Раздел 1. философский статус науки и техники

Тема №1. Проблемы зарождения науки и техники

1. «Начало» теоретического знания. Миф, религия, философия и наука.

2. Логос и логика. Рождение гносеологии.

3. Уход из метафизики. Проблема классической рациональности.

4. Проблема зарождения феномена техники. Связь науки и техники.

Список литературы

Основная

1. Гриненко Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – М:, 2011.

2. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Ростов н/Д.: 2010.

3. Степин В.С. Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: 2008.

4. Концепции современного естествознания: курс лекций / под ред. А.С. Борщова. – М.: 2009.

5. Гетманова А.Д. Логика. Углубленный курс: учеб. пособие / А.Д. Гетманова. – М.: 2008.

6. Аронов Р.А. Происхождение знания: истоки и основы / Р.А. Аронов, О.Е. Баксанский // Вопросы философии. – 2008. № 4.

7. Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня / Э. Агацци // Вопросы философии, 2009. № 1.

8. Мамчур Е.А. Философия и наука / Е.А. Мамчур // Вопросы философии, 2008. № 7.

Дополнительная

1. Котенко В.П. История и философия технической реальности: учебное пособие / В.П. Котенко. – М.: 2009.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. – М.: 2009.

3. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / М. Хайдеггер. М.: Территория будущего, 2006.

4. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – М.: 2004.

Методические указания

При подготовке к семинарским занятиям по общему разделу «Философский статус науки и техники» особое внимание следует уделить философскому обоснованию и возникновению культурных феноменов науки и техники. Само наличие и особое значение в постоянно трансформирующемся мире обязывает сознание оборачиваться к исследованию границ, основ, условий их существования. Такую возможность может предоставить лишь философия. Именно в ее пределах наука и техника вынуждены заниматься «саморефлексией», т.е. видеть и оценивать себя со стороны, определять основания, цели и критерии. Потому философия науки базируется на изучении теоретических горизонтов логики, общей эпистемологии, метафизики, теории ценностей и этики. В рамках философского изучения техники ставятся вопросы о ее возможности и пределах выражения, исчерпаемости и завершенности, подручности и машинности. В данных границах демонстрируется, что наука и техника (технология) не просто инструменты, а структуры или части бытия, живущие по собственным законам, выстроенные собственными критериями, имеющие некие необходимые метафизические пределы в бытии и мышлении.

Чтобы понять и оценить сущность феноменов науки и техники, прежде всего необходимо озадачиться сложным вопросом их начала, ибо он порождает саму их предметность, выявляет границы осуществления, содержит предельную цель самораскрытия – энтелехию. «Проблемы зарождения науки и техники» – именно поэтому так сформулирована тема первого семинарского занятия.

Истоки науки оказываются глубинно связанными с мифом, религией и философией, как зафиксированными формами промысливания бытия и способами осуществления его человеком. Постепенно через «уход» и отделение от философии наука формирует свои границы и критерии, фундаментом которых является теория и логика. «Логика в качестве учения о λόγος принимает мышление как высказывание чего-то через что-то»[1]. Именно так формируются субъект-объектные отношения, лежащие в основе научной рациональности, выделяется познаваемое и познающее начало. В этом отношении греко-римская культура Логоса преодолевается, сменяется культурой логики.

Феномен техники имеет свои метафизические начала. Сам смысл этого понятия содержит свое ядро в виде τεχνικός от τέχνη (др.гр.) – искусство, мастерство, умение. Впоследствии остается и получает статус значения лишь одна сторона феномена техники – умение, способ выведения в осуществление, в бытие. В современной культуре понятие техники «тонет» в бесконечных модификациях смысловых прочтений и многочисленных контекстах, хотя сами метафизические пределы остаются незыблемыми и до конца непроясненными – прежде всего, техника – это манера установления бытия, способ достижения им своей предельной цели. Средство, инструмент, артефакт и пр. определения недалеко уходят от изначального смысла и демонстрируют бесконечные возможности самораскрытия данного феномена в современной культуре.

