Тема 14. Этическая философия
Семинар 14.1: Природа этических ценностей
И их роль в человеческой жизни
Цель занятия:
осмысление философских представлений об этических ценностях.
План
1. Этическая философия как рефлексивное осмысление моральных и нравственных ценностей.
2. Классические этические проблемы и их философские решения.
3. Философская специфика классических этических концепций.
4. Моральные ценности и проблемы современной цивилизации.
Темы докладов
Буддийская этика.
Христианская этика.
Насилие и ненасилие как моральные проблемы.
Проблема этического релятивизма.
Аскетизм как этическая концепция.
Духовный кризис современной цивилизации.
Проблема соотношения светской и религиозной этики.
Методические рекомендации
По первому вопросу.Сформулируйте понятие этической философии и укажите круг ее проблем. Какое место занимает этика в сфере философского и научного знания? Рассмотрите основные культурно-исторические этапы развития этической мысли. Обратите внимание на роль религиозного мировоззрения в формировании этических учений. Проанализируйте социальное значение моральных ценностей в истории русской философии. В чем состоит принципиальное различие морального и правового регулирования поведения человека?
По второму вопросу. Раскройте смысл понятий «нравственный опыт» и «моральные принципы». Как соотносятся духовность человека и его нравственное совершенствование? Охарактеризуйте классические этические проблемы и их альтернативные философские решения: моральный выбор и моральная ответственность, насилие и ненасилие, моральные идеалы и принципы, этический абсолютизм и релятивизм. Сформулируйте ответ на вопрос: существуют ли вечные моральные идеалы или они зависят от культурно-исторического развития общества?
По третьему вопросу. Охарактеризуйте философскую специфику классических этических концепций (гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, эгоизм, альтруизм). Приведите аргументацию их сторонников. Справедливо ли утверждение о том, что современное общество пронизано идеями гедонизма и эгоизма? Аргументируйте свой ответ. Возможна ли социальная стабильность и прогрессивное развитие общества, если в его основании будут находиться этические концепции эгоизма и гедонизма? Проанализируйте проблему смысла жизни в контексте этических ценностей.
По четвертому вопросу. Проведите философский анализ моральных ценностей современной цивилизации. Дайте общую характеристику духовного кризиса технократического общества потребления. Возможна ли правовая регуляция жизни человека и общества без моральных оснований? Установите причины кризиса правосознания, характерного для многих современных государств. Объясните, как соотносятся и взаимодействуют общественная мораль и правовая система. Проанализируйте специфику и соотношение религиозной и светской этики. Объясните значение принципа толерантного отношения к этическим ценностям различных религий.
Семинар 14.2: Спектр проблем прикладной этики
Цель занятия:
осмысление проблем прикладной этики, выявление культурных оснований формирования нравственных принципов сотрудников правоохранительных органов.
План
1. Понятие прикладной этики. Экологическая этика.
2. Политическая этика. Этика бизнеса.
3. Актуальные проблемы биоэтики.
4. Моральные основания правоохранительной деятельности.
Темы докладов
Моральные проблемы современной политики.
Эвтаназия как биоэтическая проблема.
Однополые браки: моральные и социальные последствия.
Аборт как биоэтическая проблема.
Правовые и моральные аспекты смертной казни.
Философия ненасилия М. Ганди и Л. Толстого.
Моральные и социальные пределы свободы личности.
Методические рекомендации
По первому вопросу.Сформулируйте понятие прикладной этики и опишите круг ее проблем. Приведите конкретные примеры значимости различных философских решений проблем прикладной этики для судеб человека, общества, государства. Проведите анализ проблем экологической этики в контексте углубляющегося экологического кризиса.
По второму вопросу. Охарактеризуйте место и роль моральных ценностей в политической и экономической сферах жизни общества. Обратите внимание на аргументы сторонников и противников морального измерения политики. Какие требования предъявляет демократическое общество к моральному облику современного политика? Проанализируйте значение этических принципов в западном и российском бизнесе. Возможно ли эффективное развитие экономики в условиях морального кризиса общества? Приведите исторические аргументы.
По третьему вопросу. Охарактеризуйте актуальные проблемы современной биоэтики (эвтаназия, клонирование и генная инженерия, аборты, смена пола, однополые браки). Оцените аргументы представителей альтернативных позиций в решении этих проблем. Почему при решении этих проблем необходимо учитывать интересы общества в целом, а не только интересы конкретной личности? Проанализируйте, к чему может привести либеральное отношение к эвтаназии, абортам, клонированию человека и смене пола. В каких случаях и при каких условиях допустимо применение эвтаназии? Готово ли современное общество (в моральном, правовом и социальном смыслах) к клонированию человека? Как отражается легализация однополых браков на демографических показателях развития общества и его моральном состоянии? Оцените отношение традиционных религиозных учений к таким проблемам биоэтики, как аборты, смена пола, однополые браки и суициды.
По четвертому вопросу. Охарактеризуйте моральные основания правоохранительной деятельности. Какими этическими ценностями должен руководствоваться в своей деятельности сотрудник полиции? Оцените проблему смертной казни преступника с позиций социальной безопасности общества и морали. Чем является смертная казнь по своей сути: наказанием или уничтожением социально опасного индивида? Обоснуйте социальное и моральное значение ограничения свободы преступника. Как такое ограничение соотносится с правами и свободами личности? Проанализируйте и обоснуйте допустимые пределы насилия в правоохранительной деятельности с точки зрения морали и действующего законодательства. В чем состоит значение и необходимость социального партнерства полиции и общества? Какую роль играет доверие общества к полиции в ее профессиональной деятельности?