Дополнительные тестовые задания по философии для самоподготовки и самоконтроля
Пояснительная записка
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Философия» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Самостоятельное освоение философии предполагает понимание ее места и роли в современной системе знаний человеке о мире и обществе, знание структуры и понятийного аппарата философии, умение использовать полученные знания в своей будущей профессии. Итоговый контроль знаний студента производится в форме контрольной работы и экзамена. Экзамен проходит в форме теста. В качестве контрольно-измерительных материалов по дисциплине «философия» предложены варианты заданий контрольной работы и примерные тестовые задания к экзамену. Для самоподготовки представлен список источников учебной литературы.
Контрольная работа
Контрольная работа по философии предполагает подготовку письменных ответов на два теоретических вопроса и письменное выполнение одного практического задания. Подготовка контрольной работы обязательно должна сопровождаться изучением учебных пособий по философии.
Требования к оформлению контрольной работы:
1. Титульный лист должен быть оформлен согласно образцу
2. Ответ по каждому заданию не должен превышать объема 2 страниц печатного текста и должен снабжаться ссылками на использованную литературу. Один теоретический вопрос дается по разделу «Общая философия», второй – «социальная философия». Общий объем контрольной работы 6-7стр.
3. Обязательным является наличие в контрольной работе плана, по теоретическому вопросу - введения, заключения (выводы), списка использованной литературы со всеми исходными данными
4. Контрольная работа сдается на кафедру в печатном виде (каб. 205)
5. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно первой букве фамилии:
Буква фамилии | Вариант | характер задания: т-теоретический п -практический | Задания |
А, Б | I. | т | Мировоззрение и его формы. Философия – теоретическая основа мировоззрения. Предмет, структура, функции философии. |
т | Глобальные проблемы современности. | ||
п | Построить схему «древнегреческая философия атомизма», указав основные ее достижения и недостатки, сравнив философские взгляды атомистов Демокрита и Эпикура | ||
В, Г | II. | т | Основной вопрос философии (вопрос об отношении сознании я и материи), его уровни и стороны. Идеализм, материализм, их формы. Принцип партийности философии. |
т | Современные теории общественного развития: постиндустриализм, теории информационного общества | ||
п | Построить схему «Философия Платона и Аристотеля. Связь и различие». | ||
Д, Е, Ё | III. | т | Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. |
т | Общественное сознание: понятие, структура, формы | ||
п | Построить таблицу философских понятий:: бытие, реальность, действительность, онтологическая картина мира, онтология, онтологические принципы, меризм, холизм, диалектика. Параметры таблицы: понятие, определение, иллюстрирующий пример или пояснение, источник (литература), откуда взята информация. | ||
Ж, З, И | IV. | т | Особенности античной философии: основные достижения, направленность и характер развития античной философии. |
т | Понятие социальной структуры: классовая теория и теория социальной стратификации | ||
п | Построить в форме таблицы описание разных моделей мира на основе изучения материалов раздела «Сущность и основные формы бытия» учебника по философии (Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.). При составлении таблицы необходимо учесть такие параметры, как основные представители, основные характеристики, пространственно-временные характеристики, структура бытия, достижения, ограниченность данной концепции / модели мира: 1. мифопоэтическая модель мира; 2. вещественно-субстратная модель мира; 3. субстанциальная модель мира. | ||
К | V. | т | Условия формирования и главные особенности средневековой философии. |
т | Формационный подход к объяснению общества: понятие и структура общественно-экономической формации, понятие базиса и надстройки | ||
п | Написать эссе «Парадокс развития (возникновения нового)», в котором дать оценку попыток его решения в истории философии, указать причины неспособности донаучных форм философии его решить, описать подход научной философии к его решению. Объем эссе не более одной страницы. Жанр эссе должен быть соблюден | ||
Л | VI. | т | Условия формирования и главные особенности философии эпохи Возрождения. |
т | Цивилизационный подход: к объяснению общества: понятие цивилизации, основные теории и их представители, типы цивилизаций | ||
п | Построить схему сравнения социальной философии и известных Вам (не менее пяти) социальных наук. | ||
М | VII. | т | Условия формирования и главные особенности философии Нового времени. |
