IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия)

В XVIII веке появилось новое научное учение: политическая экономия. Взгляды наиболее видного представителя этого периода - Адама Смита:

* Общество – это трудовой и меновый союз людей, связанных разделением труда. Эта связь особого рода: каждый индивид, работая на себя, вынужден работать на других, и, наоборот, работая на других, работает на себя.

* Механизм, который обеспечивает существование общества, не зависит от государственной власти.

* Выделил три условия процветания государства:

1. частная собственность;

2. невмешательство государства в экономику;

3. развитие личной инициативы.

* Выделил в структуре общества три класса по источникам доходов:

- капиталисты – прибыль;

- наемные рабочие – заработная плата;

- крупные земельные собственники – рента (доход с земли, не связанный с производственной деятельностью).

* Выдвинул теорию трудовой стоимости. До него считалось, что богатство прирастает в сфере обмена (торговая разница), Смит считал главным источником общественного богатства труд.

* Доказал, что противоречия между наемными рабочими и капиталистами неизбежны в силу противоположности их интересов.

V. Учение социалистов-утопистов(утописты XVI века Томас Мор(1478-1535) и Томмазо Кампанелла(1568-1639); социалисты-утописты 18 века – Морелли, Мелье, Мабли; социалисты-утописты начала XIX века французы Клод Анри де Сен-Симон(1760-1825),Шарль Фурье(1772-1837),англичанин Роберт Оуэн(1771-1858)).

Само название «утописты» взято из книги Мора «Утопия» и понималось как «место, которого нет»или «благословенная страна». Первоначально Т. Мор планировал назвать работу более категорично - «Нигдея». Впоследствии слово «утопия» стало нарицательным и при­менялось для характеристики теорий и проектов, не опиравшихся на ре­альность и не имевших с ней ничего общего.Сен-Симон, Фурье и Оуэн искали идеальное общественное устройство в будущем и называли такое общество социалистическим.

Взгляды социалистов-утопистов:

· Критика Сен-Симоном, Фурье, Оуэном современного им капиталистического строя за его антигуманную сущность.

· Идеал справедливого устройства общества должен быть обладать следующими чертами:

1. Отсутствие эксплуатации человека человеком.

2. Общая собственность на средства производства.

3. Полное социальное равенство и общность интересов всех людей.

4. Свободный творческий труд.

5. Создание в обществе равных условий для развития способностей каждого.

6. Государственное планирование промышленности и сельского хозяйства.

· Идея о поступательном ходе разви­тия человечества от низших форм общества к высшим. Сен-Симон (в работе «О промышленной системе» (1822))обозначил основные ступени общественного прогресса:

- первобытное общество,

- рабство,

- феодально-со­словный строй,

-индустриально-промышленное общество, капиталистическое общество (в своем разви­тии проходит четыре фазы: детство, юношество, возмужание и старение),

- будущее социалистическое общество.

Социалисты-утописты пытались на практике опро­бовать идеи социалистического общества. Р. Оуэн организовал в Амери­ке общину под названием «Новая гармония». Устав данной организации основывался на принципах уравнительного коммунизма. Просущество­вав некоторое время, община развалилась, поглотив практически все со­стояние Оуэна.

Социалисты-утописты, одержимые идеей создания справедливого общественного устройства, постоянно обращались к правящей и финансовой элите Европы с требо­ваниями, если не отказаться от своих богатств, то, по крайней мере, вкла­дывать свои средства в переустройство общества по социалистическому пути.

VI. Учениенемецкого философаГеорга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831):

* Разводит понятия государства и общества; общество шире, чем государство.

* Вводит понятие «гражданское общество». Это «система всесторонней, или всеобщей зависимости, где пропитание, благо и правовое существование отдельного лица зависит от пропитания, блага и правового существования всех». Под гражданским обществом Гегель понимает те сферы общественной жизни, которые не контролируются государством. Прежде всего, это экономическая сфера и семья.

* Гражданское общество и государство действуют как самостоятельные институты: гражданское общество реализует частный и, прежде всего, семейный интерес, а государство - всеоб­щий. Но, с другой стороны, гражданское общество и государство образуют тождество: основное предназначение государства – охранять семью и руководить гражданским обществом. В государстве должны примириться все противоречия гражданского общества.

* Наилучшим государственным устройством Гегель считал конституционную монархию, которая установилась в Англии. Именно здесь отношения между властью и индивидуальной свободой граждан были более гармоничными.

* Центральная категория философии Гегеля – «Абсолютная идея». Это некое первоначало, давшее импульс к существованию и законы развития природн6ого и социального мира. Общество в этом смысле есть результат развития абсолютной идеи.

* Разработал диалектический метод, согласно которого и материальный мир, и духовный мир существуют в постоянном развитии и изменении.

* Сформулировал три основных закона диалектики:

1. закон единства и борьбы противоположностей. Источником любого развития является внутреннее противоречие, присущее всем явлениям;

2. закон взаимопереходов количественных и качественных изменений друг в друга;

3. закон отрицания отрицания. В результате смены ряда ступеней появится ступень, как бы похожая на первоначальную.

