Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир
а) целостность обществ, биосферы, ноосферы, мироздания и т.д. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всего лишь часть, познающая целое.
б) формирование нового – «организмического» – видения (понимания природы). Природа рассматривается ка целостный живой организм, а не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система.
в) для начала 21-го века характерна тенденция к объединению естественных наук, а также усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.
3. укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Понятие коэволюции сегодня охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов – глобальный эволюционизм. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов – характерная особенность постнеклассической науки.
4. внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).
5. изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.
Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования: на предшествующих этапах наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы ( в которых принимают участие специалисты различных отраслей знания), междисциплинарные исследования.
6. соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
Соединение объективного мира и мира человек в современных науках – как естественных, так и гуманитарных – неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.
Суть антропного принципа заключается в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но в целом является необходимым условием для существовании материальных основ этой картины.
Таким образом, развитие современной науки – как естествознания, так и обществознания – убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход событий», просто не существует.
7. широкое применение философии и ее методов во всех науках.
В постнеклассическом естествознании активно используются все функции философии онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.
8. усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.
В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Развитие науки показывает, что математика – действенный инструмент познания, весте недопустимо как недооценивать, так и абсолютизировать его.
12. методологический плюрализм,осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).
Эту ситуацию четко выразил американский методолог науки Пол Фейербенд: «Все дозволено».
Диалектизация постнеклассичекой науки – широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания. объективная основа этого процесса – предмет исследования и диалектический характер самого процесса познания.