Тема 3.3. Экономика и культура 1 страница
Понятие «экономическая культура». Соотношение экономики и мировоззрения. Духовная компонента экономики. Инновационная экономика и смена культурных ориентаций. Общий культурный уровень работника и его способность производить высокотехнологичные товары. Влияние уровня жизни человека на востребованность культуры. Потребительское отношение к ценностям культуры. Современная тенденция к росту накопительства в культуре. Формы собственности и культура. Формирующийся «средний класс» современной России – потеря духовных ориентиров. Рынок как интегратор культуры. Коммерциализация культуры – плюсы и минусы. Предпринимательство в культуре. Шоу-бизнес (как феномен массовой культуры): проблема соотношения между экономическими интересами и эстетическими и моральными ценностями. Кризисы в культуре и экономике – нелинейная взаимозависимость и взаимообусловленность.
Культура труда и жизнедеятельности человека.
III. БАЗОВЫЙ СТИП (Словарь Терминов и Персоналий)
Абстракционизм (от франц. abstractionnisme – беспредметное, нефигуративное искусство) – совокупность направлений в изобразительном искусстве XX в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность, более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Включает в себя два основных течения: супрематизм и абстрактный экспрессионизм. [Родоначальники абстракционизма: Василий Васильевич Кандинский (1866-1944; в 1900-14 и с 1921 за границей) – российский живописец и график, автор экспрессивных (выразительных), динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий (напр., «Смутное», 1917). Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу, и др. В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке), выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание. Кандинский считал, что в искусстве сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в абстрактных композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трём циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществлённая живописными средствами – цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен. Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве, и т.д. Другой классик абстракционизма – Казимир Северинович Малевич (см. кубизм, кубофутуризм, супрематизм); а также нидерландский живописец Пит Мондриан (1872-1944), создатель неопластицизма – абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. К абстракционизму были близки мастера орфизма [(франц. orphisme от Orphee – Орфей) – течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. «Орфисты» (француз Робер Делоне (1885-1941) и чех Франтишек Купка (1871-1957) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые, яркие тона].
Авангардизм (от франц. avant-gardisme от avant-garde – передовой отряд) – условное название ряда течений в искусстве XX в., более радикальных, чем модернизм. Основной признак всех течений – разрушение реалистической традиции и превращение искусства в социально значимую эстетическую сферу. Характерные черты – подчёркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрессионизм), стремление разрушить эстетику (дадаизм) и заменить пассивное эстетическое любование активным социальным действием («левое» искусство и русский футуризм), попытки осуществить коммуникацию с публикой путём воздействия на её подсознательные импульсы (сюрреализм), а также создание физически ощутимого напряжения отчуждённости между непроницаемо-замкнутой структурой «антипроизведения» и воспринимающим сознанием («новый роман», «конкретная поэзия», «новые левые» и др.). [Наиболее видные представители в литературе: Маяковский; Бертольд Брехт; Луи Арагон (1897-1982) – французский писатель. Один из основателей сюрреализма (стихи, роман «Парижский крестьянин», 1926). В 30-е гг. разделял позиции социалистического реализма. Один из организаторов Движения Сопротивления (трагический лиризм в сборнике стихов «Нож в сердце», 1941). Исторический роман «Страстная неделя» (1958) о пути художника к народу. Цикл романов «Реальный мир» (1934-51; в т.ч. тенденциозный роман «Коммунисты», т. 1-6, 1949-51; искусствоведческие книги «Анри Матисс. Роман» (1971), «Театр-роман» (1974); поэтические сборники (в т.ч. «Глаза и память», 1954; поэма «Неоконченный роман», 1956); лирические циклы стихов и др.; и др.]. В 60-е гг. авангардизм смыкается с платформой «нового левого радикализма», полностью отрицающего культуру. Российские художники-авангардисты:Марк Шагал (1887-1985; с 1922 за рубежом) – живописец и график. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком (напр., «Над городом», 1914-18); витражи, иллюстрации, и др.; Павел Николаевич Филонов (1883-1941) – живописец и график. В символических, драматически напряжённых произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории («Пир королей», 1913). С сер. 1910-х гг. отстаивал принципы «аналитического искусства», основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развёртыванию композиций («Формула пролетариата», 1912-13; «Формула весны» 1928-29), и др.; Казимир Северинович Малевич (см. кубизм, кубофутуризм, супрематизм); Василий Васильевич Кандинский (см. абстракционизм]. Авангардизм – антипод постмодернизма.
