Глава 3. шри гуру в исккон 4 страница

Борясь с неавторитетной системой ачарьев-преемников, Ра­виндра Сварупа прабху высказывался резко против идеи, что у Шрилы Прабхупады может быть преемник. Конечно, это не должен быть неавторитетный самозванец, но также не нужно исключать возможности появления истинного ачарьи. В от­вет на это, Хридаянанда Свами справедливо заметил: «Ин­ститут ачарьи не исключает авторитета центрального Джи-Би-Си». И дальше: «Шрила Прабхупада никогда не указывал, что мы должны хранить высокий титул ачарьи лишь для него. Он говорил, что нужно присвоить ему титул ачарьи-ос­нователя, чтобы отделить его от других ачарьев, которые бу­дут действовать в ИСККОН».

42. Говорят, что нам не нужен и никогда не был нужен ачарья. У нас есть Шрила Прабхупада.

Я ни коим образом не хочу занижать положение Шрилы Прабхупады, особенно перед лицом его дикша-учеников. Шрила Прабхупада всегда присутствует в своих наставле­ниях (вани), для тех, кто им строго следует. Его наставления относительно гуру ясны: примите живого, истинного гуру. И он подробно объяснил, что имел в виду под этим. «Он живет вечно, и его последователи живут вместе с ним». Теперь на­стало время более подробно изучить его наставления. И вновь начать следовать им так, как они есть. Если вы не сле­дуете его наставлениям, вы не сможете ощутить его вечное присутствие.

43. Кто и как мог распознать ачарью?

Прежде всего, нам следовало изменить мировоззрение. Нам нужно было осознать, что духовный учитель необходим, и всегда в сердце хранить желание общения с такой возвышен­ной душой, а не стараться подавлять его, завидовать ему, бо­яться его, злословить о нем. Нам следовало молиться. И тогда Кришна в подходящее время открыл бы, кем является эта душа. Шрила Прабхупада упоминает об идее Шрилы Бхакти­сиддханты, что Джи-Би-Си выберет ачарью. Я не уверен, имел ли он в виду обычное голосование, поскольку Шрила Прабхупада сказал, что такое голосование не имеет силы в духовной реальности. В то же время в интервью, которое я цитировал выше, он упоминает слово «выбирать» или «на­значать». Возможно, он имел в виду, что нужно смиренно просить его милостиво принять тяжелую ношу руководства нашей прославленной Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаей. Уттама-вайшнав не считает себя победителем или самым достойным, но наоборот – считает себя слугой всех.

44. Почему вы так уверены, что был кто-то достойный стать ачарьей?

Равиндра Сварупа прабху: «Неужели Прабхупада не смог подготовить одного такого подходящего ученика?» («ИСК­КОН Джоурнал, №1, 1990 г.). Вирабаху прабху пишет в своей книге: «То есть, мы говорим, что Прабхупада был успешен во всем, кроме подготовки хотя бы одного ученика, достойного представлять парампару?».

45. Почему вы так много говорили о шикша-гуру?

Что касается учеников Шрилы Прабхупады – им нужна по­мощь, чтобы распознать милость, когда она придет. Эта по­мощь приходит в облике шикша-гуру. В тот момент, когда человек решает: «У меня есть гуру, и мне больше никто не нужен», - его развитие останавливается и наступает застой. Это живой процесс, и милость всегда доступна тем, кто пла­чет о духовном продвижении навстречу лотосным стопам Гуру-Кришны. «Наш долг – общаться с садху, который воз­вышеннее нас» (Шрила Бхактисиддханта Тхакур). «Не пре­давшись живому Бхагавате, невозможно понять «Шримад Бхагаватам» (Лекция Шрилы Прабхупады от 20 июня 1972 г.). «Нужно брать уроки у живого Бхагаваты» (Лекция Шрилы Прабхупады от 20 ноября 1975 г.). «Развиваясь под руково­дством Бхагават, преданный становится все более сосредо­точен на трансцендентном любовном служении Господу» («Ш.-Б.», 1.2.18, комм.).

В книгах Прабхупады очень много наставлений, как опре­делить, что касается именно нас, нашего уровня?

«Ученик должен вопрошать учителя. Он должен быть очень пытливым (джиднасух), иначе как он будет духовно расти? Если он молчит, что гуру может сделать с ним?» (Лекция Шрилы Прабхупады от 23 сентября 1969 г.).

«Вы совершаете служение. Как узнать, правильно вы слу­жите или нет? Это вы узнаете от гуру» (Лекция Шрилы Прабхупады, 1969 г.).