* Дал определение свободы: свобода – это осознанная необходимость.

VII. Марксистское учение(19 век, Германия). Основоположники учения К. Маркс, Ф. Энгельс.

* В основе учения лежит материалистическое понимание истории:

- общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. в сознании людей появляются идеи, обусловленные условиями существования человека;

- основной сферой общественной жизни, определяющей и структурирующей все остальные сферы, является сфера материального производства. Экономическая сфера образует базис общества, который определяет развитие надстройки (политическая, социальная, духовная сферы);

- законы общественного развития, несмотря на то, что делаются людьми, от воли и желания людей не зависят, т.е. носят объективный характер;

- историю делают не отдельные личности, а большие группы людей, в конечном счете, народные массы.

* В производстве Маркс выделяет:

- производительные силысостоят из:

       
  IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru   IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru

люди со своими способностями, средства производства

IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru знаниями.

предмет труда средства труда

- производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства материальных благ. Основными производственными отношениями являются отношения собственности на средства производства.

* Производительные силы в единстве с производственными отношениями составляют способ производства. На определенном этапе исторического развития производственные отношения превращаются в оковы для развития производительных сил. Возникшее между ними противоречие устраняется в ходе смены устаревших производственных отношений новыми, соответствующими характеру и уровню развития новых производительных сил. В итоге общество переходит на новый исторический этап, к новой общественно-экономической формации.

* Маркс предложил периодизацию общества на основе понятия «общественно-экономическая формация». ОЭФ – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Маркс выделяет следующие периоды в развитии общества:

- первобытнообщинная формация

- рабовладельческая

- феодальная

- капиталистическая

- коммунистическая

* Переход от одной формации к другой совершается в результате разрешения противоречия между производительными силами и производственными отношениями, независимо от того, осознается ли это противоречие людьми.

* Источником исторического развития является борьба классов. Классы – это большие группы людей, которые выделяются в системе общественного производства по отношению к средствам производства, роли и месту в организации производства, способу и размеру получаемого дохода.

* Маркс создал теорию прибавочной стоимости, с помощью которой объяснил суть капиталистической эксплуатации. Прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая трудом наемного рабочего сверх стоимости его рабочей силы. Она безвозмездно присваивается собственником средств производства (капиталистом).

VIII. Учение О. Конта (первая половина 19 века) иГ. Спенсера(вторая половина 19 века). Конт и Спенсер – основоположники новой науки об обществе, социологии.

Основная идея: общество – это социальный организм, основанный на разделении труда. Задачей социологии является обнаружение объективных закономерностей в развитии общества.

Классификация наук по Конту: Математика – Астрономия – Физика – Химия – Биология – Социология.

Социология

       
  IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru   IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru

Социальная статика Социальная динамика

Изучение законов Изучение законов развития

существования общества общества

Герберт Спенсер выделяет два типа общества:

1. военное общество, общественные связи имеют принудительный характер;

2. промышленное общество, общественные связи носят добровольный характер.

В обществе он выделяет три системы:

- производящая материальные блага;

- распределяющая блага;

- регулятивная, или социальный контроль (государственный аппарат, церковь).

IX. Учение Гэлбрейта (20 век).

Основные идеи Гэлбрейта:

* Гэлбрейт – автор теории конвергенции, согласно которой противоположные экономические системы (капитализм и социализм) должны на основе развития науки и техники слиться в единое информационно-технологическое общество.

* Основой развития общества является развитие техники и производственных технологий.

* Впервые выделяет класс управленцев.

* Власть в обществе должна принадлежать технократам, т.е. специалистам управления и производства.

X. Учение о ценностях (20 век).

Основным фактором общественного развития являются ценностные установки, которые определяют уклад жизни общества, характер взаимоотношений между людьми.

Что такое ценности?

       
  IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru   IV. Учение Адама Смита (18 век, Англия) - student2.ru

Вебер Риккерт

Это осознанные интересы, Это вечные универсальные

которые носят конкретно- принципы (добро-зло)

исторический характер

М. Вебер известен своей работой «Протестантская этика и дух капитализма». В ней он утверждает, что на развитие капитализма в Европе повлияли ценности протестантской этики: трудолюбие, личная инициатива, ценность денег.

XI. Философия экзистенциализма(Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Основные положения:

* Никто, кроме самого человека не может сделать его человеком. Он сам отвечает за все происходящее с ним и вокруг него.

* В любых условиях человек внутренне всегда должен оставаться свободным. Свобода – это возможность выбора, однако не каждый способен на это.

* Свобода всегда предполагает ответственность, поэтому многим по душе условия комфортной несвободы.

* Выбор свободы осуществляется в пограничной ситуации, где человек обретает свою сущность в виде свободы.

* Человек – это единственное существо, в котором существование предшествует сущности. Это означает, что человек, рождаясь (начиная существовать), должен затем в течении всей своей жизни «лепить» из себя свободного человека (обретать свою сущность).

Наши рекомендации