Объем дисциплины и виды учебных занятий

№ п/п Виды учебных занятий Количество по учебному плану (очная форма) Семестр (очная форма)
у.е. часов
1. Общая трудоемкость дисциплины    
2. Аудиторные занятия    
3. Лекции 0,78    
4. Самостоятельная работа под руководством преподавателя   -   -  
5. Практические (семинарские) занятия 1,22    
6. Занятия с использованием активных форм обучения[1] 0,61 22 22  
7. Контрольная работа      
8. Реферат   +   +  
9. Самостоятельная работа 36[2]    
10. Промежуточная аттестация (зачет дифференцированный)[3]      
                 

Тематический план дисциплины

№ п/п Наименование тем Всего часов по рабочему учебному плану Количество часов по видам занятий Сам. работа
аудиторных
Л ПЗ ИАФО[4] КР[5]
II семестр
Раздел I. История философии
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе    
2. Исторические этапы развития философии[6] 2  
3. Отечественная философия      
4. Эвристическая игра по темам: «Спор западников и славянофилов и пути развития современной России» или «Экзистенциалисты и позитивисты» - 4  
Раздел II. Основные проблемы онтологии
5. Бытие и материя      
6. Сознание, его происхождение и сущность    
7. Диалектика и ее альтернативы    
8. Эвристическая игра-викторина «Современная естественнонаучная картина мира»   4  
Раздел III. Гносеология. Философия науки и техники
9. Познание как предмет философского анализа    
10. Наука, ее сущность, строение и происхождение    

11. Формы и методы научного познания 2  
12. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания в технических науках    
13. Круглый стол по теме: «Наука, техника и технологии в XXI веке»[7]   4  
Раздел IV. Социальная философия и философская антропология
14. Общество как саморазвивающаяся система    
15. Духовная жизнь общества   2  
16. Философия о сущности и предназначении человека    
17. Культура и цивилизация. Проблемы и перспективы современной цивилизации    
  Контрольная работа по темам 1-17        
18. Круглый стол по темам «Человек: его прошлое, настоящее и будущее» или «Роль пожарной охраны и МЧС в преодолении глобальных проблем»[8]   4  
  Промежуточная аттестация – зачет дифференцированный        
  Итого за 2 семестр
  Итого аудиторных часов за 2 семестр
ИТОГО ПО КУРСУ

Планы семинарских занятий и литература к ним

План семинара № 1

по теме: Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа)

1. Предмет, структура и функции философии

2. Мировоззрение, его структура и исторические типы

3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм

Контрольные вопросы и задания:

1. Объясните смысл термина «философия»? Кто, когда и почему изобрел термин «философия»?

2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные разделы философского знания.

3. Каковы важнейшие особенности философского знания? Чем философия отличается от науки, религии и искусства?

4. Каковы ключевые философские вопросы и возможные варианты их решения? Какой позиции по поводу этих проблем придерживаетесь Вы лично?

5. Какова роль философии в жизни человека и общества? Охарактеризуйте основные функции философии.

6. Что такое мировоззрение? Какова его структура?

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте исторические типы мировоззрения.

8. В чём разница между материализмом и идеализмом?

9. Какие виды материализма Вы знаете?

10. Объясните, чем отличаются друг от друга объективный и субъективный идеализм? Какие мыслители придерживались того и другого направлений идеализма?

Темы рефератов:

1. Природа философского знания

2. Проблема основного вопроса философии

3. Роль философии в становлении судебного эксперта

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 3-16

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 3-17.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 10-35.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 9-29.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 6-27, 34-35, 240-245, 249-262, 396-397.

Гавриленко К. С., Луганский Н. Н. Роль философии в формировании личности специалиста пожарной охраны // Нравственность и патриотизм – основы государственной службы. Материалы научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

Гудин С. В. Роль философии в формировании специалистов пожарной охраны // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 5-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

Творческое задание № 1 (к теме 1):

Напишите сочинение на одну из следующих тем (по Вашему Выбору):

- Я и мой мир;

- Моя жизненная философия;

- Мое отношение к философии;

- Почему стоит (не стоит) изучать философию?

В сочинении Вам предлагается поразмышлять о своём мировоззрении, об отношении к философии, о Ваших жизненных принципах, идеалах, убеждениях. Рекомендуемый объём – 4 страницы ученической тетради.

