Каковы особенности религиозного мировоззрения и веры?

Религия выступает как элемент общественной системы, форма общественного сознания, специфическое мировоззрение, идеологическая система, социальный институт, выполняющие многообразные социальные функции.

Следует выделять основные элементы религии: а) религиозное сознание, в свою очередь расчлененное на элементы, уровни, состояния и т.д.; б) религиозная культовая деятельность; в) религиозные отношения; г) религиозные институты, учреждения и организации. (Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. С. 29).

Сущность религии раскрывается в разных аспектах: а) религия объясняется как исторически необходимый продукт материального жизненного процесса; б) понимается как иллюзорное выражение, проявление действительных отношений людей; в) интерпретируется как способ существования отчуждения человеческой сущности;
г) характеризуется как фантастическоеотражение реального мира; д) религия рассматривается как специфическая часть надстройки над экономическими отношениями, базисом.

В религии имеется идейный материал и структуры различного рода: а) соответствующие господствующим отношениям современного антагонистического общества; б) соответствующие отношениям, унаследованным от прошлых эпох и занимающих подчиненное положение в обществе; в) соответствующие уже исчезнувшим отношениям и выступающие «чистыми» традициями, стереотипами мысли и действия.

Существует множество религий, в том числе мировых, много концепций религии, теологических направлений, школ, образов мыслей, верований.

В противоположность богословским и философско-идеалисти-ческим взглядам на религию существует и развивается объективно научное учение о религии, ее возникновении, о развитии, противоречиях, функциях и т.д.

Наука, обобщая историю познания, практику, развитие общественных отношений, взаимодействие духовных и материальных основ жизнедеятельности людей, считает религию особым мировоззрением – иллюзорным выражением действительных, но непонятных отношений и деятельности людей, их производства, их общественных связей. В религии, под воздействием ряда объективных
и субъективных причин, люди превращают свой эмпирический мир
в некую, лишь мыслимую, фантастически представляемую сущность, противостоящую им как нечто чуждое. Причем, эта представляемая сущность не требует эмпирической проверки, истинного, действительного познания, в нее надо только верить. Вера
в сверхъестественное, небесное, божественное, якобы определяющее все материальное, земное, всю жизнь и смерть человека составляет центральную часть этой «представляемой сущности». Земные реальные человеческие отношения получают «неземное», нереальное, чуждое реальности представление, объяснение. Это
и есть «превращенное» сознание, «превратное мировоззрение» (Маркс), когда человек утрачивает в религии свою собственную сущность, отчуждает от себя свою человечность и над человеком господствуют фантастические продукты собственной головы. Отчуждение составляет сущностную характеристику религиозного мировоззрения как отражения отчужденных отношений людей.

Религия имеет не только мировоззренческую содержательность, но и обрядовую сторону, культ, деятельность своих организаций, учреждений. Существует и внекультовая религиозная деятельность например, миссионерская практика. Все церкви придают большое значение культу, т.е. религиозно-магическим действиям, закрепляющим в сознании верующих религиозные представления.

В религиозном мировоззрении уделяется значительное место религиозным представлениям, чувствам, волевым компонентам, настроениям и другим психологическим сторонам реализации религии. Религиозные чувства, эмоции, переживания, «душевные состояния» – это обычные человеческие чувства, но имеющие направленность на сверхъестественные «объекты».

Религиозные представления включают и обыденные, и идеологические, теологические, теоретические компоненты, религиозные верования, суждения, положения, идеи, взгляды. Следует различать верования рядовых верующих с их обыденными представлениями
и даже не лишенными рассудочной рациональности и религиозно-идеологические представления князей церкви, идеологов, представителей церковной элиты – иерархов, умеющих искусно сочетать иррациональные заблуждения с моментами действительного знания и, в конечном счете, подчинять науку религиозной вере, религиозному мировоззрению.

Любая религиозная система – это не просто конгломерат произвольно объединенных, изолированных друг от друга элементов,
а их органический сплав (синкрет), находящийся в постоянном изменении. Механизм связи элементов в том или ином синкрете можно раскрыть только при анализе религиозной конкретики. (Капустин И.О. Особенности эволюции религии. М., 1984. С. 27).

