Философия и культура
Философия существовала не всегда. Закономерно поставить вопрос: из чего, когда и почему возникла философия. Вокруг этих вопросов и будет сконцентрировано занятие об истоках философии.
При подготовке к занятию необходимо уяснить, что философия (и в частности, греческая) рождалась на фундаменте культурного и цивилизационного опыта человечества. Признаки цивилизации и цивилизованности древнегреческого общества проявились, начиная с IX–VIII века до н. э., но особенно в период расцвета Эллады – VI–IV века до н. э. В этот период возникает (VI до н. э.) и расцветает (V–IV вв. до н. э.) философская мысль древних греков.
Цивилизационная человеческая деятельность всегда включала в себя элементы культуры (мифы, искусство, религия, знания) и постепенно дала начало особой сфере культуры – философии. Большое влияние на формирование философии оказала мифология. При этом нужно иметь в виду, что философия возникла из мифологии, уже обладающей элементами систематизации и самосознания.
Мифология ставила интереснейшие вопросы: из чего рождается то или иное природное явление? Чем оно управляется? В чем его причина? Философия в определенном смысле заимствовала сами вопросы, придав им более общий характер: из чего все рождается? Чем все управляется? Где первооснова всего?
Выявляя внутреннюю связь между древнегреческой философией и мифологией, нужно иметь в виду, что создатели мифов не стремились к их доказательности. Первые мудрецы, философы вырабатывали новый способ объяснения мира. Они предлагали доказательные объяснения и представляли их на обсуждение.
План второго семинара предполагает в качестве главного вопроса исследование природы философского познания. При рассмотрении вопросов семинара нужно учесть, что часто в обыденном языке понятие философии трактуется широко и неопределенно. В частности, использование этого понятия в таких встречающихся словосочетаниях как «философия кино», «философия танца» и т. д. приводит к искажению его смысла.
Заметим, что исследование природы философского познания оказалось возможным на высоком уровне философской мысли. Наиболее полно суть философии как специализированной мировоззренческой деятельности была сформулирована Г.В.Ф. Гегелем. Философия, подчеркивал Гегель, занимается вопросом об отношении человека и мира. В философском мировоззрении человек и мир рассматриваются в их взаимной соотнесенности. При этом человек рассматривается не как часть этого мира, а как особое мыслящее бытие. Все философские вопросы пронизывает различное отношение человека (субъективного бытия) и мира (объективного бытия).
Как следует из формулировок третьего семинара, существование философии не ограничивается только теоретической сферой, созданной профессиональными философами. Философия своеобразно существует в различных областях культуры. Философия «живет там, где есть обобщающее осмысление отношения человека и мира». Философия проявляет себя и на обыденном уровне сознания, являясь выражением жизненной потребности человека в осмыслении себя и своего мира.
Задачей этого семинара является анализ реализации мировоззренческой сути философии в различных типах философствования, объединенных в исторически развивающуюся систему. В античной философии доминировала философия в сфере обыденного сознания и художественно-образная форма философствования. Начиная с философии Нового времени, ведущее место в культуре начинает занимать теоретическая философия. Каждый из типов философствования характеризуется особым способом обобщения и выражения знания, особым стилем речи (афоризм, художественный образ, философское понятие). Между этими тремя типами философии существовала и существует исторически изменяющаяся связь. Выявляя особенности различных типов философствования, поищите в рекомендованной литературе ответ на вопрос: какое значение для человека и общества имеет философия.
Семинар 1
Истоки философии
Основные понятия: миф, религия, «семь мудрецов», предфилософия, философия.
1. Формирование ранних философских представлений и их внутренняя связь с мифологией. Древние мифы и религии: их соотношение. Сходство и различие мифологии и ранних философских представлений.
2. Преднаучные знания, жизненная мудрость, их роль в становлении философии. Гномы «Семи мудрецов» Древней Греции.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 16–23.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 173–175.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высш. шк., 1981. – С. 19, 25.
3. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий, и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 5–9.
Дополнительная литература
1. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. – М., 1989.
2. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. – М., 1972. – Гл. 4.
3. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990.
4. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992. – № 7.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
6. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
7. Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. – М., 1984.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Какие темы рассматривались в первобытных мифах? Как можно классифицировать мифы?
2. Можно ли утверждать, что существовали прежде племена, столь низкие по своей культуре, что у них не было никаких религиозных представлений?
3. Как связаны между собой первобытные мифы и первобытные религиозные представления?
4. Какие вопросы, возникшие в первобытном мифологическом сознании, являются вечными вопросами человечества?
5. Что стоит за утверждением: философия возникает не из мифологии как таковой, а из её переходных форм, характеризующихся элементами самосознания и систематизации?
6. Какова роль Гесиода и Гомера в становлении западноевропейской философии?
7. Правомерно ли утверждать, что в древнейшей истории человеческих воззрений существовали философские мифы?
8. И. Кант отмечал в предисловии к «Критике чистого разума», что первые философы часто доказывали очевидное, и об этих людях сохранилась память как о величайших изобретателях. Как вы считаете, справедливо ли это?
9. Можно ли считать, что доказательства, которыми часто пользовались первые философы, носили эстетический характер. Обоснуйте свою точку зрения.
10. Какой характер имеют современные отношения между философией и мифологическим мировоззрением?
К вопросу 2
1. Мифологическая картина мира была построена по законам воображения. Могла ли возникнуть философия в Древней Греции вне связи с опытом мышления, накопленным в процессе становления науки?
2. Рождение науки в Греции произошло в 6–5 вв. до н. э., почему, на ваш взгляд, становление философии и науки в собственном смысле слова происходило одновременно?
3. Почему слово «семь мудрецов» заключают в кавычки?
4. Каково время деятельности «семи мудрецов»?
5. Почему деятельность «семи мудрецов» нельзя отнести ни к мифологии, ни к науке?
6. Что такое житейская мудрость? Каковы формы её обобщения?
7. Можно ли классифицировать гномы «семи мудрецов»? Какие типы гном можно выделить?