Академизм (франц. academisme) – 1) в изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв.; следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далёкие от жизни сюжеты, отвлечённые нормы красоты; 2) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании; 3) оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.
Акмеизм (от греч. akmē – высшая степень расцвета, зрелости) – направление русского модернизма, сформировавшееся в русской поэзии 10-х гг. XX в. [Акмеисты входили в объединение «Цех поэтов» (1911-14; 1920-22): Анна Андреевна Ахматова (наст. фам. Горенко) (1889-1966). Первоначально – акмеистские сб. стихов («Вечер», 1912; и «Чётки», 1914), в дальнейшем – осмысление нравственных основ бытия и общенародных трагедий XX в., сопряжённое с личными переживаниями, психология женского чувства, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сб. «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. В «Поэме без героя" (1940-1965, полностью опубликована 1976) – воссоздание эпохи «серебряного века» и др.; Николай Степанович Гумилёв (1886-1921). В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» – воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сб. «Романтические цветы», 1908, «Костёр», 1918, «Огненный столп», 1921) и др.; Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сб. «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967) и др.; Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936) – писатель, композитор, музыкальный критик. Эволюционировал от символизма к акмеизму. Сб. стихов «Александрийские песни» (1921), «Форель разбивает лёд» (1929). Проза (повесть «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919; романы «Тихий страж», 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра; Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967). В сб. «Ярь» (1907) – темы и образы русского фольклора. Поэмы (в т.ч. «Красный Питер», 1922)]. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских (см. символизм) порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Стихия акмеистов – мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. [Акмеисты в российской живописи:Константин Алексеевич Коровин (1861-1939, с 1923 за границей.). Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89) и др.; Филипп Андреевич Малявин (1869-1940, с 1922 за границей). В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала («Вихрь», 1906) и др.; Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Один из самых популярных мастеров русского модерна. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия «Ярмарки»; «Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918). Мастер портрета («Ф.И. Шаляпин», 1922) и др. В музыке: Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) – композитор, дирижёр. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971; в России до 1914, с 1945 гражданин США) – композитор и дирижёр. Ранние балеты – «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) – связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Похождение повесы» (1951), хореографическая кантата «Свадебка» (1923), пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), балеты «Жар-птица» (1910, 2-я редакция 1945), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), «Симфония псалмов» (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948) и др.].
Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – общекультурный термин, означающий двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, при этом одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Например, любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия.
Андерграунд (от англ. under – под и ground – земля) – подпольные, нелегальные направления в западноевропейском и русском искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), оппозиционные официальному искусству. Андерграунд появляется во второй пол. XX в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии. Основным выразителем является молодёжь, поэтому андерграунд можно рассматривать как форму контркультуры, особый способ творческого существования и самовыражения. К институциальным проявлениям андерграунда относят самиздат, неофициальные выставки живописи, нелегальные концерты и фестивали и т.п.
