Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.
Основные понятия: теоцентризм, номинализм, реализм, универсалии, схоластика, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм.
Соотношения христианской религии и философии.
Роль патристического богословско - философского учения.
Августин Блаженный (354-430): учение о первенстве воли над разумом.
Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина.
Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем».
Схоластическое течение Западной Европы XII – XII вв. Борьба между номинализмом и реализмом.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.): католическая направленность в истолковании учений Аристотеля.
Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству.
Учение Фомы о бытии и о душе.
Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.).
Новое понимание задач и методов науки.
Учение Р. Бэкона о знании.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали.
«Утопия» Томаса Мора (1478-1535гг.) как отражение мечты о справедливых общественных порядках.
Утопические идеи Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464 гг.): пантеистическое решение вопроса об отношении бога к миру.
Научное и мировоззренческое значение открытий Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642).
Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе.
Соотношение философии и религии:
Для греков человек=интеллект.
Для средневековья главнее всего – иррациональное начало.
Человек должен обладать тремя добродетелями:
1)вера
2)любовь
3)сострадание
Появилась двухуровневая система нравственности.
1)общечеловеческие ценности
не убей, не укради.
Регулируются совестью человека.
2)обыденная нравственность.
Главная мотивация для человека – стыд. Это обусловленность внешними факторами.
Христианство учило поступать по совести, воспитывать в нем внутреннюю мотивацию.
Христианская (срендевековая) философия ставила важную проблему: каково соотношение веры и разума?
Предмет христианской этики не эмпиричен.
Они познавали мир вещей, который рационально объясним.
Предмет христианской этики – абстракция Бога.
Основной способ познания абстракции – иррациональное начало.
АВГУСТИН
Позиция Августина Блаженного. Он считал, что предметом веры должно быть то, что может быть предметом разума.
Написал 3 работы
1)о свободной воле. Раскрывает борьбу добра и зла
Свобода – осознанная необходимость.
Грех в том, что человек, обладая даром, забыл законы бога. В результате отпадение человека от Бога. Назначение женщины – рожать в муках, мужчины – пахать.
Всемирная история – движение от греха к праведности. Чтобы стать выше, надо иметь веру.
Европейские философы считают, что Августин Блаженный – автор методологии структурирванного мира.
2)исповедь
В ней он говорит о грехе и о свободной воле человека
3)о граде божьем.
Создает историю человечества.
Общие идеи Августина:
1)он выступил против реинкарнации и гилозаизма(одушевления).
бог творит каждый раз душу заново, из ничего и душа присуща только исключительно человеку.
2)вера выше разума.
Иррациональное в человеке - чувства высшего порядка.
Чувственная интуиция выше разума. Она может постичь то, чего не существует.
Появляется новая иерархия человека. Человек – биосоциальное существо. Чувствует не тело, а душа, мыслит не сознание, а человек.
Тело – это благо высшего порядка.
Душа – это птица, которая томится в клетке.
3)августин выступает как родоначальник идеи общественного прогресса.
Суть идеи в том, что появляется будущее человечества, к которому человек должен прийти к измененном состоянии.
Если появляется новая реальность, то что такое отношение бог-человек это ключевые отношения мира, которые он рассматривает с позиции креационизма(бог – творец мира) и провиденционализма (история, человек и природа обусловлены волей бога).
Главная задача – быть наставником души человека, чтобы человек мог сделать правильный выбор. Человек очень часто выбирает не добро, а зло.
О ГРАДЕ БОЖЬЕМ
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия (в частности, предопределение играет важнейшую роль в кальвинизме).
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413—427 годах[2], через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.
НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ
Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.
Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.
Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.
Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: - творения - откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.
ФОМА АКВИНСКИЙ – БОГОСЛОВСКИЕ ТЕЗИСЫ