«Бхагавата-севая означает не просто чтение «Гиты» и «Бхагаватам». Нужно изучать их от вайшнава Бхагаваты. Это необходимо. Идите к живому Бхагавате, осознавшей себя душе. Просто общайтесь с живым Бхагаватой и слу­шайте от него ту же книгу, получайте то же знание» (Лек­ция Шрилы Прабхупады от 25 февраля 1975 г.).

«Нужно не только читать «Шримад Бхагаватам», но и слу­жить живому Бхагавате» («Учение Господа Капилы», глава 9).

«Таков секрет. Не достигнув самоосознания, не превратив саму свою жизнь в Бхагавату (сванубхавана), невозможно проповедовать Бхагавату. Это бесполезно. И граммофон тут не поможет»[6]. Поэтому, если хотите читать «Шримад Бхагава­там», обратитесь к тому, чья жизнь – воплощение «Бхагаватам». Иначе не может быть и речи об осознании «Бхагаватам» (Из лекции Шрилы Прабхупады).

«Чтобы изучить закон, нужна помощь юриста. Подобным образом, чтобы изучать шастры, нужно принять руководство гуру. Он подобен юристу. Если не воспользуетесь его помо­щью, будете продолжать страдать» (Лекция Шрилы Праб­хупады, 1966 г.).

Что касается учеников нынешних гуру – мы сделали слиш­ком большой акцент на вопросе посвящения. Гуру нужно рассматривать в соответствии с их духовным уровнем. Мы всегда считали, что дикша-гуру должен быть главным учите­лем в жизни ученика. В этом и кроется ошибка. Но для осво­бождения больше всего важны чистые и могущественные на­ставления (шикша). Как говорится в «Нектаре наставлений» (в конце комментария к пятому стиху), некоторые гуру не могут привести ученика к освобождению.

Тот, кто находится под влиянием анартх, не может гаран­тировать даже собственного освобождения. Неужели вы ве­рите, что, вопреки недостатку духовного опыта и отсутствию необходимых качеств, такой гуру сможет мистическим обра­зом привести своих учеников к освобождению? «Ради дос­тижения знания нужно обратиться к правильному человеку – таттва-дарши, то есть, к тому, кто в самом деле видел или осознал Абсолютную Истину. Пока вы не найдете такого че­ловека, у вас очень мало шансов на духовный рост» (Лек­ция Шрилы Прабхупады от 17 августа 1966 г.).

Другой момент – это то, что шикша-гуру помогает еще глубже понять учение дикша-гуру. Не думайте, что шикша-гуру учит чему-то, что отличается от наставлений дикша-гуру, другому пути. Прабхупада писал: того, кто учит чему-то, отличному от учения истинного гуру, нельзя считать духовным учителем. Это наставление Шрилы Прабхупады можно применить и к санге Шрилы Нараяны Махараджа.

46. Разве Прабхупада не говорил, что ученик и гуру нико­гда не разлучаются? Зачем тогда говорить о шикша-гуру?

«Ученик не разлучается с гурудо тех пор, пока следует его наставлениям» (Беседа со Шрилой Прабхупадой от 21 июля 1975 г.). Это первое. Во-вторых, шикша-гуру не вступает в противоре­чие с дикша-гуру. Принятие прибежища и наставлений от шикша-гуру поможет ученикам еще больше оценить прекрас­ные качества Шрилы Прабхупады и Шрилы Нараяны Маха­раджа, а так же их вклад в развитие сознания Кришны.

47. Говорят, что у старших преданных было много обще­ния со Шрилой Прабхупадой.

Да, но подумайте над следующим: «Пока ученик не достиг просветления, благодаря знанию, полученному от духовного учителя, он не может видеть вещи такими, как они есть, даже несмотря на то, что постоянно находится с гуру» («Ч.-ч.», Мад­хья, 18.99, комм.). Физически Прабхупада не так уж много общался со своим Гуру. Его пример и пример Шрилы Гоур Говинды Махараджа доказывают, что физическое общение с гуру – это еще не все.

48. Но, кажется, его старшие ученики обладают такой верой в него!

Это так. Однако об одном из своих духовных братьев Шрила Прабхупада написал: «Он так хорошо служил в то время, когда Гуру Махарадж был с нами, но после его ухода он стал любителем вечеринок. Это с каждым может слу­читься». Конечно, главные ученики Прабхупады служили ему верой и правдой, но некоторые очень хотели занять вы­сокое положение. Возможно, поэтому он дал им этот статус – чтобы вдохновить их. Он каждого вовлекал в служение, и в то же время, его личное присутствие и огромная духовная сила обеспечивали командный дух.

