Можно ли назвать основным предметом философии отношение
«человек-мир»?
а) да;
б) нет.
29. Наиболее характерная черта русской философии ХIХ-ХХ веков:
а) интерес к эстетическим вопросам;
б) тесная связь с религией;
в) ориентация на естественные науки;
30. Миф о сверхчеловеке был разработан:
а) Ф. Бэконом;
б) Дж. Локком;
в) Ф. Ницше;
Можно ли назвать основным предметом философии отношение
«человек-мир»?
а) да;
б) нет.
32. Какие проблемы лежат в центре внимания Н.А. Бердяева?
а) научное и техническое развитие общества;
б) политическая структура общества;
в) проблема личности и ее эволюция.
33. Что такое глобальные проблемы человечества?
а) проблемы отдельных государств;
б) проблемы регионов;
в) проблемы всей планеты.
34. Кто первым из античных философов обратился к исследованию человека и нравственным проблемам:
а) Пифагор;
б) Сократ;
в) Платон.
Вариант 13
Тест по дисциплине «Философия»
(для проверки остаточных знаний)
1. Какие проблемы лежат в центре внимания Н.А. Бердяева?
а) научное и техническое развитие общества;
б) политическая структура общества;
в) проблема личности и ее эволюция.
2. Суть категорического императива И. Канта состоит в следующем:
а) относиться к человеку как к средству;
б) относиться к человеку критически;
в) относиться к человеку как к цели.
3. Что такое глобальные проблемы человечества?
а) проблемы отдельных государств;
б) проблемы регионов;
в) проблемы всей планеты.
4. Как называется область философии, связанная с исследованием сферы бытия:
а) онтология;
б) гносеология;
в) логика.
5. Кто из античных философов считал первоосновой всего апейрон:
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
в) Анаксимен.
6. Согласно Платону мир идей:
а) не зависит от мира вещей;
б) является прообразом реального мира;
в) является отражением мира вещей.
7. Один из основных принципов философии средневековья:
а) космоцентризм;
б) теоцентризм;
в) пантеизм.
8. По мнению Гоббса человек от рождения представляет собой:
а) совокупность общественных отношений;
б) злое, агрессивное существо;
в) «чистую доску», на которой записываются знания, получаемые в ходе жизни.
9. Принципы «интуиции» и «сомнения» как ключевые в познании выдвинул:
а) Бруно;
б) Бэкон;
в) Декарт.
10. Какое из этих понятий охватывает более широкой круг явлений?
а) философия;
б) мировоззрение.
в) наука
11. Решает ли философия только научно-познавательные задачи?
а) да;
б) нет.
12. Автор утверждения: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»?
а) Кант;
б) Шеллинг;
в) Фейербах.
13. Основатель «философии Всеединства»:
а) Чаадаев;
б) Соловьев;
в) Бердяев.
14. К какому направлению философской мысли относятся Кьеркегор, Сартр, Камю?
а) феноменология;
б) персонализм;
в) экзистенциализм.
15. Основатель античного атомизма:
а) Демокрит;
б) Фалес;
в) Аристотель.
16. Кто из следующих философов подчеркивал необходимость защиты «естественных, неотъемлемых прав индивида»:
а) Гоббс;
б) Локк;
в) Юм.
17. Какому гносеологическому направлению соответствует идея: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»?
а) рационализм;
б) сенсуализм;
в) скептицизм.
18. Можно ли философию отождествлять с религией?
а) да;
б) нет.
19. Кто автор следующего высказывания «Я знаю, что ничего не знаю»:
а) Сократ;
б) Эпикур;
в) Платон.
20. «Платон мне друг, но истина дороже!». Кто автор этого высказывания?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Сенека.
21. Основатель индуктивного метода в теории познания:
а) Декарт;
б) Бэкон;
в) Лейбниц.
22. К какому направлению философской мысли относятся Кьеркегор, Сартр, Камю?
а) феноменология;
б) персонализм;
в) экзистенциализм.
23. Кто из русских философов сказал: «свобода первичнее бытия»?
а) Флоренский;
б) Лосев;
в) Бердяев.
24. Отличается ли бытие мира от бытия человека?
а) да;
б) нет.
25. Платон – это:
а) основоположник объективного идеализма;
б) основоположник субъективного идеализма;
в) материализма.
