СОРОКИН Питирим Александрович (1889 – 1968) – русский, американский философ и социолог (в эмиграции с 1922 г.)
ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889 – 1951) - австрийский философ, занимавшийся проблемами логики, оснований математики и логического анализа языка. Учился в Кембридже у Б.Рассела, оказавшем влияние на формирование философских взглядов В. Целью философских занятий В. считал достижение ясности, искренности и честности в мыслях и высказываниях: «Всё, что вообще может быть сказано, должно быть сказано ясно; о чём невозможно говорить, о том следует молчать».Философия, по мнению учёного, нарушает этот запрет и должна стать просто деятельностью по прояснению наших мыслей и высказываний, чтобы прояснить видение реального мира. Современная западная культура представлялась В. заражённой предрассудками веры в прогресс или объективную истинность научного знания. Проявления этой болезни учёный диагностировал в исследованиях по основаниям математики или в некоторых направлениях психологии, особо отмечая в этой связи финитизм и бихевиоризм.
Основные труды: «Логико-философский трактат» (1921), «Философские исследования» (1953).
Гердер Иоганн Готфрид (1744 - 1803) – немецкий философ-просветитель. Отказавшись от одностороннего рационализма, подчеркивал роль чувства в человеческой личности, а как следствие – многообразие творческих проявлений человека и различных народов. Сформулировал идею органического развития мира, в котором живая и неживая природа, общество и человеческая история являются разными уровнями единого целого. В своей философии культуры опирался на идею прогресса, в ходе которого возникает язык, обеспечивающий (наряду с традицией) историческую трансляцию культуры. Культура здесь понимается как сверхприродное порождение человека в историческом прогрессе и является по своему содержанию всей совокупностью человеческих умений. Основной целью культуры является становление гуманности, под которой понимается самовоспитание и развитие всех качеств человека. Настаивая на многообразии форм и видов культуры, Гердер выступил одним из первых критиков европоцентризма. Происхождение, развитие, цели и смысл культуры занимает центральное место в творчестве Гердера, что позволяет характеризовать его как одного из основоположников культурологии.
Сочинения:
«Исследование о происхождении языка» (1772), Идеи к философии истории человечества (1784-1791)
ГОББСТомас (1588 - 1679) – английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления, в котором используются два метода познания: логическая дедукция рационалистической «механики» и индукция эмпирической «физики». Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека» и здесь основой нравственности является «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей, а моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.
Основные труды: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
ГРОЙС Борис – философ, теоретик и критик современного искусства. Окончил СПбГУ, с 1981г. живет в Германии. Автор фундаментальных исследований современной художественной культуры. Один из наиболее авторитетных в Европе интерпретаторов современной русской культуры. В настоящее время живет в Вене. Автор книги «Стиль Сталин» и статьи «Россия как подсознание Запада», реконструирующих и переосмысливающих феномены советской культуры в рамках постмодернистского дискурса. Теоретик коммерциализованного искусства, об этом статьи «Язык денег», «Апология художественного рынка».
Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.
ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912 – 1992 гг.) – русский ученый, мыслитель, специалист в области исторической географии, этногеографии, философии истории. Автор увлекательных книг, где обыкновенные факты истории соседствуют с блестящими логическими пассажами, выстроенными в гипотетические цепи. В своем первом капитальном труде «Этногенез и биосфера земли» автор рассматривает вопросы взаимодействия общества и природы, роли этноса, этнических систем. Проблему этноса и этногенеза автор исследует на стыке трех наук – истории, географии биологии. По логике Г., этнос, этногенез (происхождение этносов) носят природный характер, а в качестве двигателя процессов этногенеза выступает пассионарность. Этническая история дискретна (имеет прерывность), и она не есть история развития этносов, а есть история отдельных этносов в сочетании с историей ландшафтов и историей культуры. У всякого этноса есть начало и конец. Этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего рассыпается или сохраняется как реликт. Теория пассионарности, объясняющая закономерности возникновения и развития этносов, гибели и крушения великих империй изложена Г. на примерах из жизни многих народов античной и средневековой Европы, Ближнего Востока, Китая, Индии, Америки и деятельности их выдающихся представителей (пассонариев), оставивших яркий след в истории.
