Диалог сенсуализма и рационализма в новоевропейской философии. Скептицизм Юма
Рационализм (Р) – учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не м.б. выведены из оборота и его обобщений; м.б. почерпаны только из ума, либо понятий, присущих уму с рождения. Представители Р. В 17в. Спиноза, Лейбниц, в 18в.-Кант, Фихте, Гегель. Ограниченность Р. – в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. Осознает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности.
Сенсуализм (С) – учение о гносеологии, признающее ощущение ед-м источником познания. Если ощущение рассматривать как отражение объктивной реальности, то последовательный С. Приводит к материализму (Гольбах, Фейербах). Но если в ощущениях рассматр-ся т. S-е, то С приводит к S-му идеализму (Юм, кант).
Скептицизм – филос концепция, подвергающая сомнению возможность познания объект-ой действительности. Скептицизм Юма ограницивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры.
Ед. предмет достоверного знания – объекты математики. Все суждения о существовании происходят из опытов. Отрицал объективный хар-р причинноси, признавая бесспорное существ-е S-ой причинности в виде ассоциаций идей и порождения идей (т.е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Источником практической уверенности служит не знание, а вера.
Рационалистич. учение Декарта о врожденных идеях.
Есть 3 вида идей:
1) Идеи, получаемые кажд. ч-ком в рез-те чув-ных контактов с вещами внеш. мира.
2) Идеи, образующиеся в уме ч-ка на основании идей первого вида;
3) Врожденные идеи, т.е. изначально присутствующие в чел. уме. Имеют 2 существенные х-ки:
а) Они независимы от чув-го опыта (априорны) и от внеш. предметов, воздей-щих на чув-ва.
б) Ясность, отчетливость и простота свидетельствуют о независимости этих идей от воли.
Признание врожденности идеи объясняется невозм-тью вывести всеобщее необходимое знание из чув-го опыта (Пр.: у всякой вещи есть причина).
Врожденные идеи дел-ся на: 1) Врожденные понятия (Бог, свободная воля).
2) Врожденные аксиомы – представляют собой связь м\у понятиями (логический з-н тождества, матем. аксиомы). С помощью интел. интуиции чел. осознает истинность врожденных понятий и связи м\у ними, т.к. они самоочевидны для ума
Сенсуализм Дж. Локка.
Тезисы:
1) Все знание происходит из чув-го опыта. Пр-п сенсуализма: нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении. Отрицается врожденный х-р понятий и аксиом, отрицается х-р идеи Бога; матем., логич. и метафизич. пр-пов.
Указать путь, каким мы проходим ко всякому знанию достаточно для док-ва, что идеи не явл-ся врожденными. 2) Понятие и стр-ра опыта. Жизн. опыт постеп. наносит на чистый лист души свои знаки. Виды опыта:
-Внешний – пораждаем воздей-ем на орг-ы чув-в чел-а вещей и обст-в внеш. мира.
-Внут. чув-во или рефлексия знания души о своих обстоят-вах, сост-ях и деят-ти.
Опыт склад-ся из идей. Идеи делятся на:
1) Простые идеи – неделимые эл-ты опыта (Пр.: ощущ-е зелен. цвета).
2) Сложные - комбинация простых.
При возникновении простых идей активную роль играют чувства, ум пассивен. Активность ума проявляется позже, при комбинировании простых идей в сложные.
39.Исторические типы мировоззрения: религия.Согласно Мартину Хайдеггеру, мировоззрение – явление, которое возникает в Европе в эпоху Нового Времени (ст. «Время картины мира»). Существует несколько оснований, по которым можно выделить типы мировоззрения: историческое (по времени возникновения):- миф, - религия,- философия; социокультурное ( по формам духовной и духовно-практической деятельности): мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское, юридическое – каждому из них соответствует своя картина мира; типы философствования (типы философского мировоззрения)
Религия– это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия – культ, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.
Особенности религии как формы мировоззрения: