Понимание цивилизации и культуры в трудах
В. Р. де Мирабо
Другим мыслителем Просвещения, внесшим определенный вклад в развитие теоретической культурологии, был маркиз Виктор Рикети де Мирабо (1715—1789). Следует сказать, что имя этого мыслителя весьма редко упоминают не только в культурологической, но и социально-философской литературе, между тем, он сформулировал целый ряд идей, не утративших своего значения и сегодня. В частности, ему принадлежит приоритет в введении в научный оборот слова «цивилизация». Им же этот термин был наполнен определенным содержанием, которое сохранялось вплоть до начала XIX века, когда получила распространение другая его трактовка.
Сведений о жизни и деятельности Мирабо практически не сохранилось. Известно только, что он был одним из наиболее крупных экономистов Франции на протяжении ряда лет. Сначала Мирабо разделял взгляды меркантилистов, считавших, что богатство возникает в сфере обращения, и ратовавших за свободную торговлю, не ограниченную никакими рамками. Позже Мирабо изменил свои воззрения и примкнул к физиократам, утверждавшим, что «чистый продукт» (по сути, прибавочная стоимость) создается в сфере сельскохозяйственного производства и зависит от эффективности использования земли. Мирабо написал множество трудов, но для культурологов особый интерес представляет его книга «Друг людей, или Трактат о народонаселении», вызвавшая бурю восторга после ее выхода в свет. Именно в этом произведении, сразу прославившем имя своего создателя, Мирабо впервые употребил слово «Civilisation». В вводном разделе он пишет: «Служители религии по праву занимают первые места в хорошо устроенном обществе. Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества, это главная пружина цивилизации (выделено мною. — А. Ш.)». Неоднократно данное слово встречается и на других страницах книги, где Мирабо рассуждает о преимуществах цивилизации, об отличиях стран просвещенных от тех, которые пребывают во мраке невежества. Публикация книги «Друг народа» состоялась в 1756 г., и есть основания утверждать, что именно с этого времени понятие «цивилизация» начинает самостоятельную жизнь, притом не только во французском, но и в других европейских языках.
Мирабо весьма широко использовал данный термин в своих более поздних работах, в том числе в книге «Теория налога», а также в незаконченном сочинении «Друг женщин, или Трактат о цивилизации». Именно в последней работе содержится изложение того, что, с точки зрения Мирабо, необходимо понимать под цивилизацией:
Я удивляюсь... насколько ложны наши взгляды в отношении того, что мы принимаем за цивилизацию, из-за ложных во всех пунктах поисков. Если бы я спросил у большинства, в чем, по их мнению, состоит цивилизация, то мне ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития. Все то являет лишь маску добродетели, а не ее лицо, и цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели11.
По мысли Мирабо, цивилизация возникает тогда, когда формируется социальная система, базирующаяся на гуманных основаниях, исключающая проявления жестокости и диких нравов. Переход социальной системы на стадию цивилизации Мирабо также связывает с высоким уровнем наук и искусств, развитием промышленности и сельского хозяйства, расцветом торговли и денежного обращения. Образцом страны, достигшей высшей ступени цивилизации, для Мирабо была Франции последней четверти XVIII в., по отношению к которой все остальные страны рассматривались им как находящиеся на более низкой стадии развития. В этом отношении он был антиподом Руссо, который блестяще показал всю противоречивость становления западноевропейской цивилизации и культуры.