В капитальном труде «Древняя Русь и Великая степь» Г. даёт увлекательный опыт реконструкции русской истории IX-XIV вв., излагая своё отношение к истории культуры и этнической истории. К анализу истории культуры Л. Н. Гумилев привлек физическую географию. Учитывая связь экономики натурального хозяйства с уровнем благосостояния древних обществ, с их военной мощью, автор сопоставляет исторические события и колебания климата степной зоны Евразии. Автор подробно обрисовал историко-географический фон, на котором сталкивались различные культурные влияния с местными формами оригинальной культуры Восточной Европы. Анализируя эти контакты, Г. отвечает на вопрос, почему Киевская Русь, испытавшая бесчисленные беды, не погибла, а победила, оставив потомкам роскошное искусство и блестящую литературу.
Основные труды: «Хунну», «Древние тюрки», «Поиски вымышленного царства», «Древняя Русь и Великая степь».
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский социолог и теоретик позднего славянофильства (почвенничества), один из самых крупных историко-социологических исследователей в русской общественной мысли второй половины XIX в. Д. в своём фундаментальном труде «Россия и Европа» отходит от идей славянофилов Хомякова, Киреевского и обращается по преимуществу к вопросам внешней политики, к определению места России и славянства в региональных системах Запада и Востока. Отношение России со странами Запада и её роль в делах пробуждающегося Востока становятся центральными вопросами геополитических позиций почвенников. В отличие от Ф.М. Достоевского, Н.Я Данилевский исключает из своей концепции славянофильскую идею русского, славянского мессианства. В книге «Россия и Европа» Данилевский решает задачу установления общих интересов славян, их консолидации и создание Всеславянского союза, а в идеале – Всеславянской федерации.
По мнению Данилевского, славяне не предназначены обновить весь мир, они суть только особый культурно-исторический тип. Главная мысль в трудах Данилевского оригинальна, именно, он отверг единую нить в развитии человечества, что история есть прогресс, некоторого общего разума, некоторой общей цивилизации. Общей цивилизации нет, говорил Данилевский, существуют только частные цивилизации, существует развитие отдельных культурно-исторических типов. Отсюда славяне только особый культурно-исторический тип, рядом существуют и развиваются другие типы.
Данилевский писал: «Общечеловеческой цивилизации не существует… культурно-исторические типы соответствуют великим лингвистико-этнографическим семействам или племенам человеческого рода. – семь таких племен или семейств народов принадлежат к арийской расе...» Отсюда Данилевский считает, что «Славянство есть термин одного порядка с Эллинизмом, Латинством, Европеизмом, - такой же культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны бы иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Испания, Германия по отношению к Европе…» В своем труде «Россия и Европа» Данилевский доказал возможность, даже необходимость новой славянской культуры.
Н.Я. Данилевский, Россия и Европа. Изд. СПбГУ, СПб 1995, с 104-105.
ДЕКАРТРене (1596 - 1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель, представитель классического рационализма, один из родоначальников «новой философии» и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей средневековой традиции. Апеллировал к разуму и самосознанию, положил в основание мышления принцип очевидности или непосредственной достоверности. Поэтому исходный пункт философских рассуждений — сомнение в истинности общепризнанного знания, которое является главным методическим приёмом.
Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Если, т. о., сомнение — достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: "...Я мыслю, следовательно я существую..."
Основная черта философского мировоззрения Декарта — дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Учение о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.
Первостепенное значение в философии Декарта имел вопрос о методе познания, конечной же задачей познания является господство человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека.
Основные труды :«Рассуждение о методе…» (1637), «Размышления о первой философии…» (1641), «Начала философии» (1644).
