Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
Для философии Нового времени характерна борьба двух философско-методологических концепций: рационализма и эмпиризма. Рационализм (от лат. ratio – разум) – выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые как бы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. (Но ответить на вопрос: каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем нас мире, что гарантирует их истинность, рационализм не может).Эмпиризм (от лат. empiria – опыт) – утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (При этом непонятно как возникают научные теории, законы, понятия, которые нельзя непосредственно получить из опыта и наблюдений). Синонимом эмпиризма является сенсуализм (от лат. sensus – чувство), ибо опыт неразрывно связан с чувственными впечатлениями.
Ф. Бэкон и Р. Декарт – два основоположника науки Нового времени, уделявшие главное внимание в своих философских поисках – методу познания природы и проблеме истины.
Ф. Бэкон (1561-1626) – основоположник эмпиризма. Он представил энциклопедический проект «Великого восстановления наук», преобразования всего человеческого знания. В рамках проекта написаны программные работы: «О достоинстве и преумножении наук», «Новый Органон» – о новом эмпирическом методе познания природы, «Новая Атлантида» – прообраз будущих научных сообществ. «Знание – сила» - знаменитый афоризм Бэкона. Опыты светоносные и плодоносные. Три пути (метода) познания природы: «путь паука» (схоластика), «путь муравья» (узкий эмпиризм), «путь пчелы» (научный эмпиризм). Учение об «идолах» или «призраках». Опыт и индукция как инструменты познания. Правила индуктивно-экспериментального метода познания:
−разложение природы до простейших свойств (чувственных качеств, например, теплота, плотность, тяжесть и т.д.);
−составление таблиц присутствия, отсутствия и сравнение наблюдаемых свойств;
−выводы и обобщение, т.е. нахождение (общего свойства), общей причины изучаемого явления, «формы природы», её закона (например,
причина тепла в быстром движении малых частиц тела). Классификация наук в зависимости от трех различных познавательных
способностей человека (памяти, воображения, разума): история, поэзия, философия. Бэкон как философ промышленной эры: наука должна служить промышленности, должна изменить условия жизни людей и т.д.
Р. Декарт (1596-1650) – основоположник рационализма Нового времени. Его работа: «Рассуждения о методе» - манифест научного рационализма. Идея единства философии и науки. Поставил задачу создания единой науки, охватывающей все сферы сущего на основе «универсальной математики». Осознание математики как универсального языка науки. Декарт в противовес Бэкону выдвигает иную методологическую программу познания. Основными инструментами познания являются – интуиция дедукция. Интуиция дает нам возможность усмотреть в реальности простые истины (не вызывающие сомнения). Применение же дедукции позволяет вывести из очевидных истин знания, которые уже не могут с непосредственной ясностью постигаться нашим умом. Дедукция, согласно Декарту, проводящаяся по строгим правилам логики, не может привести к заблуждениям. Четыре правила интуитивно-дедуктивного метода:
−правило очевидности (или достоверности);
−правило анализа любого затруднения на составные части и движение мысли от простого к сложному;
−правило синтеза;
−правило системности.
Методическое сомнение Декарта: «мыслю, следовательно, существую» и его философский смысл. Дуализм (учение о двух субстанциях): мыслящий (духовный, непротяженной) и материальной (протяженной). Научные достижения Декарта: в работе «Геометрия» дал обоснование всей математики, заложил основы аналитической геометрии; в «Диоптрике» изучил теоретические основы света; в труде «Метеоры» изучил основы метеорологических явлений; в работе «О страстях души» дал классификацию страстей, свойственных человеческой душе.
Итак, классическая наука началась с установления логико-математических экспериментальных критериев истины. Основными формами мышления стали «теория» и «факт» и все знания начинают развиваться в русле оппозиции «эмпирическое – теоретическое».
3.6.2. Классическая наука и её основные характеристики
В XVIII веке была создана классическая механика – основа экспериментально-математического естествознания. В развитии классической науки можно выделить два этапа:
1.Этап механического естествознания (XVII – первая треть XIX вв.) и две ступени, связанные с первой глобальной научной революцией:
−Доньютоновская (Коперник, Бруно, Галилей);
−Ньютоновская – И. Ньютон (1643-1727).