Антиутопия [от греч. anti – против и утопия (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu – благо и topos – место, т.е. благословенная страна)], негативная утопия – литературное произведение, в котором описываются опасные, пагубные и иные отрицательные последствия, связанные с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. [Например, своеобразными поправками на реальность к утопиям Томаса Мора («Утопия», 1516), Фрэнсиса Бэкона («Новая Атлантида», 1627), Томмазо Кампанеллы («Город Солнца» 1623) и др. ранних утопистов были: «Левиафан» (1651) Томаса Гоббса – первая ярко выраженная антиутопия в форме трактата о благоустройстве государства, уподобляемого философом библейскому чудовищу Левиафану; аллегорическая сатира «Басня о пчёлах, или Частные пороки – общая выгода» (1714) английского писателя Бернарда Мандевиля, повествующая о самопроизвольном крушении идеального сообщества; «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (см. сатира), где в 3-й книге осмеиваются замыслы благодетельной технократии, а в 4-й иронически превозносится воплощённый в соответствии с духом деистской философии [деизм (от лат. deus – бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы] и вдохновлённых ею утопических сочинений идеал опрощения и приближения к естественному состоянию. В XVII-XIX вв. антиутопия не имела самостоятельной художественной значимости. Это произошло в XX в. Среди наиболее известных: роман-антиутопия «Мы» (опубликован за рубежом в 1924 на английском языке, в России в 1988) русского писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937, с 1932 в Париже) – гротескная модель устройства тоталитарного общества; роман-антиутопия «1984» (1949) английского писателя и публициста Джорджа Оруэлла (наст. имя Эрик Блэр) (1903-50) – будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй. Автор сатиры «Скотный двор» (1945), где показал перерождение революционных принципов и программ, и др. «Чёрные утопии» «Алчущее семя» (1982) и «1985» (1978) английского писателя Энтони Бёрджесса (1917-93), написавшего кроме этого сатирический роман «Право на ответ» (1960). Тема антигероя – в романах «Заводной апельсин» (1962) и «Завещание заводному миру» (1974) и др. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) – сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления» – английского писателя Олдоса Хаксли (1894-1963), написавшего ещё интеллектуальные романы «Жёлтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) – об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962), и др.; «Игра в бисер» Германа Гессе (см. роман); Антиутопия «451° по Фаренгейту» (1953) американского писателя Рея Брэдбери (р. 1920) о трагическом воздействии на культуру дегуманизирующих сторон научно-технического прогресса. Проза Брэдбери синтезирует научную фантастику, сказку, притчу, социально-психологическое исследование: книга «Марсианские хроники» (1950), романы «Древо Благодарения» (1972), «Смерть – одинокое занятие» (1985); сб. рассказов «Вино из одуванчиков» (1957) и др.].
Античная культура (от лат. antiquus – древний) – особый тип культуры, основными чертами которой были: определяющее влияние природно-космических сил (объективизм); космос рассматривался в качестве абсолютного божества, а боги – законы природы (пантеизм); космос воспринимался и осознавался как чувственный, одушевлённо-разумный, внеличностный, фаталистически-героический (космизм); телесное воплощение космоса – скульптура, в которой реализовались идеалы гармонии, симметрии, ритмики, меры (скульптурность). Хронологические рамки античной культуры – от Гомера (рубеж XI-IX в. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э.; географические рамки – территория Древней Греции и Рима. Эта культура положила начало переходу к христианской культуре; сама же она вырастает и развивается на базе городской (полисной) социальной и духовной жизни. Мировые достижения античной культуры: скульптура (V-IV в. до н.э., Поликтет, Пракситель и др.), архитектура (декор, ордер), литература (эпосы Гомера, Гесиода и др.), ораторское искусство, театр (трагедии), цирк.
«Аполлоническое» и «дионисическое» – понятия, предложенные немецким мыслителем-иррационалистом Фридрихом Ницше (1844-1900) для характеристики двух начал (символов) в бытии античной культуры, олицетворение которых он видел в образах древнегреческих богов – Аполлона и Диониса. «Аполлоническое» – светлое, созерцательное, рациональное начало, «дионисическое» – буйное, тёмное, хаотическое, иррациональное. Борьба этих двух начал и составляет, по Ницше, сущность античной культуры, и культуры вообще.
Артефакт (от лат arte – искусственный и faktus –сделанный) – 1) любой искусственный объект, физический предмет, идея или образ, технология, форма поведения, оценка; 2) только материальные предметы искусственного происхождения (напр., галстук, телевизор, нож, дом, компьютер, сквер, книга, ружьё и т.п.); 3) процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.
Архаика (от греч. archaios – древний) – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля (обычно применяется к раннему периоду египетского и древнегреческого искусства). Архаика характеризуется невыделяемостью художественной деятельности в общей структуре творческой активности человека, т. е. синкретизмом [(от греч. synkretismos – соединение) – 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга и т. п.); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (напр., различных культов и религиозных систем в поздней античности – религиозный синкретизм периода эллинизма, т.е. завершающего периода древнегреческой культуры и философии].
Архетип (от греч. arche – начало и typos – образ) – изначальная первичная форма, прообраз, идея, образец, запечатлённый в душе человека. В «аналитической психологии» – изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. Архетип – это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, источник родовой памяти человечества [В культурологию это понятие было введено и глубоко обосновано Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) – швейцарским психологом и философом, основателем «аналитической психологии», в его учении о коллективном бессознательном. В отечественных исследованиях о культуре учение получило глубокую разработку, в том числе в трудах видного российского культуролога Сергея Сергеевича Аверинцева (1937-2003)].
Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon – строитель), (зодчество) – искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура берёт своё начало в античной культуре. В архитектуре действует т.н. «Триада Витрувия» – три закона, сформулированные древнеримским архитектором и инженером Витрувием (вт. пол. I в. до н.э.) в трактате «Десять книг об архитектуре»: «Прочность, польза, красота». Иными словами: «Красивое – функционально, а функциональное – красиво». [Выразительные средства архитектуры – композиция, тектоника (от греч. tektonikos – относящийся к строительству; соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры), фактура (от лат. factura – обработка; фактура в музыке – конкретный звуковой облик произведения; фактура в изобразительном искусстве – характер поверхности произведения), а также масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др.].
Балет (от фр. ballet, ит. balleto от ср.-лат. ballare – танцевать) – синтетический вид театрального искусства, сочетающий хореографию (танцевальное искусство), музыкальный и драматический замысел; произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы (см. театр). [Начал формироваться в Европе в XVI в. Расцвет связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети XIX в., выдающихся балетмейстеров: Филиппо Тальони (1777-1871) – европейский педагог и хореограф-реформатор, создатель романтического балета. [Многие балеты поставил для дочери – Марии (1804-84). С 1828 ведущая солистка Парижской оперы. В 1837-42 выступала в Петербурге. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая танец на пуантах (танец на кончиках пальцев при вытянутом подъёме ноги) как средство художественной выразительности]; Жюль Жозеф Перро (1810-92; с 48 по 59 в России) – французский артист балета, балетмейстер. Один из создателей романтического направления в балете. Поставленный им (совм.) балет «Жизель» А. Адана (см. романтизм) сохраняется в современном репертуаре; Август Бурнонвиль (1805-79) – датский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей романтического направления. В 1830-77 (с перерывами) работал в Королевском балете (Копенгаген). Создал св. 50 балетов.; Артюр Сен-Леон (наст. имя и фамилия Шарль Виктор Артюр Мишель) (1821-70; с 59 по 69 в России) – французский артист балета, балетмейстер, педагог, скрипач. Ставил многочастные парадные спектакли. Хореографические находки Сен-Леона способствовали обогащению балетной лексики. Поставил: «Коппелия» Л. Делиба (см. симфония); первый балет на русский сюжет «Конёк-Горбунок» (один из самых популярных балетов на русской сцене XIX в.), музыку к которому написал Чезаре (Цезарь) Пуньи (Пуни) (1802-70; с 51 в России) – итальянский композитор, создавший ещё «Эсмеральду» (1844) и др. В России XIX в. высшие достижения балета связаны с балетмейстерами: Шарль Луи Дидло (1767-1837; с 01 по 29 в России) – французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. XVIII-нач. XIX вв. Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе; Мариус Иванович Петипа (1818-1910; с 1847 в России) – выдающийся российский балетмейстер и педагог французского происхождения. В 1869-1903 – главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами; Лев Иванович Иванов (1834-1901) – артист балета, балетмейстер. Впервые поставил балет «Щелкунчик» (1892) и 4-й акт балета «Лебединое озеро» (1895) П.И. Чайковского (см. опера), положившие (наряду с балетами М.И. Петипа) начало симфонизации танца. Наиболее известные русские артисты балета первой пол. XIX в.: Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848) – ведущая танцовщица (с 1816) балетной труппы С.-Петербурга. Исполнительница ведущих партий в балетах Ш. Дидло. Первая создала пушкинские образы на балетной сцене («Кавказский пленник, или Тень невесты», «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника»). Искусство Истоминой воспето А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине»; Елена Ивановна Андреянова (1819-57) – представительница романтического направления. Первая исполнительница партии Жизели («Жизель» А. Адана, 1842) в России; Екатерина Александровна Санковская (1816-78) – одна из представительниц романтического балетного театра 30-40-х гг.; и др. Выдающиеся балерины кон. XIX – нач. XX в.: Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931) – выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (см. опера); Матильда (Мария) Феликсовна Кшесинская (1872-1971, с 1920 в Париже) – одна из наиболее ярких представительниц русской академической школы; Ольга Иосифовна (Осиповна) Преображенская (1871-1962; с 1921 в Париже) – артистка балета, педагог; и др. Нач. XX в. ознаменовано реформаторской деятельностью российских балетмейстеров. Главные деятели: М.