План семинара № 2

по теме: Исторические этапы развития философии (2 часа)

1. Философия Древнего мира

2. Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения

3. Философия Нового времени: рационализм и эмпиризм, основные идеи философии Просвещения

4. Основные направления современной западной философии

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы характерные особенности и главные темы философии Древнего Востока?

2. Как решалась проблема первоначала в досократовской философии? Почему именно с этой проблемы началось развитие европейской философии?

3. Каковы особенности материализма Демокрита? Перечислите свойства атомов в учении Демокрита.

4. Каково основное содержание учения Платона об идеях и государстве?

5. Каковы характерные черты средневековой философии?

6. Что такое апологетика, патристика, схоластика и мистика? Каковы их важнейшие особенности?

7. Каковы важнейшие особенности философской мысли и культуры Ренессанса?

8. В чем основное содержание учения о человеке Данте, Петрарки, Пико делла Мирандолы, Лоренцо Валлы?

9. Каковы основные проблемы и виднейшие представители западноевропейской философии 17-18-го веков?

10. Как решалась проблема субстанции в философии Нового времени (в частности, у Декарта, Спинозы, Лейбница, Юма)? Чьи взгляды Вам ближе?

11. Проведите сравнительный анализ философских взглядов Ф. Бэкона как родоначальника эмпиризма и Р. Декарта как основоположника рационализма.

12. Каковы главные идеи философии эпохи Просвещения?

13. Назовите основные направления и главных представителей западной философии второй половины 19-го - 20-го веков?

14. Перечислите и охарактеризуйте важнейшие социально-политические идеи марксистского мировоззрения?

15. Каковы главные идеи философии экзистенциализма? Каково значение экзистенциализма для повседневной жизни человека?

Темы рефератов:

1. Этика буддизма и конфуцианства

2. Диалектика Гераклита

3. Проблема веры и разума в средневековой философии

4. Натурфилософия Джордано Бруно

5. Гносеология и этика Иммануила Канта

6. «Философия жизни» в Германии и Франции

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 17-83.

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 26-32, 42-78, 98-139.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер. 2010. С. 36-109.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 30-135, 169-193, 218-222, 278-281.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 43-106, 126-128, 230-238, 272-274, 285, 292-293, 420-428, 432-435.

Творческое задание № 2 (к теме 2):

Составьте на листе формата А-4 (210х297мм) структурно-графическую схему по теме семинара № 2. В схеме рекомендуется отразить процесс зарождения и развития философии Древнего мира, основные философские школы, проблемы, понятия, отметить наиболее видных мыслителей, показать эволюцию и взаимосвязь философских школ и идей. При этом Вы можете использовать любые символы, включая слова, значки, рисунки, геометрические фигуры и т.п.

Творческое задание № 3 (к теме 2):

Составьте перечень близких Вашему мировоззрению идей (желательно с использованием цитат, но не обязательно) западноевропейских философов V-XX веков. Постарайтесь упорядочить их, начиная с наиболее важных, значимых для Вас и заканчивая менее значимыми и важными.

План семинара № 3

по теме: Отечественная философия(2 часа)

1. Основные идеи и главные представители русской философской мысли 11-18-го веков.

2. Философско-социологические взгляды П. Я. Чаадаева, «славянофилов» и «западников»

3. Философские идеи в творчестве Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева

4. Русский космизм и русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев, Л. Шестов)

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы характерные особенности русской философской мысли?

2. Какая философская проблематика преобладает в древнерусской литературе? Каких древнерусских мыслителей Вы знаете? Каковы их идеи? Актуальны ли они для современной России?

3. В чём состоит смысл и историческое значение идеологемы «Москва – третий Рим»? Когда и при каких условиях она возникла? Кем была обоснована?

4. В чем принципиальная разница между воззрениями «западников» и «славянофилов» на историческое развитие России?

5. Каковы представления Ф. М. Достоевского о сущности и предназначении человека?

6. Каковы этические взгляды Л. Н. Толстого? Насколько они актуальны в наше время?

7. Каковы важнейшие идеи философии В. С. Соловьёва (в частности, о природе прекрасного, смысле любви, назначении истории)? Почему свою философию он называл «философией всеединства»?

8. Какие идеи о будущем человека и человечества выдвинули русские космисты? Какие из них Вам симпатичны, а какие – нет?