2.Этап зарождения и формирования эволюционных идей, подорвавших основы классической науки (первая треть XIX – до конца XIX вв.).
Основные характеристики классической науки:
1.Механическая картина мира, в основе которой – системно обоснованная Ньютоном классическая механика как исторически первая научная теория. Интерпретация любых предметов как механических систем, подчиняющихся требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик. Для таких систем целое всегда равно сумме его частей (например, часовой механизм).
2.Субъект познания рассматривается как наблюдатель, способный описать объект сам по себе, без привнесения своих субъективных параметров. Классическая наука основывается на принципиальной элиминации (исключении) субъекта познания (и всего, что связано с субъективно-личностными аспектами, условиями и средствами познавательной деятельности) из совокупной системы знания.
3.«Жесткий детерминизм» механическое понимание причинности – установка на однозначное описание событий и явлений. «Лапласовский детерминизм» – зная начальные параметры мира и закон их изменения можно дать однозначный ответ о его состоянии в любой определенный момент времени. Признание только динамических закономерностей.
4.Случайность и вероятностные факторы раз и навсегда «выброшены» из этого мира и оцениваются как результаты неполноты знания и субъективных проявлений, привнесённых в содержание.
5.Критерием истины признается механико-математический метод
получения знания. Методы механики принимаются за универсальные научные методы, способные разрешить все проблемы, связанные с познанием природы (общества, человека). Любые явления можно разложить до простейших, далее неразличимых «элементов». Познав каждый из них и способы связи между ними, мы исчерпаем задачу познания. Критериями истины становятся внешнее оправдание – эксперимент, и внутреннее совершенство – логический вывод из общих посылок.
Второй этап развития классической науки: зарождение и формирование эволюционных идей (первая треть XIX – до конца XIX вв.).
«Подрыв» механической картины мира, появление работ раскрывающих процессы эволюции природы, в биологии: Ж.Б. Ламарк (1744-1829) – в изменяющихся условиях окружающей среды видел движущуюся силу эволюции органического мира. Ч. Дарвин (1809-1892) – в работе «Происхождение видов» раскрыл длительную эволюцию органического мира и движущие факторы эволюции (естественный отбор в борьбе за существование, наследственность и изменчивость). В геологии: И. Лайель (1797-1875)разработал учение о неизменном и непрерывном изменении Земной поверхности под влиянием геологических условий.
Появление работ, раскрывающих всеобщие связи природы. Открытие клеточного строения растительного (М.Я. Шлейден) и животного (Т. Шванн) миров (1839) доказало связь, единство всего органического мира. Открытие закона сохранения и превращения энергии (40-еXIX в.) Ю. Майером (18141878) и Д. Джоулем (1818-1889). Открытие периодического закона химических элементов (1869 )Д.И. Менделеевым (1834-1907).
«Подрыв» механической картины мира со стороны самой физики. Создание электромагнитной картины мира М. Фарадеем (1791-1867) иД. Максвеллом(1831-1879).Механический подход к таким явлениям как свет, электричество, магнетизм не увенчался успехом. В конце XIX века стало формироваться убеждение, что основные законы мироздания – это законы электродинамики.
Становление науки как профессиональной деятельности
Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в период бурного подъема естествознания в XVII в. Ф. Бэкон – у истоков науки как профессиональной деятельности. Он описал идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда. Создание первых академий в Европе, сообществ исследователей специалистов (со второй половины XVII в.). Утверждение науки как профессии, требующей специального образования, имеющей свою структуру и организацию. На рубеже XVIII – XIX вв. – формирование технических наук, которые стали связующим звеном между естествознанием и производством. Создание предпосылок для развития гуманитарных наук.
Формирование дисциплинарно организованной науки как системы научных знаний об основных сферах реальности: природе, обществе, человеческом духе. Четыре блока дисциплинарно организованной науки: математика, естествознание, технические дисциплины,социально-гуманитарные науки.