49. Но они казались очень искренними.

Казались. Но они не были единственными искренними пре­данными. К тому же искренность – это еще не все. Разве не говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад? Кто-то может искренне ошибаться и, вследствие этого, пойти по ложному пути. Кроме того, возвышенное положение, в ко­торое некоторые поставили себя, окружено ловушками, ме­шающими объективно смотреть на вещи. Никакая искрен­ность не убережет того, кто занял положение, находящееся далеко за пределами его истинных способностей. В этом слу­чае его искренность – это просто сантименты, принятие же­лаемого за действительное.

50. Говорят, что руководители общества – это продви­нутые преданные, получившие милость Шрилы Прабху­пады.

Милость приходит, благодаря нашим вложениям. Тот, кто говорит, что получил ее, – обманывает сам себя. Все наши ачарьи плакали, что не могут развить истинную преданность и получить милость. Также милость может прийти различ­ными путями: «Те, кто ребячливо считают себя маха-бхага­ватами и вызывающе ведут себя с гуру-вайшнавом, не могут, из-за своего поведения, получить его милость. Одураченные ложным эго, такие преданные-самозванцы постепенно дохо­дят до состояния, когда чистым преданным среднего уровня остается лишь игнорировать их. Такие самозванцы лишаются милости, которая проявляется лишь тогда, когда преданный доволен. Чистые преданные выказывают безразличие тем, кто ложно считает себя вишуддха-бхактами, или чистыми преданными. Это безразличие – превосходный пример их милости» (Шрила Бхактисиддханта, цитируется в «Ш.-Б.», 11.2).

Глава 6. Вопросы и ответы(51–100)

51. Но, казалось бы, те ведущие преданные совершают столько служения!

И все же не забывайте, что говорят ачарьи: «Как правило, каништха-адхикари стремится применить свои мирские таланты в служении Гос­поду, ошибочно принимая их за знак возвышенной предан­ности». Не смотрите на внешнее. Некоторые из тех, кто ушел, обладали особой силой (шакти), чтобы рас­ширять движение, но они не были истинными гуру. Это были лишь материальные навыки. К тому же, успех проповеди, ос­нованной на неправильных представлениях, недолог. Шрила Прабхупада называл своих духовных братьев каништхами, хотя они практиковали по 40-50 лет. Другой момент – даже тот, кто предположительно возвысился до уровня мадхьяма, позже может вновь опуститься из-за апарадх, особенно гуру- и вайшнава-апарадх.

52. Упоминается ли в шастрах, что гуру может пасть?

Повторимся, плохих гуру не бывает. «Гуру» низшего уровня могут пасть, но они являются гуру только по назва­нию. До сих пор в нашей традиции не было настолько безот­ветственного человека, который занял бы положение гуру, будучи недостойным его. Может это и случалось, но на­столько редко, что ачарьи не особенно касались этого во­проса. Эта тема не очень популярна. Кроме того, падение не всегда проявляется на грубом телесном плане. Иногда это оз­начает лишь то, что преданный застревает на платформе мишра-бхакти и лишается доступа к чистой бхакти. Рама­чандра Пури считался падшим, несмотря на то, что физиче­ски не совершал ненадлежащих действий. Кришнадас Кави­радж Госвами также упоминал, что его брат «пал», проявив неуважение к Господу Нитьянанде Прабху.

53. Как насчет повторного посвящения?

Ученикам недостойных гуру нужно не повторное посвяще­ние, а просто посвящение. Ведь они никогда не получали подлинного посвящения. Считайте, что все случившееся было сном. Дикша, посвящение – это не церемония. Как мы уже говорили, на самом деле это передача дивья-гьяны и ос­вобождение от материальных уз. Вот что такое дикша. Тот, кто неспособен на это, недостоин звания дикша-гуру. Нужно видеть людей такими, какие они есть, а не такими, как они сами себя представляют или как их «видят» ученики.

Своим падением «гуру» показывает, что никогда не был гуру. Он не был на платформе самоосознания. Он просто провозглашал ложные идеи: что способен спасти своих уче­ников от рождений и смертей; что он старший и возвышен­ный; что у него глубокие реализации; что его шикша обла­дает такой же мощью, как и шикша уттама-адхикари; и, что ученики должны полагаться в деле своего спасения на него и никого более. Итак, все его высказывания или мантры бес­плодны и лишены силы. Шрила Джива Госвами упоминает, что, если гуру – падший и не является вайшнавом ( он - авайш­нав), следует отвергнуть его и получить мантру от достой­ного гуру-вайшнава.