ДЕЛЕЗ Жиль – (1926 – 1995) – культовый философ последней трети ХХ века. «Возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делеза» - так отозвался Мишель Фуко о двух решающих работах философа «Различие и повторение» (1968) и «Логика смысла» (1969). Главный принцип философии, согласно Делезу, состоит не в том, чтобы отражать (рефлексировать) то, что выступает как налично данное. Речь, скорее, идет о созидании понятий, но не понятий о чем-то, что уже предсуществует и требует своего осмысления, а понятий о том, что еще должно стать объектом, чего пока нет «на самом деле».
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858 – 1917), французский социолог и философ, один из основателей социоцентрического подхода к культуре. В этом отношении наиболее важна его идея общезначимых «коллективных представлений», включающих религиозные верования, мифы, мораль и право, имеющих надиндивидуальный характер и принудительно навязываемых индивиду общественной средой. Эти представления составляют основу общественной жизни, обеспечивают социальную солидарность. Религия выступает как средство сакрализации, незыблемости идеалов общества.
Основные труды «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
ЖИЖЕК Славой – один из крупнейших современных мыслителей. Родился в Любляне (Словения) в 1949году. Президент люблянского Общества теоретического психоанализа и Института социальных исследований. Автор многочисленных книг – «Все, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока» (1988), «Возвышенный объект идеологии», «Хрупкий абсолют». Реконструирует историю культуры, используя категории психоанализа, политэкономии, идеи Карла Маркса, Жака Лакана, кинематографические сюжеты.
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 – 1856) - русский философ, публицист, литературный критик, славянофил.
С 1840-х гг. выступал непримиримым критиком западной цивилизации, западного просвещения. К. не отрицал, что на Западе процветают науки, но жизнь и быт насквозь проникнуты рассудочностью и эгоизмом, царит сухой дух логики, отсутствуют сердечность и глубокие чувства. Основные причины этого коренятся в истории и культуре Римской империи, определивших характер власти, государства, религии, образа жизни в Европе. Разрешение противоречия разума и веры в западной философии в пользу разума привели в тупик. Из западных философов ближе всего К. были взгляды Шеллинга, обратившегося к роли чувства и веры в философии. В русской духовности, православной вере и учении Святых отцов видел К. духовную альтернативу европейской образованности, а в святоотеческой богословской традиции – возможность «оживить» западную философскую традицию.
Полное собрание сочинений И.В.Киреевского в двух томах вышло в Москве в 1861 году и позже было переиздано в 1911.
ЛЕВИ-СТРОСС (Lévi-Strauss) Клод (1908), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма Л.-С. разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные общества с устойчивой социальной структурой Л.-С. считает идеальным объектом научного изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемические обозначения и мифологические представления интерпретирует как семиотические (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. создал оригинальную и глубокую теорию первобытного мышления и применил её к изучению семантической структуры мифов американских индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную основу технического прогресса в эпоху неолита.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001., Первобытное мышление. М., 1999.
ЛОККДжон(1632 - 1704) – выдающийся английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Согласно базовой концепции - основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Постулирует принцип формирования разума как "tabula rasa" (чистая доска), на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Локк - теоретик гражданского общества, сторонник теории естественного права и общественного договора. Первым предложил принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и федеративную).
Основной труд: «Опыты о человеческом разумении» (1690).
ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922- 1993) – литературовед, культуролог, семиотик, глава тартусско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных
Для Лотмана и структурализм и семиотика были лишь универсальными средствами осмысления и анализа литературы, культуры и истории. Анализируя в своей работе поэтические тексты или литературный процесс, явления театрального или кино- искусства, философские взгляды писателей или деятелей культуры, структуру городского пространства или бытовое поведение дворян 19 века, древнюю мифологию или современную идеологию – везде Лотман видел тексты культуры, обнаруживающие свою знаковую и символическую природу, обладающие свойствами вторичных модулирующих систем, надстраивающихся над первичными системами знаков – естественными языками. Понятие текста культуры было достаточно универсальным, чтобы охватить и объяснить различные явления жизни, искусства, философии, науки и т.п., раскрыть их взаимодействие в культуре, выявить общие законы. Подобный подход позволил Лотману создать оригинальное и новаторское направление в науке о культуре. Лотман применил методы изучения языка к исследованию произведений искусства, взятых в качестве знаковых систем; разработал структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений.
