Проблемы человека в социальной философии
1. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность;
г) субъект.
2. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:
а) человек – это марионетка в руках общества;
б) сущность человека социальна, а не биологична;
в) оригинальность личности не более чем иллюзия;
г) изменение общественных отношений меняет личность.
3. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:
а) психическое;
б) социальное;
в) техническое;
г) идеальное.
4. Ж.-П. Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать».
Можно ли согласиться с философом? За счёт чего, по его мнению, происходит становление человека?
5. Как следует понимать следующее высказывание Э. Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?
6. Выберите те черты человека, которые характеризуют его личность: физическая сила, сила воли, ответственность, высокий рост, свобода, развитый художественный вкус, музыкальная одарённость, личное достоинство, разумность, безответственность, голубоглазость, рабская покорность, интеллектуальное богатство, чувствительность к боли, страх высоты, темперамент, математическая одарённость, смелость, самосознание, цепкая память, тучность, трудолюбие
Философия глобальных проблем
Будущее человечества
1. С глобальными проблемами (экологическими, военными и др.), человечество вплотную столкнулось:
а) в XII–XIII вв.;
б) в XVI–XVII вв.;
в) на рубеже XIX–XX вв.;
г) на рубеже XX–XXI вв.
2. Глобальные проблемы – это:
а) объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, с целью «подъема» «низших» культур на уровень передовых стран Запада;
б) общепланетарные проблемы, которые угрожают самому существованию цивилизации и даже жизнина планете;
в) господство США над всеми остальными народами и культурами с целью их эксплуатации;
г) процесс дифференциации, обособления локальных цивилизаций,тенденция к размыванию нравственных устоев и потере цивилизационных ценностей, приоритет чувственных наслаждений, ослабление ответственности за продолжение рода.
3. В число глобальных проблем «второго плана» включают:
а) международный терроризм, наркобизнес и наркоманию;
б) распространение СПИДа, проблемы здравоохранения в целом;
в) предотвращение мировой термоядерной войны, установление ненасильственного мира;
г) варианты а и б верны.
4. Специфичность глобальных проблем состоит в том, что:
а) в них переплетаются мировоззренческие, научно-технические, социальные, экономические, политические и др. аспекты;
б) они должны рассматриваться с учетом специфики конкретной страны, региона мира;
в) при их анализе участвуют многие науки – физика, химия, биохимия, генетика, антропология, экология, психология и др.);
г) для их изучения и разрешения нужны ресурсы, капитальные вложения.
Умения, сформированные у студента после изучения темы:
1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.
1. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.
3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.
4.Способен делать выводы и умозаключения.
5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.
6. Умеет определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
7. Умеет определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
.
8.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.
Самостоятельная работа № 8
Задания для самостоятельного выполнения:
Задание 1.Дайте определение понятию Научно-технический прогресс. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на Земле.
Задание 2.подготовьте доклад или презентацию на одну из тем: «Массовая культура», «Контркультура», «Субкультура».
Задание 3. Составьте сравнительную таблицу: «Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии»
Форма контроля самостоятельной работы:
- Участие в дискуссии.
- Проверка рабочей тетради.
- Проверка списка определений ключевых понятий по данной теме.
- Представление доклада, презентации
Вопросы для самоконтроля по теме:
1Ответьте на вопросы:
1. Какое понятие соответствует следующему определению: "Комплекс острейших проблем, затрагивающих мир в целом в единстве социальных и природных сторон жизни, от решения которых зависит будущее человечества, и решить которые можно только всем человечеством"?
2. Как Вы назовете проблемы, связанные с рождаемостью, смертностью, плотностью и миграцией населения?
3. Какое понятие соответствует следующему определению: "Процесс возрастания взаимосвязи социальных событий и отношений во всем мире, затрагивающий культуру, экономику, политику и социальную сферу во всех странах"?
Глобализация; Демографические проблемы; Глобальные проблемы;
Концепции
Ответьте на вопросы:
1. Назовите концепцию, согласно которой природная (космическая) и социальная тенденции развития сливаются в одно гармоническое целое.
2. Как называется концепция, сторонники которой исходят из того, что бизнес есть часть общества, зависит от общества, а следовательно, должен заботится об обществе?
3. Как называется теория, направленная на установление более тесного межкультурного взаимодействия?
Теория диалога культур; Концепция социальной ответственности бизнеса; Антропокосмизм;
Сценарии будущего
Будущее
Введите название.
Как в философии называется наука о будущем?
Правильные варианты ответа: футурология; футуралогия;
Имя
Выполните задания:
2. Назовите одного из основателей космизма, философа и религиозного мыслителя, считавшего основной задачей человечества "воскрешение отцов".
3. Американский футуролог XX в., автор концепций "Трех волн цивилизаций" и "Шока от столкновения с будущим".
4. Назовите философа, естествоиспытателя, основоположника учения о космической роли живого вещества, автора концепции ноосферы как будущего человечества
Умения, сформированные у студента после изучения темы:
1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.
5. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.
3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.
4.Способен делать выводы и умозаключения.
5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.
6. Умеет определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
7. Умеет определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
8.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.