9. Какой вклад внёс в философию Н. А. Бердяев? Почему свою философию он назвал «философией свободы»? Какие идеи о сущности свободы, любви, творчества выдвинул Бердяев?

10. Каковы важнейшие идеи «философии невозможного» Л. Шестова?

Темы рефератов:

1. Философская мысль Киевской Руси

2. Историософия П. Я. Чаадаева

3. Философия истории Л. Н. Толстого

4. Н. Ф. Федоров – основоположник русского космизма

5. Проблема «человек – техника» в творчестве Н. Бердяева

6. Философские воззрения евразийцев.

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 84-93.

Киричек А. В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: АГПС, 2010.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 109-122.

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 79-97.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 135-168, 334-337.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 106-115, 141-146, 428-431.

Ишмухаметов Р. Р. Патриотизм славянофилов // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 3-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008.

Тарасов М. В. Патриотические мотивы в поэзии М. В. Ломоносова // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.

Абакаров Х. Х., Петербургский Д. А. Евразийство: географический и политико-исторический аспекты // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 5-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

Косинов А. В. Лев Толстой о патриотизме // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.

Степанищев А. А. Одинокий мыслитель Лев Шестов // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.

Шеин Д. Н. Н. А. Бердяев о русской идее и русском народе // Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 2-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.

Творческое задание № 4 (к теме 3):

Напишите небольшое (3-5 страниц формата А-4) историко-философское эссе[9], посвящённое одному из русских мыслителей. Выполняя задание, стремитесь выразить Ваше собственное отношение. Эссе не обязательно должно быть посвящено целостному освещению творчества выбранного Вами мыслителя, оно может затрагивать лишь отдельные аспекты его творчества, отдельные идеи и даже представлять собой свободное размышление по поводу той или иной мысли (цитаты из произведений) философа.

План семинара (эвристической игры) № 4

(продолжительность – 4 часа)

Практическое занятие в форме эвристической игры проводится либо по одной из двух тем, либо по обеим темам (на первой паре обсуждается одна тема, на второй паре – другая):

I. Вопросы к теме «Спор западников и славянофилов и пути развития России»:

1. «Западники» и «славянофилы» об исторической миссии России и путях ее развития.

2. Наследники «славянофилов» и «западников» в современной России и их идеалы.

II. Вопросы к теме «Экзистенциалисты и позитивисты»:

1. Экзистенциалисты и позитивисты о предназначении и свободе человека.

2. Отношение экзистенциалистов и позитивистов к науке и технике

Тема этой эвристической игры по соглашению преподавателя и учебной группы может быть изменена (в рамках проблематики истории философии).

В начале занятия (или в конце предшествующего занятия) учебная группа делится на 2 подгруппы, с помощью жребия определяется, какую философскую позицию (идеологию) будет защищать каждая подгруппа, после чего дается время (20-25 минут) на выработку основных аргументов (методом мозгового штурма), после чего организуется диспут[10].

Подробные указания о порядке и правилах проведения эвристической игры содержатся в работе: Бабин Ю. М., Киричек А. В., Котляревич А. Н., Яковко Т. В. Развивающие технологии в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие (учебно-методическое пособие) М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 48 с.

План семинара № 5

по теме: Бытие и материя (2 часа)

1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия

2. Философское понятие материи. Атрибуты материи

3. Пространство и время как формы движения материи

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое онтология? Каковы ее основные проблемы?

2. Каковы значения термина «бытие»? Каковы возможные пути познания бытия?

3. Что такое не-бытие? Существует ли оно? Если существует, то каким образом?

4. Какие виды (формы) бытия Вы знаете? Как решалась проблема форм бытия в истории философии?

5. Объясните значение категорий «материя», «субстанция», «монизм», «дуализм», «плюрализм».

6. Что такое атрибут? Назовите и кратко охарактеризуйте атрибуты материи?

7. Что такое движение? Как соотносятся между собой формы движения материи?

8. Что такое структурность? Что такое система? Какие бывают системы?

9. Каковы представления современной науки о строении материи и структурных уровнях её организации?

10. Какие концепции пространства и времени Вы знаете? В чем сущность каждой из них? Какие из них Вам кажутся наиболее соответствующими Вашему жизненному опыту?

