Понятие религии и ее специфика
Религиозная вера как основной феномен религиозного сознания
Вера – основной принцип религиозного сознания. Вера, как уверенность в реальном существовании сверхъестественных свойств, отношений, существ.
Всякому человеку присуще некое религиозное чувство, отличимое от всех других эмоциональных процессов.
Уникальность и непостижимость религиозного чувства для разума.
Главная особенность религиозных чувств состоит в том, что они направлены на иллюзорный объект.
Религиозная вера занимает важнейшее место в религиозной идеологии, все богословские учения служат обоснованию и поддержанию веры.
Главная цель богослужебной практики – использование разнообразных средств, воздействие на людей для укрепления веры в Бога.
Понятие веры включает два взаимосвязанных элемента:
1.гносиологический
2.эмоционально-психологический
Понятие религии и ее специфика
Религия – сумма переживаний отдельного человека.
– чувство абсолютной зависимости.
- продукт взаимоотношения «Я» и Бог» (Кьеркегор)
- уровень подсознания и связанная с ним деятельность «Я» (Фрейд)
- результат размышления «философствующего дикаря» (Спенсер)
Подход к религии как чисто индивидуальному.
Чтобы понять индивидуальное сознание, нужно понять общество, в котором этот индивид существует.
Религиозные переживания и опыт связаны с группой социальной психологией.
Религия соответствовала умонастроению эпохи.
Всякое возникавшее и укоренявшееся религиозное учение было в этом смысле общественным продуктом.
Религия играла большую роль в обществе на всех этапах его развития. Речь идет как о религиозной идеологии, так и религиозных институтах
Религиозная идеология – совокупность идей о Боге, мире в целом, природе, обществе и человеке, целенаправленно развиваемых теологами.
Современная религиозная идеология включает в себя:
1.теология
2.религиозная философия
3.богословские концепции экономики, политики, права, искусства.
Теология– совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога.
Религиозная идеология не всегда прямо и определенно воздействует на человеческое поведение и тем самым на ход общественного развития.
Когда общественные, индивидуальные, реальные интересы противоречат сложившейся религиозной идеология, последняя перестает быть руководством к действию и фигурирует лишь в проповедях, которые не претворяются на практике.
Многогранность религиозной идеологию позволяет ей играть в истории общества противоречивую роль.
Когда содержание религиозной идеологии противоречит жизненным устоем, она отходит в сторону.
Верующий:
Верующий человек в религии отрешается от всего временного, религии для него – это та сфера сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия мысли и стихает вся боль чувств, это сфера покоя и мира.
Бог есть начало и конец всего, всё исходит от Бога, и всё возвращается к нему. Бог есть то средоточие, которое во всё вносит жизнь. В религии верующий человек ставит себя в определенное отношение к Богу, и это отношения поглощает все остальные отношения.
Религия свободна и является самоцелью, поэтому к этой конечной цели возвращаются все другие цели. Все религиозные народы считают, что религиозное сознание – это та сфера, в которой они обладают истиной, в религии они видят свое достоинство и праздник своей жизни.
Религия – порождение божественного духа, а не человеческим открытием.
Результат божественного воздействия на человека и деятельности Бога в человеке, т.е. первичным провозглашается некое духовное нематериальное начало.
Неверующий:
Неверующий человек признает первоисточником материю, которая является основой, порождающей материю и предопределяющую ее судьбу.
Религия, признавая существование Бога, считает, что человек может познать только то, что позволит Бог.
С точки зрения неверующих душа – преисполнена духовности, но лишена свободы.
Наука фиксирует в себе сферу познания, а религия – это только чувства.
Всякая религия является ничем иным, как фантастическом отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. (Ф.Энгельс)
Religio – religare: связь – связывать
Религия– опознание Бога и переживания связи с ним (современная трактовка)/полагание некого трансцендентного и своей связи с этим трансцендентным.
Религия представляет собой весь сложное образование, выступает как совокупность нескольких элементов:
4. Религиозное сознание
Религиозное сознание— это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.
Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный. Члены одной религиозной группы также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже коллективный уровень религиозной идентичности.
Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием религиозных наставников и проповедников.
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом.
Религиозный культ
Религиозный культ - разнообразная религиозная деятельность, направленнная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего - священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей.
Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа.
Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.
К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство культа.
Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции.
Религиозная мораль
Религиозная мораль - совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.
Религиозная мораль ставит проблему нравственной ответственности человека за совершенные деяния.
Особенностями религиозной морали являются:
1) «удвоение» нравственных обязанностей, т.е. формирование установки, ориентирующей человека на две группы ценностей: земные и небесные, причем нравственные отношения между людьми подчинены задачам религиозного служения;
2) наличие твердого критерия нравственного поведения, заключающегося в принципиальном соответствии религиозным догматам и императивам;
3) концентрация в системе религиозной морали идей и представлений, отражающих позиции разных социальных слоев и групп, сформировавшихся в разные исторические периоды.
Религиозная литература
Включает в себя различные жанры и направления. Прежде всего это канонические тексты, соответствующие философии и нравственным доктринам данной религии (Библия, Коран и т.д.). Это также литература, которая черпает сюжеты и персонажей своих сочинений из канонических текстов. Это есть беллетристическая иллюстрация религиозно-канонических формул, которые содержатся в церковной литературе. Религиозная литература создает иллюзию полного правдоподобия воссоздаваемых событий. Один из крупных религиозных писателей такого типа был В.Розанов. Грани между собственно религиозной литературой и философией очень зыбки. Так, религиозными философами-писателями были Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский. Религиозная литература исповедует фатальную предопределенность бытия и форм человеческого существования в нем.
8. Проблемы дефиниции религии и варианты ее решения
Многообразие религий и проблемы определения
I. Элементы определения религии
Не существует единого определения религии, безоговорочно принятого учеными. Тем не менее, среди многих выдвинутых определений часто встречается ряд элементов, появляющихся в различных комбинациях. Они включают:
а) верования, обычаи, отношения и учреждения, относящиеся к:
1) сверхъестественным силам, существам или целям;
2) высшей невидимой силе или силам;
3) фундаментальным устремлениям человека;
4) священным предметам (отделённым или запретным вещам);
5) предмету духовного служения;
6) силе, определяющей судьбу человека;
7) основе бытия;
8) источнику трансцендентального знания и мудрости;