Тема 7. классическая немецкая философия. философия к. маркса

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

План:

1. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.

2. Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества. Концепция субъекта и агностицизм. Основ­ные идеи «Критики чистого разума» и три кантовских вопроса о челове­ке: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу на­деяться?"

3. Кантовское учение о нравственности («Критика практического разума»), его оценка.

4. Учение о человеке, его активной деятельности и свободе (Кант, Фихте, Шеллинг).

1. Гегель: жизнь, сочинения, учение о сознании и самосознании («Феноменология духа»). Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

2. Основы гегелевской системы диалектики, учение о философии духа.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его особенности.

4. Философия тревоги и тотального скептицизма Шопенгауэр, Ницше). Ницше как философствующий эссеист.

5. Идеи немецкой классики в русской философии и культуре (Станкевич, Ча­адаев, Грановский, Герцен, Фет, Тютчев).

6. Марксистская концепция человека, ее значение для формирования коммунистического общественного идеала. Проблема отчуждения.

7. Концепция социально-исторической практики – ключ к научному пониманию проблемы человека и истории.

8. Понятие общественного бытия, общественного сознания и идеологии.

9. Разработка концепции материалистической диалектики как учения о закономерностях развития материального мира мышления.

10. Современное состояние марксистского учения о человеке и обществе.

Литература:

1. Альтюсер Л. Просто ли быть марксистом в философии? // Философские науки. 1990. № 7.

2. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1972.

3. Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. Раздел "Русская филосо­фия и социология".

4. Асмус В.Ф. Имануил Кант. М., 1973.

5. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

6. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

7. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?// Работы разных лет. В 2-х Т., Т 1, - М., 1972. С. 387-394.

8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения: В 14-и т., М.-Л., 1929-1959, Т.4.

9. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // там же Т. 3, с. 6-43, 218 –250.

10. Гулыга А. Гегель (серия ЖЗЛ). М., 1970.

11. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1986.

12. Гулыга А.. Кант (серия ЖЗЛ). М. ,1977.

13. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1995.

14. История философии: Запад - Россия - Восток ( книга вторая: Философия 15-19 вв.). - М., 1998

15. Калле В.Н., Ковальзон Л.Я. Теория и история. М., 1991.

16. Кант И. Критика практического разума. Т. 4. С. 313 – 327.

17. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: в 6-и Т. М., 1964. Т. 3.

18. Кант И. Пролегомены // Сочинения: В 6-и т., М., 1963-1966, Т. 4.

19. Кармышев Г.П. Логика Гегеля. Алма-Ата., 1972.

20. Кузнецов В. Г. Философия. Учебник. — М., 1990.

21. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века. - М., 1989.

22. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч. Т. 23.

23. Ленин В.И. К вопросу о диалектике // Философские тетради. Полн. Собр. Соч. Т.29.

24. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. 5 // Полн. Собр. Соч. Т.18, Гл. 5.

25. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1968.

26. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1992.

27. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

28. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.13.

29. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд.: Т. 3.

30. Матрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991. Раздел IV.

31. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. -М., 1974.

32. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т.3. Новое время.- СПб.,1996.

33. Умер ли марксизм? // Свободное слово. М., 1996, с.100-115.

34. Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. Т. 21.

35. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе филосо­фии. Ос­нов­ные положения философии будущего // Избр. филос. про­из­в.: В 2-х т., М., 1955, Т.1.

36. Философия Гегеля и современность. М., 1973.

37. Философия Канта и современность, М., 1974.

38. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. Т. 21.

Творческое задание:

Вопросы для обсуждения и самопроверки.

1. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия — духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи.

2. Иммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». «Категорический императив».

3. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция.

4. Философия Ф. Шеллинга.

5. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.

6. Г. Гегель. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX веках.

7. Философия Л. Фейербаха. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми.

8. Философия К. Маркса. Идеология марксизма. Формирование философских позиций Маркса. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Концепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс.

9. Философская антропология Маркса. Человек — активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека.

10. Критика марксизма в работах П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А. Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер.

Контрольные вопросы:

1. В чем выразилось богатство и разнообразие идей и концепций, которые были характерны для всего периода немецкой классической философии?

2. Как выражено в категорическом императиве Канта индивидуальное и об­щечеловеческое?

3. Выделите характерные особенности учения о человеке у Канта, Фихте и Шеллинга.

4. На чем основывается Фейербах, утверждая, что человек выступает главным образом как часть природы?

5. Как можно понять высказывание Ницше: "Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет". (см. Ницше. Соч. в 2-х т. Т. 1. с. 761).

6. В чем принципиальное отличие марксистского мировоззрения от предшествующих философских воззрений?

7. Что представляет собой «историческая деятельность» (К.Маркс) людей и каковы особенности законов общественного развития.

8. Почему В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» уделяет основное внимание таким понятиям как «объективная реальность», «материя», «объективность законов»?

9. В.И. Ленин считал, что диалектика есть «душа марксизма», «суть марксизма». Какие есть основания для таких утверждений?

Темы докладов, сообщений.

1. Философия как критическая совесть духовной культуры (Эпоха, постигнутая в мышлении» Гегель).

2. Немецкий романтизм и преодоление «просветительского романтизма».

3. Кант и критический поворот западной мысли.

4. Человек как феноменальное существо в учении Канта («звездное небо надо мной и моральный закон во мне»).

5. Актуальность учения о человечности человека.

6. Диалектические воззрения Гегеля и их значение.

7. Современное осмысление философии духа Гегеля.

8. Проблема свободы и необходимости в немецкой классической философии.

9. Антропологизм Фейербаха, его особенности.

10. Учение Ницше о «сверхчеловеке» и его последователи в России.

11. Отчужденный труд и общество отчужденного человека: проблема преодоления.

12. Сущность человека как совокупность общественных отношений.

13. Проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания.

14. Марксистская концепция общественно-экономической формации.

15. Диалектика как учение о развитии.

16. Понимание марксизмом исторической необходимости и сознательности людей.

Основные понятия

Теоретический разум, практический разум, трансцендентный, трансцендентальный и «вещь в себе», агностицизм, абсолютная идея, диалектика, отчуждение, общественно-экономическая формация.

Темы рефератов

· Этическое учение Э. Канта.

· Философия Гегеля. Система и метод.

· Гуманизм Л. Фейербаха.

· Основные проблемы философии марксизма.

· Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.

· Взлет и трагедия марксизма.

· Гегель о социокультурном процессе и счастье человека.

· Противоречие системы и метода в философии Гегеля.

· Диалектика мира и человека в немецкой классической философии

· Человек как предметное существо, мир как объективная социокультурная реальность в марксистской философии.

· Иоганн Готлиб Фихте. Наукоучение и его основные положения, учение о «Я» как ис­ход­ном пункте мышления, диалектика «Я» и «не-Я», концепция сво­­боды, социально-политические идеи.

· Фридрих Вильгельм Шеллинг. Основные этапы философского развития (философия природы, трансцеден­таль­ный идеализм, философия тож­дес­тва, философия свободы, фи­ло­софия откровения).

· Марксистская философия как составная часть марксизма. Диалектический материализм: онтология и гносеология. Учение Маркса об экономическом отчуждении и прибавочной стоимости. Роль труда в формировании общества Исторический материализм. Марксизм в наше время. Россия и Маркс.

Наши рекомендации