11. Какие изменения внесли теория относительности и квантовая механика в понимание пространства и времени?

12. Каковы специфические особенности психологического и социального пространства и времени?

Темы рефератов:

1. Современная астрономическая картина мира

2. Естественнонаучные представления о материи и ее строении

3. Религиозные версии мироздания

4. Пространство и время жизни общества

5. Личное психологическое пространство и его значение в процессе общения между людьми

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 94-110.

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 140-154.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 128-134.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 218-246.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 27-33, 125-161, 240-245, 249-258.

Творческое задание № 5 (к теме 5):

Постройте на листе формата А-4 структурно-графическую схему, отражающую иерархию форм (видов) бытия. При этом стремитесь совместить собственное видение с данными современной науки, иными словами, стремитесь к тому, чтобы эта схема была одновременно и обоснованной, логически стройной, и близкой Вашему мировидению.

План семинара № 6

по теме: Сознание, его происхождение и сущность (2 часа)

1. Понятие «отражения». Эволюция форм отражения в природе

2. Сущность и структура сознания. Генезис сознания

3. Сознание и бессознательное

Контрольные вопросы и задания:

1. Сформулируйте определение понятия «отражение».

2. Охарактеризуйте формы отражения в порядке их появления в процессе эволюции природы?

3. Что такое психика? Каково её строение?

4. Что такое сознание? Какова его структура?

5. Каковы закономерности возникновения сознания в онтогенезе ребенка?

6. Что имеют в виду, когда говорят о биосоциальной природе сознания?

7. Каковы основные типы отношения сознания к миру?

8. Какой вклад в исследование сознания и бессознательного внесла глубинная психология (в частности, психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.-Г. Юнга, трансперсональная психология)?

9. Какова структура личности (психики) по Фрейду?

10. Каковы возможные пути познания бессознательного?

Темы рефератов:

1. Мозг и сознание

2. Сознание и язык

3. Самосознание и человеческое «Я»

4. Глубинная психология о строении и функционировании психики человека

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 111-117.

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 154-156.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 134-138.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 246-261.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 162-190, 194-211.

Злотников Ю. Я. Проблема сознания и самосознания в философии: Лекция. - М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.

План семинара № 7

по теме: Диалектика и ее альтернативы (2 часа)

1. Диалектика как теория и метод.

2. Принципы, категории, законы диалектики и их значение для пожарного дела

3. Альтернативы диалектики: метафизика, эмерджентизм, синергетика

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие значения имел термин «диалектика» в античной философии? Как понимается диалектика в современной философии?

2. Назовите основные категории, принципы и законы диалектики?

3. Каково значение принципов диалектики для деятельности пожарных?

4. Что такое детерминизм? Какие бывают виды детерминизма?

5. Почему категории диалектики носят всеобщий характер?

6. Что описывают законы диалектики? Почему закон единства и борьбы противоположностей считается «ядром» диалектики?

7. Что такое развитие? Какие формы развития Вы можете назвать?

8. Каковы закономерности развития пожарного дела? Применимы ли законы диалектики к описанию процесса развития пожарного дела?

9. Каковы альтернативные диалектике теории развития?

10. Каковы значения термина «метафизика»? Каковы разновидности метафизики? В чем разница между диалектическим и метафизическим мышлением?

11. Что такое «эмерджентизм»? В чем отличие эмерджентизма от диалектики?

Темы рефератов:

1. Значение диалектики для теории и практики пожарного дела

2. Принципы диалектики

3. Развитие в природе и обществе

4. Синергетика и управление сложными системами

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 118-126.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 144-149.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 34-37, 262-277.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 490-496, 487-490.

Злотников Ю. Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 15-32.

Злотников Ю. Я., Остах С. В. Диалектика пожарной техники и тактики: Лекция. –М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.

Злотников Ю. Я., Труняев П. Ю. Диалектика как теория и методология деятельности инженеров пожарной безопасности: Учебное пособие. – М.: АГПС МЧС РФ, 2005.