М. Фокин (см. «русские сезоны»); Александр Алексеевич Горский (1871-1924) – балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). В спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства. Огромное влияние на мировой балет оказали «русские сезоны» за границей. Во Франции наиболее известные мастера балета: Жан Жорж Новер (1727-1810) – балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически выразительных пластических образах, сделал балет самостоятельным видом сценического искусства. Автор кн. «Письма о танце и балетах» (1766); Серж (Сергей Михайлович) Лифарь (1905-86) – артист балета, хореограф и педагог «Гранд-Опера». Выходец из России. Поставил св. 200 балетов, многие из которых сохраняются в репертуаре театров мира. Сыграл значительную роль в возрождении искусства балета во Франции.; Морис (наст. фамилия Берже) Бежар (р. 1927) – артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства XX в. В 1987-92 основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Стремясь в танце выразить сложность духовной жизни современного общества, обновлял танцевальную лексику; Ивет Шовире (р. 1917) – ведущая французская балерина. Выступала в «Гранд-Опера» (1935-62). С 1960-х гг. работает как педагог; и др. В Великобритании: Нинет де Валуа (наст. имя и фамилия Идрис Станнус) (р. 1898) – английская артистка балета, балетмейстер. Была среди создателей и художественных руководителей (1931-63) труппы «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет Великобритании); Мари Рамбер (настоящие. имя и фамилия Мириам Рамберг) (1888-1982) – артистка балета, балетмейстер. В 1930 организовала первую постоянную английскую балетную труппу (с 1934 – «Балле Рамбер»); Марго Фонтейн (настоящая фамилия Хукем) (р. 1919) – одна из ведущих английских балерин. С 1934 в труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет). С 1954 президент Королевской академии танца; и др. В США: Джордж Баланчин (наст. имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-83) – балетмейстер. В 1921-24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на её основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»); Марта Грэхем (1893/94-1989) – американская танцовщица, хореограф. В 1929 организовала собственную труппу. Одна из крупнейших представительниц школы танца «модерн» в США; и др. В Германии: Джон Кранко (1927-73) – английский артист балета и балетмейстер. С 1946 работал в Королевском балете Великобритании. В 1961-73 возглавлял Штутгартский балет (ФРГ), где осуществил постановки, принесшие ему мировую известность: «Онегин» на музыку П.И. Чайковского (1965), «Укрощение строптивой» по мотивам музыки Д. Скарлатти (см. опера) (1969) и др.; Джон Ноймайер (Ньюмейер) (р. 1942) – американский артист балета и балетмейстер. В 1969-73 руководитель балетной труппы во Франкфурте-на-Майне, с 1973 – Гамбургского балета (Германия). Постановки «Иллюзии как Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского (1976), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (см. симфония) и Д. Лигети (см. неоромантизм), «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (см. романтизм) (1978), «Пер Гюнт» А.Г. Шнитке (см. концептуальное искусство) (1989) и др. В число наиболее известных российских мастеров балета XX в. входят: балетмейстеры Голейзовский Касьян Ярославович (1892-1970) – хореограф-новатор, Лопухов Фёдор Васильевич (1886-1973), Захаров Ростислав Владимирович (1907-84), Вайнонен Василий Иванович (1901-64), Лавровский Леонид Михайлович (наст. фамилия Иванов) (1905-67), Григорович Юрий Николаевич (р. 1927). Артисты балета: Уланова Галина Сергеевна (1909/10-90), Плисецкая Майя Михайловна (р. 1925), Семёнова Марина Тимофеевна (1908-91), Лепешинская Ольга Васильевна (р. 1916), Чабукиани Вахтанг Михайлович (1910-92), Мессерер Асаф Михайлович (1903-92), Сергеев Константин Михайлович (1910-1992), Дудинская Наталья Михайловна (р. 1912), Васильев Владимир Викторович (р. 1940), Максимова Екатерина Сергеевна (р. 1939), Бессмертнова Наталья Игоревна (р. 1941), Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович (1936-89), Нуреев Рудольф Хаметович (1938-93), Барышников Михаил Николаевич (р. 1948) и др.].