Научное познание и ценности современной культуры

Наука в системе социальных ценностей.

Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки.

Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой.

Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентистские ценности в современной культуре. Сциентизм и гуманитарное познание. Феномен антисциентизма. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

Внутринаучные ценности: понятие этики науки. Нормы научного этоса и аксиологические основания культуры. Проблемы мотивации и признания в науке. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Современная этика науки и гуманизация научного познания.

Понятие девиантной науки. Феномен паранауки: сущность и условия формирования.

Современная культура и новые ценностные ориентиры современной науки.

Тема 6

Проблемы современной философской методологии.

Методология и методика научного исследования

Методологические проекции научного познания. Специфика философско-методологического анализа науки. Средства и методы исследования. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода.

Метод и методология. Современная многоуровневая концепция методологического знания.

Статус и функции общенаучной методологии познания. Частнонаучная методология. Методика и техника научного исследования.

Научное исследование в методологическом осмыслении. Методология и методика научного исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Альтернативы достижения цели и их оценка, статус гипотезы в научном исследовании.

Методологический инструментарий современной науки.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).

Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).

Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.

Информационные технологии в современном научном познании. Плюрализм методологических стратегий и новаций.

Тема 7.

Наука и образование. Статус ученого в современном мире и

гуманизация научного познания

Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа и стратегия научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.

Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Организационные формы науки и современные социальные технологии. Наука и власть: механизмы взаимодействия. Политический контекст развития науки, наука и идеология. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные.

Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры. Структура научного сообщества. Конкуренция в науке. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема «научной демократии». Формы научной коммуникации. Проблема диалога в научном сообществе. Конфликты в науке и пути их разрешения. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура научной дискуссии. Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке.

Понятие научной школы. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе.

Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.

Проблема социального статуса ученого. Понятия ученого и интеллектуала. Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. Понятие научной элиты. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии. Концепция экспертократии и ее неоконсервативная (Д.Майнихен) и радикальная (А.Гоулднер) версии. Социальная мобильность и трансформации статуса ученого в современном обществе.

Наука в культуре Беларуси. Основные тенденции развития науки и современной белорусской культуре.

Тема 8.

Наши рекомендации