфа и Басра, имевшие стратегическое и торговое значение на границе с Ираном. В начале второго века, по мере расширения владычества ислама Куфа, Басра и Багдад занимают все более и более блестящие места. Они имеют множество училищ, университетов (байт аль-хикмат – дом мудрости), а Багдад становится всемирным городом. В нем уже более миллиона населения, до 12 тысяч училищ, обширнейшая библиотека, большая обсерватория и прочие признаки высокой культуры. Не будем останавливаться на экономических признаках культурности этих городов.
На западе омейядские халифы также не отстают от иракских аббасидских халифов. В Андалусии резиденцией халифа становится город Кордова. Он быстро занимает выдающееся положение и своими своеобразными постройками, своим оригинальным мавританским стилем претендует на всемирное первенство. Из этих замечательных архитектурных созданий лучшие образцы и теперь обращают особое внимание знатоков искусства, и современные европейские музеи не мало отводят места мавританской эпохе.
Таким образом, во время халифа Абду ар-Рохмана столица его Кордова достигает удивительного благоустройства. В столице более миллиона жителей, государственные доходы стояли выше всех других государств Европы. В самом городе имелось 200 училищ, 500 мечетей, 300 бань, библиотека, насчитывающая 600000 книг. По берегам реки тянулись фабрики, заводы, прелестные сады. Город утопал в цветах и с чудным небом Андалусии представлял собой замечательный уголок земного шара. Дворец, знаменитая Альгамбра (аль-хамра), и множество мечетей с минаретами в мавританском стиле придавали городу волшебный вид.
2.
Если мы взглянем на историю интеллектуального развития арабов, то мы увидим, что в самую раннюю юность ислама Коран и сунна идут рука об руку с другими духовными потребностями и любознательностью в сфере наук.
Еще не успели арабы укрепить свое новое учение и преодолеть встретившуюся на его пути массу внутренних и внешних препятствий, отразить нападения врагов, в десятки раз сильнейших чем они сами, как они уже в начале второго века берутся за науки.
Математика и особенно алгебра, философия, астрономия и т. д. – все без исключения интересует их. В короткий период из ученых трудов различных сфер знания образовалась целая литература, достойная украсить любую библиотеку Европы. Халиф Абу Джафар приказал перевести книгу «таалим» и в переведенном виде послал ее греческому императору. От которого в свою очередь получил знаменитый трактат Евклида и еще несколько книг по математике и естественным наукам. После ознакомления с этими книгами интерес к науке поднялся еще выше.
Содержание Евклида настолько увлекло арабов, что перевести этот трактат на арабский язык берутся сразу трое ученых: Хаджадж ибн Юсуф, Хунаин ибн Исхак и куфиец Сабит ибн Кара. Благодаря их труду появились сразу три перевода.
Любовь к науке стала расти так, что один из переводчиков Хунаин ибн Исхак, несмотря на свое христианское вероисповедание, становится приближенным халифа (аль-Мутавакиль биллях). Халиф назначает его своим лейб-медиком, затем поручает ему переводить различные книги с греческого языка на арабский и сирийский. Сам халиф рекомендует ему в помощники Стефана сына Василия, также христианина, и поручает им составить целую корпорацию переводчиков. Муса ибн Халиб, Иахья ибн Ади также входят в их состав. Они переводят знаменитые трактаты Гиппократа и Галена.
Сам Хунаин, любимец халифа, раньше специально ездил в Басру и изучал там несколько лет все тонкости арабского языка у известного ученого имама Халиля ибн Ахмада.
Окончив занятия в Басре, он переселяется в Грецию и там основательно изучает греческий язык, и после чего удостаивается приглашения халифа.
3.
Халиф Мамун, сам человек сведущий в науках, был душой образованности своего времени. Он часто переписывался с греческим императором, посылал ему арабские переводы произведений индийской словесности, сам получал от императора лучшие произведения византийской мысли и сразу же приказывал переводить их на арабский язык. В короткое время было столько переведено индо-сирийских и греческих книг, что интерес к науке принял значительные размеры, число читающих книги и занимающихся науками росло стремительно. Появились ученые, нашедшие себе многих последователей и широкую популярность. Их учения имели отчасти оригинальный характер, отчасти были плодом европейской мысли. Можно сказать, что вся наука Греции перешла в Аравию и дала сильный толчок арабам к изучению науки. Таким образом, эпоха Мамуна была эпохой расцвета арабской науки.
Из ученых арабов того времени особенной известностью пользовались: Иакуб ибн Исхак, Абу Юсуф аль-Кинди.
Отличаясь большими аналитическими способностями, эти философы изведали всю глубину индийской, персидской и греческой науки. Они оставили после себя более 200 трактатов, касающихся различных предметов. Их же современником является не менее известный ученый – Коста ибн Лука (жил в Сирии и в Багдаде). Он перевел много книг на арабский язык: по медицине, математике, философии, а также не мало написал собственных сочинений. Замечателен тот факт, что он был христианином и, несмотря на это, был так уважаем, что после его смерти ему ставят грандиозный памятник, по величию не уступавший царским гробницам.
Из других выдающихся ученых арабов того времени отметим: аль-Фараби и Абу Али Сину (Авиценна), после них остались сотни сочинений, касающихся всех отраслей науки. Аббасидский халиф Муктадир осыпал их своими милостями и щедро одарил аль-Фараби.
На Западе (Магриб) ислам также горячо отдается науке и не отстает от Востока. Среди многих просвещенных науками своего времени мусульман мавританцев наиболее крупными учеными являются Ибн Рушд (Аверроэс) и Ибн Салк. Ибн Рушд родился в Испании в городе Кордова в 520 году и умер в городе Маракеш (Марокко) в 590 году. Они оставили после себя до 60 сочинений, трактующих главным образом математику, философию, медицину и др. Известно, что некоторые его сочинения проникли в Рим и настолько показались опасными папе, что тот приказал их сжечь. На Востоке аль-Фараби, на Западе Ибн Рушд были названы после Аристотеля вторыми учителями (аль мугалим ас-сани), то есть вторыми Аристотелями[3]. Фатимиды в Египте, Омейяды в Испании, Аббасиды в Басре и Багдаде соперничали между собой в покровительстве ученым, без различия вероисповедания и происхождения.
Следует отметить следующий важный факт, который может быть поставлен в заслугу арабам. По обычаю ли или по другим условиям – вся ученость в Индии и Персии была сосредоточена в руках духовенства или отшельников и носила замкнутый характер. Обладатели ее дорожили своими познаниями как драгоценными сокровищами, монополизировали их и не выпускали книжной мудрости из своих рук. Как скрытый талисман они берегли свои тетради от чужого взора, поэтому индийские и персидские науки, совершенно неведомые за пределами своей территории, должны были погибнуть. Благодаря только завоеванию арабами Персии и соседству с Индией многие сочинения и рукописи по разным наукам были вывезены в Аравию, где уже были знатоки, интересующиеся наукой и учением философов. Ими эти рукописи и были обработаны, распространены и переданы потомству.
Не менее важна заслуга арабов и по передаче, сохранению и развитию древнегреческой науки Европе в ее первоначальной чистоте. При распаде империи Александра Македонского на различные государства после смерти Александра, все государи старались собрать остатки греческой науки. Особенно прославились этим правители Египта – Птолемеи: они ревностно собирали греческие науки в Египте, приглашали греческих философов, основывали училища и библиотеки. Особенно выделялось Александрийское училище, которое имело множество книг, и было названо музеумом.
Мы видим здесь странное мировое движение науки. Вот как образно описывает это арабский историк Ибн Халдун: «В Индии красавица наука не снимала своей чадры, и лишь избранные удостаивались видеть ее в ее индийском уборе. Оттуда с той же таинственностью она переходит в Вавилон и Египет и меняет наряд на платье новой родины. В Греции только снимает она с себя свое покрывало и является открытой для всякого ищущего ее, но не долго была она в тоге афинской красавицы. Достигнув расцвета своей греческой красоты, она падает с македонской монархией и с богатым наследием греков переходит в Египет, свое прежнее пепелище.