Тема №2. Наука и техника в современном мире:

Философский анализ

1. Научность и ненаучность, сциентизм и антисциентизм.

2. Предмет научного знания. Классификация наук.

3. Наука в ХХ-XXI вв.: основные достижения и проблемы.

4. Наука в условиях научно-технической революции. Этическое измерение науки.

Список литературы

Основная

1. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / С.А. Лебедев. – М.: 2011.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: 2011.

3. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие / Б.Н. Бессонов. – М.: 2010.

4. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм XXI века: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2006.

5. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии / В.С. Степин // Вопросы философии, 2009. № 1.

6. Горохов В.Г. Нонаэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе / В.Г. Горохов // Вопросы философии, 2008. № 10.

7. Летов О.В. Уважение целостности субъекта как биоэтики / О.В. Летов // Вопросы философии, 2008. № 7.

8. Агацци Э. Почему у науки есть и этическое измерение / Э. Агацци // Вопросы философии, 2009. № 10.

Дополнительная

1. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: 2004.

2. Фейерабенд П. Против метода / П. Фейерабенд. – М.: 2007.

3. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных законов природы / С. Вайнберг. –М.: 2008.

4. Гейзенберг В. Избранные философские работы / В. Гейзенберг. – М.: 2006.

Методические указания

При подготовке вопросов данного семинарского занятия следует обратить внимание на то, что актуальность исследования феноменов науки и техники в XX-XXI вв. связана не только со стремлением человека предугадать и контролировать, а, может быть, и направлять их существование и ход развития. Она диктуется самой ситуацией кризисной («скачкообразной») динамики развития современного мира и общества и в связи этим обуславливается ростом глобальных проблем техногенной культуры. Среди них особое значение имеют проблемы развития науки и техники метафизического порядка: кризис пределов предметности науки и техническая беспомощность эмпирической проверки знания, определенные пределами самой реальности; вхождение в ситуацию абсолютной ответственности за бытие в целом, способное быть уничтоженным порождением технических достижений; этическая сторона научных изысканий и оптимизация целей исследования, направленных не на истину и благо, а на успешность и выгоду.

Связь науки и техники напрямую не вытекает из метафизических начал (их мы постарались раскрыть в первом семинарском занятии), но, тем не менее человек вынужденно сталкивается со взаимодействием и взаимоопределением данных феноменов друг другом в современности. Это становится возможным лишь в новоевропейской системе рациональности, которая выстраивает понимание мысли (науки) как актуализирующейся воли, направленной к власти над вещами. Техника соответственно становится своеобразным и самым открытым способом овладения.

Связь науки и техники такого рода осуществляет не только мнимую уверенность в возможности достижения абсолютного познания реальности, не только заблуждение в установленном порядке покорения природы, но и череду многочисленных глобальных проблем современного мира. Такой род взаимосвязи утверждается и претворяется через феномены научно-технической революции (НТР) и научно-технического прогресса (НТП), фиксирующие век новаций и инноваций, век мнимой власти человека над самим собой и бытием. Как долго будет продолжаться эта иллюзия? Будет ли способен человек переосмыслить настоящие пределы феноменов науки и техники и вдохнуть, таким образом, в них новую жизнь? Будет ли он способен отказаться от власти и комфорта, порождающих все новые проблемы развития общества и культуры, взять на себя ответственность за мир в целом? Таковы непростые и предельные вопросы, на которые предстоит ответить в рамках изучения курса «Философские проблемы науки и техники».

Коллоквиум (круг вопросов для итогового обсуждения или письменной контрольно-творческой работы):

1. Необходимость использования философского подхода к исследованию науки и техники.

2. Вопрос о «начале» науки и техники.

3. Выражение власти через феномены науки и техники.

4. Глобальные проблемы, порожденные культом рациональности и технологичности.

5. Этический принцип в границах техногенной культуры.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ НАУКИ

Наши рекомендации