От чего зависит степень свободы любого человеческого поступка?

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ЭТИКЕ

1. Что является основным показателем нравственности:

а) любые отношения между людьми б) отношение к человеку не как к вещи, а как к ценности.

2. Кто впервые ввел термин «этика» в научный обиход:

а) Платон б) Сократ в) Аристотель г) Кант.

3. Назовите выдающегося немецкого философа XIX века, который первым осуществил теоретический анализ нравственности, ввел понятие «категорический императив»:

а) И.Кант б) Т.Гоббс в) Ф.Гегель г) Ф. Ницше.

4. Какое этическое понятие можно определить как «морально высшее»:

а) идеал б) достоинство в) счастье г) любовь.

5. Определите соотношение этики и философии:

а) этика – это область философского знания б) этика является самостоятельной дисциплиной, исторически выделившейся из философии в) этика и философия - тождественные понятия г) этика не относится к философии.

6. Как назывался первый специальный труд по этике:

а) «Большая этика» Аристотеля б) «Никомахова этика» Аристотеля в) «Законы» Платона

г) «Эвдемова этика» Аристотеля.

7. Что первоначально обозначал, введенный Аристотелем, термин «этический»:

а) природные аффекты (свойства тела) б) дианоэтические добродетели (свойства ума)

в) этические добродетели (свойства характера человека)

8. Можно ли утверждать, что мораль составляет ядро культуры:

а) да б) нет.

9. Кто из мыслителей Нового времени завещал на своем надгробии сделать такую надпись: «Звездное небо надо мной, моральный закон во мне»:

а) Э. Кант б) Ф.Ницше в) Л.Фейербах г) А. Шопенгауэр.

10. Глубинные человеческие переживания, которые возникают в результате осознания человеком своего несоответствия идеалу и невыполнения морального долга:

а) стыд б) совесть в) долг г) грех.

11. Как называется сборник буддийских текстов, записанныхв I веке до н.э., составляющих так называемый «буддийский канон»:

а) «Типитака», б) «Ригведа» в) «И - цзин» («Книга перемен)

12. Назовите имя основателя одного из главных направлений индийской религии Сиддхартхи Гаутамы:

а) Гуру б) Архат в) Будда г) Лао-цзы.

13. Где возникло религиозно – философское учение «буддизм»:

а) в Китае б) в Японии в) в Индии г) Древней Руси.

14. Назовите духовного учителя китайской нации (551 – 478 гг. до н. э.), предложившего программу добродетельной жизни:

а) Лао – цзы б) Ван Чун в) Конфуций г) Будда.

15. Какие ценности были базовыми в конфуцианской этике:

а) почтение сына к отцу б) забота отца о сыне в) почтение сына к матери г) почтение матери к сыну.

16. Как называется священная книга мусульман, их духовный и поведенческий канон: а) «Сунна» б) «Коран» в) «Веды» г) «Типитака».

17. Какая перемена в человеке является наиважнейшей согласно буддийскому учению: а) перемена веры б) перемена физического состояния в) перемена в сознании г)перемена в жизни.

18. Как в буддизме называется понятие, выражающее представление о зависимости человеческой жизни от совершенных ранее поступков:

а) карма б) сансара в) нирвана г) ахимса

19. Кому принадлежит высказывание: «Тому, кто не признал науки добра, всякая иная наука приносит только вред»:

а) Монтеню б) Аристотелю в) Сократу г) Канту.

20. Какое из приведенных ниже суждений определяет суть этического рационализма Сократа:а) знание есть основа добродетели; б) знание не оказывает влияния на добродетель; в) гармонии между знаниями и добродетелью не существует.

21. Кто из моралистов прошлого считал, что счастье – это отсутствие страданий:

а) Эпикур б) Сократ в) Диоген г) Аристотель.

22. Кто считал, что «лучше достойно умереть, чем недостойно жить»:

а) стоики б) киники в) софисты г) эпикурейцы.

23. Кто из античных мыслителей пользовался девизом: «Познай самого себя»:

а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Диоген.

