Ощущение является основой всякого познания, согласно Локку (а)
1.6.28.
Размышление, по Локку - это процесс возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей (г). Сложные идеи не могут появиться непосредственно на основании чувств или рефлексии. Так, представление о пространстве мы получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров отдельных тел и т.д.
1.6.29.
К номинальной сущности относятся, по Локку, все внешние отличительные черты золота (а). «Реальная» его сущность в том, что оно состоит из частичек, недоступных нашему восприятию. Следовательно, мы ее не знаем (определенный скептицизм).
1.6.30.
Свобода человека, по мнению Локка, ограничена свободой других людей, точнее, «естественным законом», который гласит: «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». «Естественный закон» Локка отражал основные интересы человека его времени - равенство, личную свободу и свободу предпринимательства (в).
1.6.31.
Идею «разделения властей» впервые предложил Локк (в). Он различал власть «законодательную» и «федеративную». Его обоснование такого разделения повлияло навсех французских просветителей.
1.6.32.
Необычный для философского произведения геометрический метод изложения применил Спиноза в своей «Этике» (в).
1.6.33.
Учение о субстанции лежит в основе философской системы Спинозы. «Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и протяженность или природа», - писал философ. Учение о субстанции дается в первой части «Этики» (в).
1.6.34.
Объективацией философии Декарта, с точки зрения Гегеля, была философия Спинозы (г).
1.6.35.
Пять частей «Этики» Спинозы в правильной последовательности:
1. 0 Боге (б);
2. О природе и происхождении мысли (г);
3. О происхождении и аффекте (в);
4. О человеческой несвободе, или о силе аффектов (д);
5. О силе разума, или о человеческой свободе (а).
1.6.36.
Бог и субстанция (природа) - это одно понятие, с точки зрения Спинозы (см. часть 1 «О боге» в работе «Этика») (а).
1.6.37.
«Модус» у Спинозы - это единичная конечная вещь (б). В отличие от субстанции и ее атрибутов, то, что характеризуется модусами, имеет существование, покоящееся на «внешней причине». Это существование не только конечно, но характеризуется изменением и движением в рамках пространства и времени. Между модусами существуют внешнее воздействие и внешние связи.
1.6.38.
Модус есть «природа сотворенная», по мысли Спинозы, или «natura naturata», в отличие от «природы творящей» - «natura naturans» (б).
1.6.39.
В природе существует жесткий механистический детерминизм, считал Спиноза (в).
1.6.40.
Произвол является, в представлении Спинозы, противоположностью свободы человека (в).
1.6.41.
Спиноза был сторонником демократии (а).
1.6.42.
«Монада»в учении Г. В. Лейбница - это простая субстанция (б). «Единая субстанция» и «духовный модус» - термины Спинозы. Понятие «объективная акциденция» использовал в своей философии Гоббс.
1.6.43.
Гармония существует между монадами Лейбница (б).
1.6.44.
Монады у Лейбница между собой различны. Каждая монада имеет собственную определенность, является носителем определенных качеств, чем отличается от всех остальных (б).
1.6.45.
Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к апперцепции, т.к. только они наделены сознанием (в). Низшие монады способны к пассивному восприятию (перцепции) (б); монады-души способны к ощущению и ясному представлению.
1.6.46.
По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие перцепцией (а).
1.6.47.
Лучшим из возможных миров является наш мир, по Лейбницу (б). Несовершенство мира и наличие в нем зла являются необходимыми условиями гармонии мира как целого.
1.6.48.
По Лейбницу: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме самого разума». Философ имел в виду свое представление о врожденной способности к мышлению и образованию понятий или идей (б).
1.6.49.
Логика, по мнению Лейбница, есть наука о «всех возможных мирах» (в).
1.6.50.
«Быть» означает быть воспринимаемым ощущениями, согласно философии Джорджа Беркли (в).
1.6.51.