Основные труды: «Лекции по структуральной поэтике» 1964., «Структура художественного текста»1970., «Анализ поэтического текста» 1972., Статьи по типологии культуры 1970-73., Семиотика кино и проблемы киноэстетики 1973., Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» 1983., Сотворение Карамзина 1987., В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь 1988., «Культура и взрыв» 1992., Беседы о русской культуре, статьи, исследования, заметки 1994- 1997., «Человек-текст- семиосфера – история» М.1996., Письма. М.1997.
МАКИАВЕЛЛИ Николо (1469 –1527) – политический мыслитель, историк периода позднего Возрождения. Выявил смену периодов подъёма и упадка в существовании древних империй. По-своему разработал идею цикличности, заимствованную им у античного историка Полибия. Разрабатывал идею чередования эпох в развитии культуры. М. писал о чередовании в истории периодов «доблести» и «порока», «порядка» и «хаоса». Движение истории и культуры через периоды «мощи» и «немощи» не были, по его мысли, идеей замкнутого круга. Современная ему Италия рассматривалась им как странна, уже давно пережившая свой расцвет, который был в далёком прошлом. Современные исследователи рассматривают мыслителя как предшественника новоевропейского исторического сознания. М. впервые выделил политику в самостоятельную сферу человеческой деятельности, отделив ее от сферы религии и морали.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Государь. М., 2002. Макиавелли Н. История Флоренции. = Л., 1973.
МОРГАН(Morgan) Льюис Генри (1818 - 1881) - американский этнограф и археолог, историк первобытного общества и общественный деятель. Первый крупный труд М., посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851) и поныне остаётся важнейшим исследованием об этих племенах. Как историк первобытного общества, М. утверждал идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. М. разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода.
Первобытное общество. СПб., 1900; Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934; Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. (основной из них - «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877, рус. пер., 2 изд., 1934
НИЦШЕ Фридрих (1844 –1900) – немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. С начала своего творчества развивает идеи типологии культуры, сопоставляя два начала бытия и культуры – «дионисийское» (жизненное) и «апполоновское» (созерцательное) видит идеал в равновесии этих начал. В дальнейшем развивает учение о бытии как стихийном становлении, позднее развернутое в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Стремится преодолеть рациональность и системность философии, оперируя многозначными символами-образами. Критика современного ему жизненного уклада характеризуется как «нигилизм» и приводит к формулировке мифа о «сверхчеловеке», как сильной личности будущего, находящейся за границами моральных норм (принцип «имморализма») и преодолевающей пороки общества. В конце своего творчества предпринимает ультрарадикальную критику «всех ценностей», включая христианство как основанных на стадных инстинктах
Сочинения:
«Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Несвоевременные размышления» (1873), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин» (1888)
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883 - 1955) – испанский философ, писатель. В отличие от Р. Декарта, отстаивал идею, что главное в человеке это человек «живущий», а не человек «познающий».С точки зрения философа, дух любого народа, любого человека избирателен в выборе истин. Полёт собственной фантазии является основанием и предпосылкой человеческой свободы. О. различал «идеи-изобретения», содержащие в себе наиболее строгие истины науки и «верования», полученные от прошлых эпох. В отличие от идей науки, идеи культуры не анонимны и не автономны. Одним из первых европейских мыслителей О. выявил становление «массового сознания». Масса превращается в толпу. Её представители навязывают обществу в целом собственные псевдоценности. Стандартность и психическая инертность – основные свойства человека из «массы». Человек массы социально безответственен. Заботу о себе он полностью передаёт в руки власти. Общество О. рассматривал как динамическое единство элиты и «человека-массы».