24. Какое направление в этике рассматривало цель жизни в отсутствии страданий, в здоровье тела, в безмятежности духа (атараксия). Его сторонники полагали, что познание природы освобождает от страха смерти и религии вообще:

а) эпикуреизм б) стоицизм в) ригоризм г) софизм.

25. Куда в первую очередь обращены ветхозаветные нравственные нормы:

а) к внешним делам человека б) к внутренней моральной мотивации человека в) к безусловному подчинению воле Бога

26. Определите, к какому из религиозных этических учений относится следующее высказывание: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»:

а) Ветхозаветная мораль (заповеди Моисея) б) мораль Нового завета (Нагорная проповедь) в) исламская мораль г) буддийская мораль.

27. На каких позициях находился Ансельм Кентерберийский, высказавший следующую мысль: «Не ищу уразуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы уразуметь»:а) на позициях приоритета разума по отношению к вере; б) на позициях отрицания веры; в) на позициях приоритета веры по отношению к разуму.

28. Как субъективно воспринимается понятие «совесть»:а) хотя внутренний, но чужой голос б) как внутренний, свой голос в) как внешний чужой голос

29. Кто из греческих философов основал школу киников, вел аскетический образ жизни и проповедовал отказ от каких – либо потребностей:

а) Антисфен б) Сократ в) Аристотель г) Диоген.

30. Каким термином можно обозначить человека, который смысл жизни видит в наслаждениях, удовольствиях:

а) киник б) идеалист в) гедонист г) ригорист.

31. Можно ли утверждать, что мораль определяет в индивиде меру человечности:

а) да б) нет.

32. Кому из софистов принадлежит следующее высказывание: «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют»: а) Протагору б) Сократу в) Аристотелю г) Канту.

33. Кто из древнегреческих философов, описывая душу человека, сравнил ее с колесницей, которой управляет возничий (разум), в которую впряжены две лошади (воля и чувство):а) Аристотель б) Сократ в) Платон г) Эпикур.

34. Какому выдающемуся древнегреческому философу (427 – 347гг. до н. э.) принадлежит высказывание: «В человеке все зависит от души, а в самой душе – от разума, если только душа хочет быть благою»:

а) Аристотелю б) Платону в) Сократу г) Эпикуру.

35. Когда возникла христианская мораль:а) в недрах первобытного общества б) в недрах античного общества в) в недрах средневекового общества

36. Как называется этическая категория, состоящая в осознании соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека и результатов, последствий его поступков: а) ответственность б) достоинство в) долг г) совесть.

37. Как называется этическая категория, в которой дается критическая оценка человеком своих поступков, мышления а) стыд б) совесть в) долг г) честь.

38. Что обозначает в этике понятие «долг»:

а) признание собственной ценности б) необходимость предпочтения общественной ценности вопреки личным потребностям в) признание ценности, достоинства человека
г) независимость человека от внешних воздействий.

39. Кто из мыслителей Нового времени полагал, что этика – это наука не о том, как стать счастливым, а о том, как стать достойным счастья:

а) И.Кант б) В.Ф.Гегель в) А.Фейербах г) А.Швейцер.

40. Как называют характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы:

а) экзотика б) экзогамия в) талион г) табу.

41. Найдите правильное определение понятия «семья»:

а) основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и морально ответственностью;

б) коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя;

в) наиболее древняя историческая общность людей.

42. Как сегодня решается вопрос о смертной казни в России:

а) смертная казнь разрешена б) смертная казнь запрещена в) объявлен мораторий на смертную казнь: смертные приговоры не выносятся и не приводятся в исполнение.

43. Кем впервые был введен термин «эвтаназия»:

а) Декартом б) Ф.Бэконом в) Ж.Ж.Руссо г) Д. Дидро.

От чего зависит степень свободы любого человеческого поступка?

а) от способности превращать моральные требования в личные убеждения;

б) от способности управлять внешними обстоятельствами;

в) от способности управлять другими людьми.

Наши рекомендации