Затем Ирак стал ее новой родиной, в Багдаде она нашла новый Вавилон, а в арабах своих ревностных поклонников. Пребывание этой аравитянки здесь было если не так велико, то замечательно плодотворно.
Вот и Ираку она изменяет и направляет свой царственный путь к Западной Европе. И там нашла она современный Вавилон, но долго ли останется в нем и где ее дальнейший путь?
4.
Но судьба обидела арабов, она послала на них грубых и свирепых потомков Монгола. Как саранча обрушились они своей ордой на Багдад и опустошили все в одну ночь. Годами взращенный и лелеянный сад опустошили в одну ночь.
При этом завоевании Багдада Хулагу разрушил весь город, убил халифа Мугтасима-биллях со всей его семьей, разрушил все училища, библиотеки и т. д. Миллионы разных книг, собранных в Багдаде, были брошены в реку Тигр. Историк говорит здесь, что по книгам, как по мосту, можно было перейти реку. Несколько дней река не могла унести своим течением всей массы книг. Природа была более жалостлива к трудам предшествующих поколений, чем человек.
Удар был слишком силен, и арабы не могли оправиться после него. Впрочем, вскоре пришли новые завоеватели, и к ним по праву перешло аббасидское наследие.
Турции пришлось стать преемницей и продолжательницей арабской культуры. Ей надлежало бы своим трудом подвинуть начатую арабами хорошо развитую государственность и общественную жизнь, но история говорит здесь иное.
Трудно судить почему: военные ли события (крестовые походы и проч.) или иные политические осложнения, главным образом борьба с мелкими азиатскими владетелями, но только наследники славного Багдада долго не могли взяться за дело славных халифов, и вот мы видим длинный период застоя.
5.
Арабские ученые свои науки располагали в следующем порядке:
1. Правильное чтение Корана (ильм кираат аль Коран). В первое время, при жизни Мухаммада Коран не писался, а сердце верующего сохраняло священные слова. Каждый изучал наизусть столько стихов, сколько ему позволяла память. С удалением от времени Мухаммада, очень скоро возникла потребность сохранить в первоначальной чистоте произношение слов Корана, тогда то и появилась наука о правильном чтении и произношении слов Корана (ильм кираат аль Коран). Лучшими исследователями были семь специалистов и особенно ценные сочинения оставили двое из них: Муджахид и Абу Амр.
2. Толкование Корана (ильм тафсир). Ввиду видимых встречающихся противоречий в Коране, ставящих иногда в затруднение верующих и порождающих недоумение, явилось потребность в толковании таких темных мест сообразно с событиями и мотивами вызвавшими появление того или иного откровения. Первым таким комментарием был труд Табари, Имама Вакиди и Саалиби, а в позднейшем хорезмского ученого имама Замахшари, названный «тафсир кашшаф», и имама Фахр Рази (тафсир кабир) и множество других.
3. Собрание изречений Мухаммада и преданий о жизни пророка (хадис). Оно появилось также в силу желаний сохранить изречения Мухаммада для целей современного вероучения. Так появились сборники преданий о Мухаммаде и его изречения. Лучшими из них являются: Сахих Бухари и Сахих Муслим, вмещающие в себя по 9200 хадисов.
4. После этих богословских наук идут науки светские - языковедение. По мере расширения литературы становилось необходимым изучение языка. Особенно необходимость его стала заметна среди персов и других иноплеменных арабам народов (агжамитов). Стали заниматься обработкой лексикологии, грамматики, риторики, словесности, изящной литературы (ильм лугат, сарф, наху, баян, баляга, бадиа и проч.).
Появилась обширная литература с тысячами сочинений и трактатами, позднее появились сочинения по догматическому богословию, юриспруденции (ильм усуль фикх валь фуруг), метафизика (ильм калам), энциклопедии наук (джавамигуль улюм), философии (фальсафа). А во втором веке уже возникают дедуктивные науки (улюм аклиат) и математика достигают своего развития.