Ортега –и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. –1989. - №3 4. Ортега –и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-1494) – итальянский философ, гуманист. Своего рода манифестом эпохи явилась знаменитая «Речь о достоинстве человека». В ней в уста Бога автор вкладывает следующие слова: «Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира… Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь».[1] Таким образом, человеку даны безграничные возможности, он может быть творцом самого себя. Однако эта свобода есть свобода развития в человеке как самых высоких, так и самых низких качеств.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889 – 1968) – русский, американский философ и социолог (в эмиграции с 1922 г.).
Наиболее полно культурологическая концепция С. изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика», где учёный утверждает, что сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы. Введенные им понятия социо-культурной динамики, социальной мобильности легли в основу социологии культуры как раздела культурологии. С. выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур: 1) идеациональный, 2) чувственный, 3) идеалистический. История имеет не прогрессирующий, а циклический характер попеременного господства каждого из трёх типов ценностно-нормативных систем. Идеациональная культура характеризуется тем, что её высшие ценности восходят к сверхчувственному миру и его абсолютной доминанте – Богу, а главной целью и смыслом жизни является идея служения Творцу. Систему ценностей чувственного типа венчают всевозможные земные удовольствия и радости, а главная задача заключается том, чтобы оберегать элиту, имеющую наибольший доступ к этим удовольствиям. Идеалистический тип занимает промежуточное место между двумя первыми. Он имеет переходный характер, являя собой смешение норм и ценностей обеих систем. С. сформулировал чрезвычайно важное понятие – энергия культуры, которое позже, в проекте Гарвардского центра назвал «таинственная энергия любви».
В работе «Восстановление гуманности» С. делает вывод, что ни демократия, ни образование не способны утвердить мир и счастье на земле, если они не подкреплены созидающей любовью между людьми. Именно любовь, по мнению учёного, обладает той таинственной энергией, которая наделена исключительными созидательными и терапевтическими возможностями.
Основные труды: «Система социологии» (1920), «Очерки социальной педагогики и политики», «Социальная мобильность», «Современные социологические теории», «Социокультурная причинность, пространство и время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика», (1947), «Пути и сила любви» (1954).
СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) – английский философ-самоучка, социолог, один из родоначальников позитивизма; основатель органической школы в социологии. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике – сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение – «Система синтетической философии» (1862-96). С. - сторонник эволюционной теории культуры, которая была распространена во второй половине XIX века. Он проводит разграничение между занятиями, без которых человек не может выжить (труд, ремесло), считая их первичными, и свободными творческими занятиями человека, которые реализуются на базе первичных. Как ни важна была эстетическая культура, она должна уступить место тем родам культуры, которые относятся к обыденным занятиям. С. считает, что лишь тогда, когда силы природы будут вполне порабощены человеком, когда средства производства будут доведены до совершенства и когда, следовательно, свободного времени будет гораздо больше, тогда прекрасное как в искусстве, так и в природе по праву займет высокое место в головах людей. С., исследовав огромный этнографический материал, выделил эволюцию общественных институтов, называя их органами саморегулирующейся социальной системы. Любое явление, природное или социальное, проходит путь из трех стадий: от первоначально нерасчлененной синкретической целостности к дифференциации частей внутри целого с последующей интеграцией их в новую целостность, представляющую собой единство многообразного.
Главный труд: «Основные начала» (1862).
ТАЙЛОР (ТЭЙЛОР) (Tylor) Эдуард Бернетт (1832 - 1917), английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Т. - создатель эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Историю культуры Т. рассматривал как самодвижение идей в области техники, хозяйственной и духовной жизни человека, выражавшееся в развитии форм различных орудий, видов искусства, верований и культов. Наибольшее внимание Т. уделил истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, он вскрыл исторические корни многих непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Созданная Т. анимистическая теория происхождения религии долгое время была господствующей в науке, хотя впоследствии обнаружилась её ограниченность: Т. понимал религию только как явление индивидуальной психологии, а не как факт общественного сознания.
Основные труды - «Первобытная культура» (т. 1-2, 1871, рус. пер. 1939) и «Антропология» (1881, в рус. пер. «Введение к изучению человека и цивилизации», 4 изд., 1924).
ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975) – английский историк и социолог, автор теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Т. выделяет три поколения цивилизаций: примитивные маленькие бесписьменные культуры; дочерние культуры, унаследовавшие опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкие и многосторонние; цивилизации третьего поколения, которые формируются на основе церквей. Т. признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема – не фатальна, гибель цивилизации вероятна, но не неизбежна. Механизм смены цивилизаций Т. называет теорией «вызова – ответа». При резком изменении условий жизни, которые Т. называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Некоторые общества, однако, выделяют из своей среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» и способно дать на него удовлетворительный «ответ». Эта «творческая элита», которая увлекает за собой «инертное большинство», и общество переходит на следующий этап своего развития. Пассивное большинство Т. называет «пролетариатом». Культура развивается до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов – ответ». Когда элита не способна дать эффективный ответ пролетариату, начинается надлом цивилизации. Т. считает, что прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели. Основной трактат «Исследование истории» (1934-61)
УАЙТ Лесли Элвин ( 1900 – 1975 гг.) - американский антрополог и культуролог, основатель кафедры культурной антропологии Мичиганского университета. После цикла лекций 1931 г. выделяет культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук. Развил понятие культуры, определил предметное поле культурологии и основные методы ее исследования. Первым применил системный подход для описания и интерпретации культуры как самоорганизующейся термодинамической системы, функционирующей по естественным законам (утверждал, что культура развивается благодаря усовершенствованию орудий труда и источников энергии). Описал переход от простых обществ к сложным.
Окончательно термин «культурология» вошел в обиход в конце 1940-х годов, а в 1960-х гг. теория неоэволюционизма У. получила широкое признание.
Основные труды: «Избранное. Наука о культуре»
ФИЧИНО Марсилио (1433-1499) – итальянский философ, яркий выразитель идей Возрождения. Перевел тексты Платона и неоплатоников и сделал их предметом обсуждения среди гуманистов. Создал свою философскую систему, в которой на вершине иерархии находится Бог (Единое, мыслящее само себя). Движение от Бога к миру и обратно развивается по кругу, весь мир вращается вокруг Бога подобно сфере. Силы, упорядочивающие и гармонизирующие этот мир – любовь, красота, наслаждение. Мироздание представлял как совершенное произведение искусства, Бога – как высшего художника, а способность человека творить красоту – как высшее проявление человеческого. Созерцательная жизнь и углубление в науку мудреца есть процесс самопознания и наслаждения божественной истиной.
Основные труды : «Платоновская теология», «О христианской религии».
Фрейд Зигмунд (1856 – 1939 гг.) - австрийский психиатр, психолог, основоположник психоанализа. В основе концепции лежит понимание человеческой психики как конфликтного единства бессознательного, сознательного и сверхсознательного. Распространял принципы психоанализа на сферу социальной психологии и различные области человеческой культуры – мифологию, художественное творчество, религию (как особую форму коллективного невроза) и т.д. Центральным понятием в психологической трактовке культуры является сублимация – результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. Культура здесь понимается как репрессия, осуществляемая обществом через систему табу (запретов).
Основные труды:
«Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Неудовлетворенность в культуре» (1930)
ХЕЙЗИНГА Иоханн (1872-1945) – голландский культуролог, один из создателей концепции игровой культуры. Игра, в концепции Хейзинги – это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homo ludens» - «Человек играющий» - он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры – игровой. По мнению Х., культура не происходит из игры как живой плод, который отделяется от материнского тела, - она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры. В своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры, как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Х. рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. По его мнению, игра старше культуры и сопровождает ее на всем протяжении истории, характеризует многие культурные формы. Х. не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра присутствует также во всех сферах материальной культуры и определяет содержание ее форм. Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в учености и в поэзии, в правовых отношениях, в формах политической деятельности. Но игровой инстинкт, по мысли Х., может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы. Вытеснение игры началось в XVIII в., когда обществом овладело трезвое, прозаическое понятие пользы, что и привело к утрате свободного духа культуры. Эта ситуация является наилучшим показателем кризиса европейской культуры, достигшего в ХХ веке своего полного выражения.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860)- русский религиозный философ, богослов, литературный критик, писатель и поэт. Наряду с И.В. Киреевским стоял у истоков славянофильства был ведущим идеологом этого направления. Основу культурологической концепции составляет критика европоцентризма. Он писал об упадке духовных начал западной жизни под влиянием протестантства, исказившего истинный дух христианства, развивший индивидуализм и эгоизм личности. Революции – наказание за «грехи» Запада. Светлое грядущее человечества А. связывал с торжеством славянства, возвращением к истинному христианству.