26. Юм считал, что:
а) причинно-следственные связи существуют объективно, независимо от человека;
б) причинно-следственные связи обнаруживаются опытным путем;
в) существование причинно-следственных связей не доказуемо.
27. Каково первоначальное определение философии?
а) учение о мудрости;
б) любовь к мудрости;
в) форма теоретического мировоззрения.
28. Входят ли в структуру философского мировоззрения ценностные ориентации и поступки людей (поведение)?:
а) да;
б) нет.
29. Кто провозгласил принцип: «Человек есть мера всех вещей»?
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Зенон.
30. Согласно Платону мир идей:
а) не зависит от мира вещей;
б) является прообразом реального мира;
в) является отражением мира вещей.
31. Позиция, согласно которой общие понятия существуют отдельно от единичных вещей и независимо от сознания человека называется:
а) номинализм;
б) реализм;
в) рационализм.
32. Основной принцип философии Ф. Аквинского называется:
а) божественное откровение;
б) гармония веры и разума;
в) двойственная истина.
33. Одна из основных идей философии Возрождения - это:
а) антропоцетризм;
б) пантеизм;
в) атропоморфизм.
34. Кто из следующих философов подчеркивал необходимость защиты «естественных неотъемлемых прав индивида»:
а) Гоббс;
б) Локк;
в) Юм.
35. Что из названного более присуще английской философии Нового времени:
а) уважение к личности и правам человека;
б) приоритет чисто теоретической деятельности;
в) постоянное обращение к практическому опыту.
36. Кто выдвинул принцип «Существовать – значит, быть воспринимаемым»:
а) Юм;
б) Беркли;
в) Локк.
37. По мнению Канта поведение человека должно определяться:
а) влиянием среды;
б) категорическим императивом;
в) Божественным руководством
38. Кто первый употребил слово «философ»
а) Платон
б) Пифагор.
в) Декарт
Результаты | |
Кол-во ответов, в % | Оценка, в баллах |
до 65 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приобщение к развитию мировой философской мысли сегодня немыслимо без учета духовных традиций и духовного опыта своего народа, истории отечественной философии, ее достижений в культурном и духовно-нравственном осмыслении бытия человека. В учебно-методических рекомендациях уделяется особое внимание истории русской философии, ее связи с наследием всей духовной культуры России.
Изучение курса философии в ВУЗе должно создать фундаментальную основу для общекультурной и общетеоретической подготовки будущего специалиста, глубокого понимания им непреходящих ценностей человеческого бытия (Что такое человек? Каковы его сущность, назначение и место в мире? В чем смысл человеческой жизни? В чем состоит счастье, что такое истина, добро, красота? Что означает полнота человеческого бытия? и др.); создать предпосылки для развития профессионального гуманистического самосознания.
Задачу читаемого нами курса философии мы видим в том, чтобы воспитать в студенте не только профессионально грамотного врача, менеджера, программиста, экономиста и др., но и пробудить в нем интерес к смыслу человеческой истории, чувство личной нравственной ответственности за судьбу страны, за судьбу человеческой культуры и цивилизации.
Приобщение студента к истории человеческой мысли, к истории философии дает ему не только масштаб для сравнения современных концепций общественного развития, но и развивает ум, умение самостоятельно, диалектично и критически мыслить. Диалектика и есть логика и теория познания. Без обладания методом диалектического мышления трудно выработать мировоззрение, отвечающее духу грядущего XXI века.
Одна из задач в ходе изучения философии через дискуссии, споры по проблемным вопросам философии и реальной жизни, научить студента критически анализировать существующие в общественном сознании представления.
Развить в студенте умение логически грамотно формулировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Помочь студенту научиться приемам ведения дисуссии, полемики, диалога.
Учебно-методическое пособие по философии составлено так, чтобы познакомить студентов с исторической закономерностью возникновения философии как особой формы общественного сознания, с результатами развития философии, с логикой становления научного мировоззрения и диалектического метода мышления, с философскими концепциями XX и начала XXI вв., с глобальными проблемами современности.
Естественным представляется и то, что учебно-методическое пособие включает в себя такие части как: 1) основы логической культуры ума; 2) обучения аргументации и обоснованности тех или иных положений и принципов.
В учебно-методическом пособии высвечивается связь острых проблем современности с вопросами, над которыми мучительно размышляли философы от греков до наших дней.