В западной Аравии лучшими сочинениями являлись «Китаб Касир», «Талхис», «Хиджаб» в восточной Аравии также имелось много переводов и сочинений.
5. По алгебре (ильм джабр) первыми сочинениями были труды хорезмских ученых Абу Камиля и Шуджаа ибн Аслама. Лучшим сочинением по алгебре считается сочинение последнего «Книга о шести задачах», а лучшим комментатором Али ибн Ахмад, Аль имран аль Мусули, умерший в 344 г. Также писал в упомянутой книге.
6. Геометрия (ильм хандаса). По математике первое сочинение, переведенное с греческого на арабский язык, была книга Евклида, это было сделано при Джафаре Хаджаджем ибн Юсуфом и Сабитом ибн Кара. Лучшей книгой о плоскостях и телах считается составленная потомками Шакира - тремя братьями, которые специально с этой целью отправились в Грецию и достигли высшего образования по геометрии и астрономии. Старший Абу Джафар являлся большим авторитетом по геометрии, арифметике и астрономии, а средний Мухаммад обладал так сказать вдохновленным даром таланта в тонкостях геометрических построений.
7. Астрономия (ильм хайат). Лучшими книгами по астрономии у древних были греческие книги Птолемея, Мативина, Вав Кетмивана, а спустя 200 лет и Ипрасхия. Который учился на острове Родос у халдейцев и оставил сочинение «Секреты звезд» (асрор нуджум). Все эти книги были переведены арабами.
Халиф Мамун пригласил ученых: Аббаса ибн Саида, Саида ибн Алия, Халида ибн Абдул Малика и Иахью ибн Али Мансура и поручил им обработку науки астрономии. В 215 году в городе Багдаде была построена обсерватория для наблюдения за небесными явлениями. Усилиями этих же астрономов была устроена и другая обсерватория в Дамаске на горе.
Это были первые мусульманские астрономы. Лучшим астрономом ислама считается Мухаммад ибн Джаббар аль Хирани, известный своим прозвищем Баттани. Кроме того славился также астроном Хасан ибн Ахмад ибн Якуб аль Хамдани (умер в 317 году).
Во время халифата Мулюка Аздуд-даула в Багдаде среди арабов замечается большой интерес к астрономии. Сын халифа Шараф ад-даула поручил ученому Абу Сахлю устроить в саду своего дворца обсерваторию, и в 378 году при собрании всех ученых, знатных вельмож и других желающих произошло ее торжественное открытие. Директор давал публичные объяснения, и был составлен акт наблюдения вступления солнца через четыре часа после восхода в созвездие Мизан (Весы). Под составленным актом подписались лучшие ученые: Кази Абу Бикр, Кази Абу Хасан аль-Хорезми, Абу Исхак, Ибрагим Абу Саид и директор Абу Сахль. По астрономии также много сочинений оставил Ибн Умар аль-Балхи.
8. География (джеарафия). По части географических исследований особенно славился Идриси. Кроме того большую известность и ценность даже для наших дней имеет труд аль-Баттани: описание поверхности земли, климатов и городов различных стран.
9. Естественные науки и медицина. При Мамуне были переведены сочинения Аристотеля по естествознанию. Кроме того арабам были известны и труды Гиппократа и др. Лучшим специалистом по естествознанию считается Авиценна (Абу Али Сина). Его сочинения по естественной истории: «Шифа», «Нажат», «Ишарат». К ним написаны толкования Фахр ар-Рази, Амиди и Насреддина ат-Туси. Ар-Рази считается лучшим арабским медиком. Он издал до ста сочинений и усердно занимался улучшением Багдадских больниц. Умер он в 320 году. В Андалусии прославились медики Ибн Рушд и Ибн Захир.
Упомянем в заключении, что по музыке (ильм аль мусика) арабы заимствовали многое из персидской и индийской культуры и сами не пренебрегали музыкальными занятиями. Известно что современная музыкальная гамма родиной своей имеет Индию. Откуда через Иран, а затем через арабов она была передана через арабов она была передана в Европу, где в 11 веке итальянским монахом по имени Артином была установлена скала тонов.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
О мнимом фанатизме ислама.