План семинара (эвристической игры-викторины) № 8

по теме: «Современная естественнонаучная картина мира»[11]

(продолжительность – 4 часа)

Практическое занятие в форме эвристической игры-викторины проводится по следующей схеме:

В начале занятия с помощью жребия учебная группа делится на 3-4 подгруппы, после чего подгруппам раздаются вопросы викторины, напечатанные на листах (вопросы одинаковые для каждой группы). Задача каждой подгруппы – набрать максимальное число баллов. Баллы начисляются по следующей системе: 2 балла за полный ответ на один вопрос, 1 балл – за частичный ответ на один вопрос. В конце 1-й пары листы ответов собираются, после чего подсчитываются баллы, набранные каждой подргруппой. Во время 2-й пары группа совместно с преподавателем обсуждает на наиболее сложные и (или) интересные вопросы, обсуждаются правильные и неправильные ответы.

Подробные указания о порядке и правилах проведения эвристической игры содержатся в работе: Бабин Ю. М., Киричек А. В., Котляревич А. Н., Яковко Т. В. Развивающие технологии в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие (учебно-методическое пособие) М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. – 48 с.

План семинара № 9

по теме: Познание как предмет философского анализа (2 часа)

1. Сущность процесса познания. Знание и познание

2. Познавательное отношение и его структура

3. Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании

Контрольные вопросы и задания:

1. Каково соотношение знания и познания?

2. Какие есть виды познания?

3. Как решается проблема познаваемости мира в рамках агностицизма и скептицизма?

4. Какова структура познавательного отношения (процесса познания)?

5. Раскройте значение терминов «субъект познания», «объект познания», «средства познания»?

6. Кто может выступать в качестве субъекта познания? В чём проявляется активность субъекта познания?

7. Какие есть средства познания? Какова их роль в познавательной деятельности человека?

8. Что такое истина? Чем отличается истина от правды?

9. Каковы основные критерии истинности знания?

10. Какие Вы знаете концепции истинности?

11. Какова роль практики в познании? Какие формы практики Вы знаете?

Темы рефератов:

1. Субъект, объект и средства познавательной деятельности

2. Специфика познавательной деятельности судебного эксперта

3. Многообразие форм знания в жизни современного человека

4. Роль практики в познании

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 127-145.

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009, С. 159-168.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010, С. 138-144.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 19, 277-283, 285-288, 293-295.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 419-457, 462-464.

Творческое задание № 6 (к теме 9):

Опишите, как и по каким критериям на основании теории истины можно отличить ложные свидетельские показания о причинах пожара от истинных показаний? Опираясь правовые и другие нормативные документы, а также на такие понятия как объективность абсолютность, относительность и конкретность истины, постройте психологическую модель поведения специалиста пожарной охраны при сборе и анализе информации, полученной от независимых свидетелей и заинтересованных лиц. Приведите типичные проблемы, которые возникают при расследовании причин пожара, постройте алгоритмы для их решения.

План семинара № 10

по теме: Наука, ее сущность, строение и происхождение (2 часа)

1. Понятие «науки». Структура научного знания

2. Динамика научного знания. Эволюции и революции в истории науки

3. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы основные значения термина «наука»?

2. Каковы специфические особенности науки, отличающие её от обыденного познания, искусства, философии, религии?

3. Каково строение науки как знания? Охарактеризуйте отрасли, виды и уровни научного познания.

4. Что такое «научная картина мира»?

5. Что такое «научная революция»? Какие бывают виды научных революций? Почему они возникают?

6. Раскройте содержание понятий «парадигма» и «научно-исследовательская программа», введённых в философию Т. Куном и И. Лакатосом.

7. Что такое «этос науки»? Какую роль в науке играют этические нормы и ценности?

8. Каковы социальные функции науки?

9. Что такое сциентизм и антисциентизм?

10. Почему П. Фейерабенд считал, что наука не имеет преимуществ перед другими формами духовного освоения мира (мифом, религией, паранауками) и предлагал освободить общество от диктата науки?

Темы рефератов:

1. Социальные функции науки

2. Этика науки

3. Роль науки для прогресса в пожарном деле

4. Постпозитивизм о сущности и развитии науки

Литература:

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009, С. 168-171.

Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010, С. 105-107, 152-153.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 169, 204-210.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 466-480, 501-504, 508-514, 523-534.

Творческое задание № 7 (к теме 10):

По материалам научно-популярных, общественно-политических или иных периодических изданий («Наука и жизнь», «Знание – сила», «Древо познания», «Наука и религия» и пр.) подготовьте небольшое письменное сообщение (на 2-3 страницы), посвящённое достижениям, открытиям, сделанным современной наукой.