«Религиозное отражение», «религия как отражение» и «отражение в религии» как термины имеют смысловое различие, и их объединяет то, что здесь имеем дело с фантастическим отражением действительности и оно носит специфически образный характер. Эти образы – фантастические, неадекватные объективной реальности, хотя составлены из элементов, взятых из чувственного опыта. Религиозные образы внутренне связаны с веройв существование существ, свойств, которые составляют лишь предметное содержание данных образов. Подобного рода иллюзия поддерживается тем, что религиозные образы представляют собой отражение (хотя и фантастическое) действительных отношений, получивших выражение в языке в виде понятий. «Уверенность, что эти общие представления и понятия существуют в качестве таинственных сил, есть необходимый результат того, что реальные отношения, выражением которых они являются, получили самостоятельное существование» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 360).

Религиозные образы, как элементы «общего, или, скорее, общественного представления» (Маркс) «полагают» ряд вполне реальных действийи отношений, представляющих собой социальные факты. Это, в свою очередь, поддерживает иллюзию существования вне сознания тех персонажей, которые являются продуктом произвольной фантазии. Так происходит объективация субъективного в религиозно-образном мышлении, а также в языке, речи, в религиозной литературе, в религиозном искусстве.

Религия, будучи социальным институтом, частью надстройки над экономическими общественными отношениями, постоянно находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, с другими социальными и политическими институтами, организациями, учреждениями. Сегодня есть попытки религиозных деятелей активно включиться в политические отношения, получить доступ в школы, в Вооруженные Силы страны.

Существуют многочисленные богословские идеалистические концепции религии, распространяемые с помощью печати, радио, телевидения, кино, в специальных религиозных школах, в храмах,
в молельных домах и т.п. Сакрализация, натурализация, биологизация, психологизация, антропологизация, «социологизация», «философствование» и даже попытки «онаучивания» религии требуют отдельного изучения, раскрытия, научной оценки.

Религиозное мировоззрение существует в разных своих проявлениях. 1. Различают уровни религиозного сознания: общественная религиозная идеология и общественная религиозная психология. 2. Необходимо выделять индивидуальное, групповое и общественное религиозное сознание. 3. Следует видеть такие структурные элементы: знание религиозных «истин», религиозную веру, религиозные нормы, правила; символы, ценности; ориентации; образцы; санкции; предрассудки; предубеждения; стереотипы и т.д. 4. Следует видеть соотношение эмоционального, рационального, иррационального, волевого моментов.

Религиозное мировоззрение в теоретической форме, выступая как общественная идеология, состоит из: а) теологии; б) теологических концепций политики, экономики, права, искусства, нравственности и т.д.; в) религиозной философии. Учение о боге, о сверхъестественной силе представляет собой системообразующий, субординирующий и упорядочивающий центр религиозной идеологии.

Религиозная идеология разрабатывается, главным образом, представителями господствующих классов, и действительность отражается в конечном счете с позиций этих классов, хотя религия
и отстоит от экономических отношений дальше, чем политическое
и правовое сознание. Но в религиозное сознание и идеологию вовлекается и мыслительный, духовный материал, накопленный угнетенными классами. В религии существуют, выражаются специфически общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, «не убий», «не укради» и т.п. Религиозное мировоззрение часто переосмысливается таким образом, что создается возможность использовать его для иллюзорного выражения чаяний народных масс, для утешения, для восполнения духовной компенсации действительности (Бертран Рассел. Почему я не христианин. М., 1987. С. 132).

Большое значение в религиозном мировоззрении придано верекак особому компоненту сознания.

Слово «вера» – многозначно. Некоторые исследователи религии отождествляют понятие вера с религиозной верой и относят его только к религии, что является, на наш взгляд, некорректным. Следует различать нерелигиозную веру и религиозную веру.

Вера как термин обозначает основанную на знании убежденность, уверенность человека в истинности тех или иных фактов, идей, представлений, научно-доказанных и практически проверенных положений. Каждый верит в то, что взойдет Солнце, а Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, так как это проверено, доказано, хотя и не ощущается непосредственно, зрительно.