т | НТР: сущность, принципы и направления в современном обществе. | ||
п | Постройте таблицу ключевых различий в понимании человека и общества философов Средневековья Аврелия Августина и Фомы Аквинского | ||
Н, О, | VIII. | т | Условия формирования и главные особенности немецкой классической философии (И.Кант, Гегель, Л.Фейербах). |
т | Проблема смысла человеческого существования. | ||
п | Построить таблицу сравнительного анализа особенностей понимания человека и общества в античной, средневековой социальной философии и философии Эпохи Возрождения. | ||
П | IX. | т | Предпосылки формирования научной философии. Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина. |
т | Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке. | ||
п | Построить таблицу характеристик «Исторические общности людей (род, племя, народность, нация)» | ||
Р, С | X. | т | Условия формирования , главные особенности и представители современной философии. |
т | Постановка и решение проблемы сущности человека в социальной философии. | ||
п | Построить таблицу сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов к объяснению исторического процесса. | ||
Т, У, Ф | XI. | т | Философия о материи: донаучные (до 19 века) философские концепции материи, научная концепция материи, классификация форм материи и движения (развития), |
т | Философские подходы к пониманию ценностей | ||
п | Найти и откопировать одну статью из любого номера любого философского журнала за 2009 г. (например, «Вопросы философии», «Философские науки»), прочитать и написать отзыв на данную статьюе, в котором отразить свое понимание содержания данной статьи | ||
Х, Ц, Ч | XII. | т | Философия о сознании: донаучные и научная концепции сознания, понятия «Идеальное», «Субъективное», «Отражение» |
т | Философия общества: основные положения и идеи | ||
п | Сделать таблицу определений понятий: мировоззрение, философия, основной вопрос философии, смысл существования, монизм, дуализм, материализм, идеализм, объективный и субъективный идеализм, партийность философии, диалектика, метафизика, мудрость, сущность, закон. Параметры таблицы: понятие, определение, иллюстрирующий пример или пояснение, источник (литература), откуда взята информация. | ||
Ш, Щ, | XIII. | т | Сущность и формы познания |
т | Философские подходы к пониманию истории | ||
п | построить схему соотношения общей и социальной философии | ||
Э, Ю, Я | XIV. | т | Философская диалектика: определение, принципы, законы, категории |
т | Предмет, структура, функции социальной философии. Понятия общественного бытия и общественного сознания | ||
п | Построить таблицу «Уровни логического познания» |
ЭКЗАМЕН
1. Тематический план дисциплины «Философия»
(что должен знать студент)
раздел | тема |
«Что есть философия» | Предмет, структура, функции философии |
Специфика философии | |
Философская, религиозная, мифологическая картины мира | |
«История философии» | Философия древнего мира (античная Греция, римская философия, восточная философия) |
Философия Средних веков | |
Философия Ренессанса | |
Философия Нового времени | |
Современная философия | |
Русская философия | |
«Онтология» (философия бытия) | Основные типы и формы бытия |
Материя, ее формы и атрибуты | |
Сознание | |
Сознание и бытие | |
Движение и пространство | |
«Теория развития» | Диалектика (принципы, законы, категории) |
Понятие развития в истории философии | |
«Теория познания» | Концепции познания |
Ступени, уровни и формы познания | |
Методы познания | |
Истина | |
Практика | |
«Социальная философия» | Основные этапы развития социальной философии |
Предмет, структура, функции социальной философии. Общество и его сферы | |
Человек в обществе | |
Материальное производство | |
Социально-экономическая структура общества | |
Политическая организация общества | |
Духовная жизнь общества | |
Исторический процесс и будущее человечества |
Демонстрационный вариант теста к экзамену
(возможен выбор только одного правильного варианта)
1. Какова концепция Дж. Бруно? | |||
А | теизм | В | дуализм |
Б | пантеизм | Г | материализм |
2. По утверждению Э.Кассирера, культура имеет ________________природу | |||
А | символическую | В | биологическую |
Б | техническую | Г | религиозную |
3. Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения…. | |||
А | фрейдистов | В | герменевтиков |
Б | неотомистов | Г | позитивистов |
4. Выберите высказывание, соответствующее современному научному пониманию материи. Материя – это…. | |||
А | тела, обладающие массой и протяженностью | В | электроны, протоны, атомы, т.е. все то, из чего состоит природа |
Б | окружающая реальность | Г | объективная реальность, данная нам в ощущениях |
