Каковы основные идеи джайнизма?
Джайнизм (от санскр. jaina – «победитель») – еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием.
Основатель джайнизма – кшатрий Вардхамана Махавира (VI век до н. э.). Между буддизмом и джайнизмом много общего: оба они хотели победить страдание, оба не признавали авторитет вед, оба считали, что нет вечной и абсолютной вселенной и вечной души, оба признавали факт наличия людских страданий. Но в отличие от Сиддхартхи Гаутамы Вардхамана Махавира считал, что избавление от страданий, победа над ними должна достигаться не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдения принципа ахимсы, т.е. непричинения вреда всему живому.
Главными принципами джайнизма являются: непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на жизнь всех существ; второй – право каждого человека на самостоятельное суждение; третий – взаимозависимость всех форм жизни.
Подобно другим восточным философам, джайны избегают праздных рассуждений и всей своей жизнью доказывают стремление к освобождению от страдания.
Философская концепция джайнизма строится на нескольких ключевых понятиях.
1) Анекантавада (неприятие абсолютных истин). Отрицая возможность познания абсолютной истины, джайны утверждают, что суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Исходя из этой посылки любое знание является условным. Так, рассматривая концепцию Эго, можно прийти к следующим выводам: «Я» – это постоянная категория; «Я» – это непостоянная категория; «Я» может быть как постоянной, так и непостоянной категорией; сущность материи может быть невыразимой. Джайнизм утверждает принципиальную недостижимость абсолютного знания.
2) Атомизм и анимизм. Джайнизм основывается на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида атомов: воздух, огонь, воду и землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Но мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива. Согласно джайнизма, все сущее имеет душу. При этом духовным началом наделялись не только люди, животные и растения, но и камни, земля и ветер. Любое событие и явление следует считать одухотворенными в тот период времени, когда они происходят. Поэтому джайнская философия признает взаимодействие материальной и духовной субстанций.
3) Атеизм и вечно меняющаяся Вселенная. Джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных истин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобождением признается достижение душой конечной реальности (состояние конечного постижения называется кавала). Мир безначален, но находится в непрекращающемся процессе эволюции. Процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма. По отношению к природе вещей, с одной стороны, в джайнизме провозглашается их неизменность, а, с другой, – текучесть и непостоянство. За тот или иной период объект претерпевает множество изменений своего состояния, которые происходят каждое мгновение, и одновременно прекращает существование в одном режиме бытия и проявляется в другом. Однако в течение всего процесса перемен он остается неизменно реальным.
Таким образом, мы получаем еще одно подтверждение условности джайнского подхода к постижению истины. Вещи одновременно существуют или не существуют – все зависит от позиции, занимаемой сторонним наблюдателем.