1.
Широкая терпимость Корана к учению иных исповеданий не нуждалась бы в объяснении, если бы люди были бы знакомы с содержанием Корана в его подлинном виде. Но к сожалению не только дух ислама многим представляется в извращенном виде, но даже многие мусульмане не знакомы с подлинным учением Мухаммада. Огромная часть мусульманского мира не усвоила духа учения Корана и придерживается только легких наружных обрядов религии. Поэтому мы и вынуждены дать некоторое объяснение об отношении Корана к другим исповеданиям. Этим думается, устранится ложное представление о фанатизме и нетерпимости ислама к иным верам.
Вот что говорит Коран:
Гл. 2. Стих 81. Мы дали Моисею книгу закона и повелели через других посланников ей следовать. Мы дали Иисусу, сыну Марии, явные знамения (его пророчества) и укрепили его духом святости. Всякий раз, когда посланный (от Господа) приносил вам откровение, если он не льстил вашим страстям, вы исполнялись гнева; вы одних считали лжецами, других же убивали.
Стих 59. Наверно те, которые веруют, и те, которые следуют религии еврейской, и христиане и сабеи, одним словом всякий, кто верует в Бога и Последний день, и кто будет творить добро, - все они получат награду от их Господа; страх не найдет них, и они не будут мучимы.
Стих 130. Скажите: мы веруем в Бога и того, кто нам послан свыше, в Авраама, Измаила, Исаака, Иакова, в двенадцать колен; мы веруем в книги, которые даны Моисею и Иисусу, в книги, врученные пророкам от Господа; мы не приписываем им никакого различия и предаемся Богу.
Гл. 4. Стих 169. О вы получившие писания! Не изменяйте в вашей религии истинной вере, не говорите о Боге ничего кроме истины. Мессия Иисус, сын Марии, апостол Бога и Его слово, которое Он бросил Марии. Он дух происходящий от Бога.
Стих 161. Мы дали тебе откровение, как давали Ною и пророкам жившим после него. Мы давали его Аврааму, Измаилу, Исааку и Иакову, двенадцати коленам, Иисусу, Иову, Аарону, Соломону и дали Давиду псалмы.
Стих 162. Были посланники, о которых мы тебе не скажем. Бог обращал свою речь Моисею.
Стих 163. Были посланники, назначенные проповедовать и остерегать, чтобы люди не имели никакого извинения перед Богом после явления апостолов. Бог могуч и мудр.
Гл. 5. Стих 48. Мы повелели сойти Пятикнижию; оно содержит направление к доброму пути и к свету. Пророки истинно верующие, преданные воле Божьей, должны судить евреев по той книге; ученые и священники должны судить по частям книги Божьей, которую они сохранили. Они как бы свидетели закона против иудеев. О иудеи не бойтесь людей, бойтесь Меня и не отдавайте моих знамений в замен ничтожной платы. Те, которые судят не сообразно с истиной, которой Бог повелел сойти свыше, - неверные.
Стих 50. По следам других пророков, Мы послали Иисуса, сына Марии, для подтверждения Пятикнижия. Мы дали ему Евангелие, которое содержит направление и предостережение тем, которые боятся Бога.
Стих 51. Люди Евангелия будут судить по Евангелию. Те, которые не будут судить по книге Божьей, - неверные.
Стих 70. О если люди писаний имели веру и страх Господень, Мы бы сгладили бы их грехи, ввели бы их в сады утех. Если бы они соблюдали Пятикнижие и Евангелие и книги, которые им послал Господь, они наслаждались благами, находящимися над их головами и под их ногами. Есть между ними те, которые поступают по праву; но большее число: о, как презренны их дела!
Стих 73. Те, которые веруют, и иудеи, и сабеи, и христиане, одним словом, кто верует в Бога и в Последний день, кто будет творить добро, те будут освобождены от всякого страха и не будут притесняемы.
Стих 113. Мы желаем, говорили они, сесть и есть; тогда наши сердца уверятся, мы узнаем, что ты проповедовал истину и дадим свидетельство в твою пользу.