Центральное понятие в философском и богословском наследии X. - «соборность», выражающая принцип любого организма: сознания, личности, церкви, государства; соборность есть свободное объединение на основе любви, имеющее своим следствием «органическое единство» как залог истины. Истинный принцип соборности опирается на любовь к Богу и на любовь ко всем, кто любит Бога. Историософия X. признает естественную закономерность исторического бытия в сочетании с Провидением (Промыслом), последнее не исключает свободы и ответственности человека. История, по X., духовный процесс, движителем которого является вера, религиозность народного духа. Соборность общественной жизни является мерилом ее истинности и соответствия христианским началам. Тема «Россия - Запад (Европа)» пронизана у X. мессианскими мотивами, покоящимися на критике односторонности западноевропейской культуры. X. видит неполноценность западной культуры в ее опоре на религию несоборного типа. Россия должна стать впереди всемирного просвещения, - история дает ей право на это «за всесторонность и полноту ее начал». Идея мессианизма России у X. лишена национализма и нетерпимости и никогда не мешала ему видеть в Европе «страну святых чудес», - культуру, у которой можно многому поучиться.
Хомяков А.С. Полн. собр. соч., т.1-8. М. 1900-1904.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794— 1856) — русский мыслитель, публицист. В “Философических письмах” (написаны в 1829—31) высказал мысли об отлучённости России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. В первом «Философическом письме» Ч. утверждает, что идеалы Царства Божия на земле (по его мнению, основная цель социально-исторического развития) в основном достигнуты на Западе. Указывая на изолированное положение России, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу, Ч. писал, что Россия не имеет никаких традиций, живет как бы вне времени, и каждый русский должен сам связывать разорванную нить, соединяющую его с человечеством. Корень зла, по мнению Ч., в том, что Россия восприняла христианское просвещение не от западного католичества, создавшего «всю жизнь земную и общественную, семейство, отечество, поэзию и науку», а от Византии. Поэтому прогресс западного христианства прошел мимо России, а другие ветви христианства были бесплодны. Два других письма Чаадаева посвящены развитию мыслей о роли католичества как хранителя и продолжателя христианской культуры, и о централизующем влиянии папства.
Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.,1991.
ШВЕЙЦЕРАльберт (1875-1965) – немецкий философ и культуролог, критик европейской философии второй половины XIX века. Связывал возникновение и развитие культуры с творческой деятельностью человека и расширением и упрочением солидарности между людьми. Культура, по Ш., явление социальное, имеющее начало во времени и пространстве, изменяющееся и развивающееся, это прогресс материальный и духовный, как индивидов, так и всех возможных сообществ. Культура – это совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях, при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида, как прогрессу прогрессов. Ш. признает, что развитие культуры сложно, противоречиво и имманентно порождает периоды застоя и упадка, регресса духовности и гуманности. Причины упадка носят конкретно-исторический характер и неоднозначны для различных эпох в истории человечества. Среди общих причин упадка культуры в различные периоды истории, важнейшей Ш. считает утрату культурой этического содержания, ведь нравственное содержание является стержнем, несущей конструкцией культуры. Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер развития культуры, по Ш., является реальным противоречием, выступающим одной из движущих сил прогресса культуры. Ш. считал необходимым гармоничное развитие всех сфер культуры, при непременном главенстве нравственной ее стороны. Именно поэтому он называл свою культурологическую концепцию моралистической. Еще одна важная причина кризиса культуры являющаяся общей для различных эпох, которую выделял Ш., это утрата мировоззрения. По мнению немецкого мыслителя, если человек и общество лишаются опорных мировоззренческих представлений, наступает своеобразный культурный вакуум, в котором, как правило, возникают идеи и представления, чуждые культуре. Поэтому смена воззрений различных эпох должна происходить в рамках культуры в процессе естественного формирования новых идей и представлений, опирающихся на плодотворные традиции прошлого. Основной труд – «Благоговение перед жизнью».