План семинара № 11

по теме: Формы и методы научного познания (2 часа)

1. Формы чувственного и рационального познания

2. Основные формы научного познания: факт, гипотеза, проблема, теория

3. Понятие метода. Методы эмпирического и теоретического познания

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое «форма научного познания»?

2. Чем отличаются чувственное и рациональное познание?

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте формы чувственного познания.

4. Назовите и дайте краткую характеристику основным формам рационального познания. Приведите примеры понятий, суждений, умозаключений.

5. Назовите и охарактеризуйте формы эмпирического познания.

6. Дайте определения основным формам теоретического познания. Приведите известные Вам из истории науки примеры проблем, гипотез, теорий.

7. Как устроены научные теории? Какие виды теорий Вы можете назвать? Каковы важнейшие функции научных теорий?

8. Что такое «метод» и «методология»?

9. Сформулируйте определения важнейших методов эмпирического познания?

10. В чём состоят основные различия между наблюдением и экспериментом?

11. Что такое моделирование? Каково его значение для инженерной практики?

12. Назовите и кратко охарактеризуйте основные методы и приёмы теоретического исследования.

Темы рефератов:

1. Понятие как основная форма рационального познания

2. Уровни научного познания

3. Структура и функции научной теории

4. Методология, ее предмет и задачи

5. Эксперимент и наблюдение в пожарно-технических исследованиях

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 146-157.

Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009, С. 168-171.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 273-277, 284-285.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 457-462, 480-490, 497-504.

Злотников Ю. Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993. С. 3-8, 45-63.

Творческое задание № 8 (к темам 9, 11):

На листе формата А-4 составьте структурно-графическую схему, отражающую структуру, этапы процесса познания, типологию средств познавательной деятельности (включая формы и методы познания), разновидности субъектов и объектов познания.

План семинара № 12

по теме: Техника как предмет философского осмысления.

Специфика познания в технических науках (2 часа)

1. Философское понимание техники. Этапы развития техники

2. Специфика технического познания. Методы технических наук

3. Техницизм и технократизм. Проблема социальной ответственности инженеров и техников.

Контрольные вопросы и задания:

1. Когда появилась философия техники? Какие мыслители внесли наибольший вклад в её развитие?

2. Каковы основные значения термина «техника»? Какие виды техники Вы можете назвать?

3. Каковы основные направления в философском осмыслении техники? Каковы основные проблемы, рассматриваемые философией техники?

4. Каковы взгляды экзистенциалистов (М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н.А. Бердяева) на смысл и предназначение техники?

5. Какие потенциальные опасности связаны с развитием техники?

6. В чём заключается своеобразие технических наук?

7. Какие методы используются в технических науках? Какие из них являются наиболее важными?

8. Каковы основные этапы технического творчества?

9. Что такое «научно-технический прогресс»? Каковы его критерии?

10. Что такое «техницизм» и «технократизм»?

11. Какие виды ответственности несет инженер за результаты своей профессиональной деятельности?

12. Каковы социальные последствия компьютеризации и информатизации общества?

Темы рефератов:

1. Структура технической теории

2. Научно-технический прогресс, его сущность и критерии

3. Методы технического познания и специфика их применения в пожарном деле

4. Социальные последствия информационно-компьютерной революции

Литература:

Липский В. Н., Бабин Ю. М., Киричек А. В., Филатова Г. А. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. С. 158-173.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 300-304, 361-364.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 504-508, 515-523, 535-540.

Злотников Ю. Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993.

Григорьева М. П. Отечественные паровозы: история создания и совершенствования, конструкционные и эксплуатационные особенности // в сб.: Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 3-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2008.

Гришин В. С. Пожарные автомобили: краткая история создания и совершенствования // в сб.: Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.

Творческое задание № 9 (к теме 12):

Напишите сочинение на тему «Техника в XXI-ом веке», в котором нашло бы отражение Ваше мнение по поводу развития науки и техники в течение ближайших ста лет. В сочинении желательно затронуть вопрос и о перспективах развития пожарной техники и пожарного дела в целом.

План семинара (круглого стола) № 13

по теме: «Наука, техника и технологии в XXI веке»[12]

(продолжительность – 4 часа)

На круглый стол предлагается вынести три основные темы:

Наши рекомендации