Структура философского знания
Как и в науке, строение философии, выделение в ней отдельных разделов и дисциплин, осуществляется на основе предметного основания. Прежде всего выделяют разделы философии, каждый из которых изучает отдельную сферу бытия. К числу основных разделов философии относятся:
Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) – учение о бытии, учение о сущем,в рамках которого изучаются фундаментальные принципы и законы мироустройства.
Гносеология – (от греч. gnosis – знание, познание) – учение о природе, сущности познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Философская антропология(от греч. antropos – человек)— учение о природе (сущности) человека; дисциплина, нацеленная на целостное, богатое, многостороннее отражение всех важнейших сторон, аспектов человеческого существования.
Социальная философия –(от лат. societas -- общество) – учение об обществекак сложном, системном, развивающемся явлении; дисциплина, исследующая природу социального (общественного) как особой формы бытия, наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества, специфику основных феноменов общественной жизни (политики, права, религии, экономики, техники и др.), соотношение и взаимодействие как между этими феноменами, так и между обществом и человеком, обществом и природой.
Отмеченные четыре «учения» являются основными, наиболее фундаментальными разделами философского знания. Это и неудивительно, поскольку посвящены они решению наиболее широких, глобальных вопросов -- что такое мир? что я могу знать? что такое человек? что такое общество?[3]—издавна занимавших умы мудрецов.
Однако, кроме отмеченных основных разделов, есть множество отдельных философских дисциплин, различающихся по предмету. Одни из них дисциплин являются подразделами в составе онтологии, гносеологии, философской антропологии и социальной философии; в то время как другие носят синтетический характер, существуя на границах между основными разделами.
К числу подразделов онтологии можно отнести, прежде всего, философию природы, ранее часто именовавшуюся натурфилософией(от лат. natura – природа), к ведению гносеологии можно смело причислить логику –науку о правильном мышлении, в состав философской антропологии осмелимся включить этику(греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер)– учение о морали, о нравственных ценностях. Также нередко говорят о философии свободы, философии любви, философии одиночества и др. как подразделах философской антропологии. Наиболее богата подразделами социальная философия, в состав которой несомненно входят философия политики, философия права, философия религии, философия хозяйства, философия культуры, философия истории и др.
Количество «синтетических» дисциплин в составе философии, по-видимому, не меньше. Наиболее важные среди них: философия науки,зародившаяся в конце XIX-го века на стыке гносеологии и социальной философии, философия техники,которую можно разместить на границе онтологии и социальной философии, аксиология(от греч. axia — ценность и logos — слово, учение)-- учение о ценностях,об их происхождении и сущности, разновидностях и месте в реальности.С аксиологией пересекается такаяважная философская дисциплина, как эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) -- философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что по своей структуре философия представляет собой иерархически организованную, развивающуюся систему разделов и дисциплин, каждая из которых обладает собственным предметом, а именно нацелена на систематическое и глубокое осмысление либо отдельных сфер бытия (основные разделы философии), либо конкретных видов человеческой деятельности (философия политики, права, экономики, искусства, науки), либо основных способов человеческого мировосприятия или атрибутов его бытия в мире (философия любви, философия свободы, философия прекрасного).
В общем виде структура философии выглядит следующим образом:
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||
|
|
|