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) – немецкий математик, историк, исследователь культуры. Разработал смысловые оппозиции «природа – культура», «механизм – организм», «пространство – время», «судьба – причинность», «ставшее – становящееся». Исходное понятие Ш. «жизнь» как полнота, многообразие переживаний, было взято из европейского романтизма. По мнению Ш. – жизнь – это творческий порыв в будущее. Жизнь лишь отчасти и символически выражает себя в культуре – в человеческих верованиях, образах, архитектурных сооружениях, социальных учреждениях. Жизнь – глубже и богаче культуры. Ш. интересуют вопросы дискретности культур, судьбы и своеобразия великих культур, причины их расцвета и гибели. Подобно Данилевскому, Ш. описывает развитие как историю отдельных культур (восемь основных культур). Его интересует первичное мироощущение каждой культуры (душа культуры), из которого он выводит все богатство ее конструктивных и символических форм. Каждая культура – это одно из возможных решений проблемы человека. Человек, по Ш., открытое, свободное, незавершенное существо, которое постоянно стоит перед выбором. В творчестве культуры человек одновременно и завоевывает мир и защищается от него. Культура – антитеза жизни, культура возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа. «Душа культуры» стремится выразить себя в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах. Культуру следует изучать по ее выразительным формам. Основной труд – «Закат Европы» (1914-1918).
ЯСПЕРС Карл (1883-1969) – представитель немецкого экзистенциализма. Согласно теории Я., природа, подчиняясь законам эволюции, не имеет истории, а человек историчен как духовное, а не природное существо. В этом смысле «природа человека – его искусственность». Историчность человека состоит в приращении его духовного содержания, историчность культуры – в непрерывном переходе от одной новации к другой. Абсолютная и относительная доистории – две фазы развития: на первой завершается духовное становление человека и только на второй – возникают древние культуры, вполне отвечающие понятию культуры. По мнению Я., только в мифологии произошло целостное осмысление существования человека. В бытии человека, по Я., можно выделить несколько уровней: -существование человека как тела; - уровень предметного сознания; - уровень целостности мышления, деятельности, чувства. Каждому уровню соответствует свой тип коммуникации: - коммуникация подчинена принципам полезности; - коммуникация, как единство «сознания вообще»; - коммуникация отдельного члена с организмом (он отличается от всех, но составляет с ними единство). Названные типы коммуникации складываются в «великих культурах древности», но не достигают самой глубинной основы личности – экзистенции, т.к. ее особенностью является невозможность объективации – свобода. Смысл экзистенции открывается человеку в «пограничной ситуации», когда человек осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Этого типа коммуникации не знал человек древних культур. Приблизительно 800-200 лет до н. э. в Китае, Индии, Европе наступил период коренного изменения в понимании человеком мира и себя самого, который Я. называет осевым временем. В этот период человек впервые осознает конечность собственной жизни, осознает трагизм своего бытия на грани природного мира и трансцендентного. Стремлением преодолеть это проникнуты три сферы новой культуры: искусство, философия, религия. В кантианской традиции Я. трактует роль искусства в культуре. Он считает, что мы видим вещи такими, какими нас учит их видеть искусство. Я. разделяет искусство на два основных вида: первый из них вызывает при восприятии эстетическое удовольствие, второй вид – возвышенное искусство – апеллирует при восприятии к «неясному моральному чувству», напоминающему человеку о его сверхприродном предназначении как субъекта свободы. Я. называет второй вид «метафизической шифрописью». Только возвышенное искусство способно раскрыть трагедию человеческого бытия. Осн. Сочинение «Смысл и постижение истории»