Термин «вера» означает и вероучение, т.е. систему религиозных идей, взглядов, положений, принципов, которых придерживается тот или иной человек (христианство, мусульманство, буддизм, кришнаиты и др.). Сегодня у нас, в России, зарегистрировано более 40 конфессий, т.е. вероисповеданий.

Наконец, вера обозначает специфическое отношение к действительным или воображаемым объектам, явлениям (и соответствующее ему духовное состояние), когда их достоверность и истинность принимаются без теоретического и практического доказательства. Подобного рода веру (называемую слепой) противопоставляют знанию. Именно такой является религиозная вера, объектами которой выступают: бог, черт, ангелы, ад, рай, потусторонний мир, бессмертие души, догматы, религиозные тайны, чудеса и другие отчужденные элементы сознания.

Наиболее ярким внутренним противоречием в религиозном мировоззрении является противоречие веры и разума, попытки подчинить разум вере, обессилить его. Вера в бога и другие сверхъестественные образы считается наивысшей духовной способностью человека. Теологи умышленно сводят возможности человеческого разума только к формальным логическим операциям и объявляют его неспособным не только к богопознанию, но и к истинному миропониманию без опоры на веру. Человеческому разуму – высшему духовному развитию сущностных сил человека противопоставляется «абсолютный» «божественный разум», который в действительности представляет собой не что иное, как абсолютизированные, оторванные от человека и превращенные в самостоятельную сущность человеческие познавательные, духовные способности. Теологи постоянно стремятся осуществить в теории и в практических духовных отношениях свою монополию на духовность, мудрость, на миропонимание, принижая научное знание.

Религиозная вера представляет собой основной признак религиозного сознания, определяет религиозный культ, религиозные эмоции, переживания, поведение верующих.

В теологии вера рассматривается как неотъемлемое свойство души или как дарованная богом благодать, т.е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. В действительности вера вообще является особым видом эмоционально-познавательного отношения человека к окружающему миру, к другим людям, обусловлена общественной сущностью человека. (У животного нет своих богов!)

Религиозная вера представляет сложное образование, состоящее из интеллектуального, эмоционального и волевого элементов. К интеллектуальной стороне относятся: совокупность религиозных представлений, образов, идей, значимых символов, знаков,
в том числе выработано специфическое языковое выражение, обозначение явлений.

Религиозная вера не включена в общую систему истинного познания, тем более научного познания, состоит в духовной сфере как особое образование, как отчужденное сознание. Ее социальная основа – практическое бессилие людей, ее гносеологический источник – ограниченность человеческого познания, ее психологические корни – стремление выдать желаемое за действительное, преодолеть реальные противоречия жизни иллюзорным способом.

Религиозное мировоззрение противоположно по сущности научному мировоззрению, несовместимо с ним, находится в постоянной конфронтации, а по фундаментальным основаниям они бескомпромиссно враждебны друг другу.

Базовые понятия

Сознание. Интеллект. Мышление.

Сознательное и бессознательное.

Антропогенез.

Сущность сознания.

Идеальное – материальное.

Язык. Самосознание.

Научное мировоззрение. Религиозное мировоззрение. Философское мировоззрение.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1985.

Бердяев Н.А. Самосознание. М., 1991.

Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.

Бондаренко Л.И. У истоков логического мышления. М., 1986.

Булыгин А.В. К истокам идеального. Л., 1988.

Васильев В.Г. Мозг и сознание // Вопросы философии. 2006.
№ 6.

Войтов А.Г. Самоучитель мышления. М., 2000.

Кравченко И.И. Политика и сознание // Вопросы философии. 2005. № 11.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. С. 39–47; 84–92; 342–343.

Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М. 1989.

Мартынов А. Исповедимый путь // Философские этюды. М., 1990.

Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д, 1988.

Моисеев И.Л. Алгоритмы развития. М., 1987. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

Соловьев Вл. Соч. в 2-х томах. М., 1990.

Тойбер А. Набросок теории сознания. М., 1994.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 20. С. 486–500.

Язык и интеллект. М., 1996.

Наши рекомендации