5. Сознание с точки зрения современной научной философии – это…. | |||
А | чувства и переживания человека | В | активный творческий характер сознания |
Б | свойство высокоорганизованной материи (человека), проявляющееся в идеальном отражении действительности | Г | форма индивидуального бытия мировой информации |
6. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется… | |||
А | восприятие | В | эмоции |
Б | ощущение | Г | представление |
7. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является…. | |||
А | обратимость | В | протяженность |
Б | трехмерность | Г | необратимость |
8. Применив материалистическую философию к объяснению общества, К. Маркс и Ф.Энгельс явились создателями __________________ материализма | |||
А | вульгарного | В | естественнонаучного |
Б | метафизического | Г | исторического |
9. К законам материалистической диалектики НЕ относится закон ….. | |||
А | единства и борьбы противоположностей | В | отрицания отрицания |
Б | перехода количества в качества, качества в количество | Г | тождества материи и сознания |
10. Мысленное объединение частей в единое целое есть …. | |||
А | синтез | В | анализ |
Б | отождествление | Г | корреляция |
11. Под обществом в философии понимают … | |||
А | совокупность биологических существ, организованных с целью выживания | В | коллективное бессознательное |
Б | единую личность, чья воля на основании соглашения многих людей должна стать волей их всех | Г | продукт взаимодействия людей |
12. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники _____________________ детерминизма | |||
А | технологического | В | демографического |
Б | биологического | Г | географического |
13. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть … | |||
А | гипотеза | В | обобщение |
Б | факт | Г | теория |
14. Онтология – это ….. | |||
А | учение о бытии | В | учение о законах мышления |
Б | учение о Боге | Г | учение о морали |
15. Вопросы философии политики в эпоху Возрождения разрабатывались …. | |||
А | Николо Макиавелли | В | Джордано Бруно |
Б | Галилео Галилеем | Г | Николаем Коперником |
Дополнительные тестовые задания по философии для самоподготовки и самоконтроля
1. Определите время возникновения философии:
А) середина III тысячелетия до н.э. Б) VII-VI в.в. до н.э. В) XVII-ХVIII в.в. Г)V-XV в.в.
- Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
А) философия Б) онтология В) гносеология Г) этика
3. Основным принципом античной философии был:
А) космоцентризм Б) теоцентризм В) антропоцентризм Г) сциентизм
- Мировоззрение – это:
А) совокупность знаний, которыми обладает человек
Б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
В) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
Г) система адекватных предпочтений зрелой личности
- В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
А) Пифагору Б) Сократу В) Платону Г) Аристотелю
- Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:А) Бога Б) человека В) природы Г) космоса
- Представитель средневековой философии:
А) Фома Аквинский Б) Диоген Лаэртский В) Гераклит Эфесский Г) Парменид Элейский
8. Представитель философии эпохи Возрождения:
А) Т.Гоббс Б) Дж.Бруно В) Анаксимандр Г) Аристотель
9. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
А) Р. Декарт Б) Фома Аквинский В) Вольтер Г) Ф. Бэкон
- Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого
А) Субстанция Б) Сознание В) Интенция Г) Атрибут
- «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» естьА) Материя Б) Явление В) Мера Г) Качество
- Глобальные проблемы – это
А) Проблемы, решение которых еще не найдено наукой
Б) Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества
В) Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам
Г) Экологические проблемы
- Рефлексия – это:
А) отражение предметов
Б) размышление личности о самой себе
В) комплекс рефлекторных реакций
Г) медитативная практика
- Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
А) Сократ Б) Аристотель В) Пифагор Г) Цицерон
15. Онтология – это:
А) учение о всеобщей обусловленности явлений
Б) учение о сущности и природе науки
В) учение о бытии, о его фундаментальных принципах
Г) учение о правильных формах мышления
16. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
А) Фалес Б) Гераклит В) Платон Г) Демокрит
17. Впервые выразил идею атомистического строения материи:
А) Гераклит Б) Демокрит В) Платон Г) Диоген Синопский
- Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для
А) Фомы Аквинского Б) Демокрита В) Гуго Сен-Викторского Г) Тертуллиана
- Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
А) космоцентризм Б) антропоцентризм В) провиденциализм Г) скептицизм
- Представитель философии Французского Просвещения
А) Ж.-Ж. Руссо Б) Б. Спиноза В) Г. Лейбниц Г) Т. Кампанелла