Кто-то может возразить, что дикша-гуру может быть только один, но Шрила Джива Госвами объясняет, что, когда отвер­гаешь предыдущего гуру и принимаешь нового, сам факт от­речения указывает на то, что новый гуру становится для вас единственным. («Бхакти-сандарбха», 207). Суть так называе­мого «повторного посвящения» в том, что нужно развить от­ношения с истинным садху и принять его руководство. Уза­конено ли это какой-либо церемонией, зависит лишь от заин­тересованных сторон. Главное в процессе дикши – не внеш­ние ритуалы, а глубинная суть. Нужно быть уверенным, что избранный гуру – не очередной шарлатан. Шрила Прабху­пада советовал: «Новичок не должен обращаться с вопросами о Господе к тому, кто не постиг суть науки сознания Кришны.Такая личность должна быть свободна от вожделе­ния или материальной деятельности» («Ш.-Б.», 10.1.4, комм.). Достой­ный гуру также описывается в «Бхагаватам» (Песнь 11): «Только святые личности могут своими словами отрубить излишние привя­занности ума».

54. Есть ли какая-то польза от служения под руково­дством гуру, который не слишком возвышен?

Разумеется, есть. Но также есть некоторая разница: это мо­жет быть либо сукрити, либо что-то большее – зависит от вашего сердца. Согласно потребности сердца, разные люди обращаются к гуру различных категорий и в соответствии с этим получают различные преимущества.

55. Но разве Кришна не принимает служение Своим пре­данным?

Тут есть разные точки зрения. Прежде всего, Кришна не обязан что-то от кого-то принимать. Кришна – это бхава-грахи, тот, кто ценит внутреннее чувство, а так же бхактиви­нода, тот, кто вкушает эмоции преданности. Он не нуждается ни в чьем служении. Бхактивинода Тхакур говорит даже, что Кришна в образе Нанда-кумара не принимает молитвы тех, кто не украшен шестью составляющими (ангами) шарана­гати. Иными словами, то, что мы считаем практикой бхакти, может, на самом деле, являться лишь накоплением сукрити, которое способствует развитию бхакти. Все зависит от сте­пени нашего предания. Шрипад Мадхвачарья говорит, что без шаранагати все девять видов практики бхакти подобны шелухе. Во-вторых, если мы хотим гарантий, что Кришна бу­дет доволен нашим служением, нужно убедиться, что мы пе­редаем это служение через хорошего посредника. Иначе это будет бесполезно – словно класть письма в необслуживаемый почтовый ящик[7].

Говорится: «Без покровительства чистого преданного, не­возможно достичь платформы преданного служения. Такой человек не может даже освободиться от уз материальной природы, не говоря уж об обретении кришна-бхакти»(«Ч.-ч.», Мадхья, 22.51).

56) «Засчитывается» ли служение тому «гуру», который впоследствии пал?

Гуру не падает. Учитель-самозванец может. Служение, ко­торое вы ему оказывали, относится к бхакти-унмукхи сук­рити. Оно приведет к бхакти. В этом преимущество. Но, чтобы получить полную пользу, необходимо служить истин­ному гуру.

57) Вы говорите, давать посвящения можно, лишь начи­ная со зрелой ништхи, а это редкость, потому что это означает отсутствие анартх..?

Освобождение от склонности к четырем видам греха про­исходит на уровне анартха-нивритти. Ништха же означает полную свободу от всей материальной скверны. На ништха-бхакту не влияют раджа- и тама-гуны, и это видно по от­сутствию у него присущих этим гунам качеств. На уровне зрелой ништхи преданный, в целом, свободен – по крайней мере, от низших качеств материальной природы. Духовное посвящение – это очень серьезно. Духовный учитель должен иметь силу передать Кришну. Ему нужно обладать Кришной, в противном случае, в чем ценность его дикши?Невозможно дать то, чем не обладаешь.

58) Вы говорили об уттама-адхикари, который спуска­ется на уровень мадхьяма..?

Он - таттва-дарши. Он видел истину, Кришну. Мадхь­яма-адхикари слышал об истине, но пока еще не видел ее. Он может в чем-то ошибаться. Он пока еще не уттама-бхакта, хотя, безусловно, оказывает существенную помощь и руко­водство.

59) Говорят, что ученик сам должен оценивать гуру.

Разумеется. Он же свою жизнь ему отдает, а не чужую. Но обязанность его старших, желающих ему блага – обучать его. Есть ли у вас право позволить младшим преданным принять абсолютное прибежище и предаться тому, чей духовный уро­вень вызывает сомнения? Если вы видите, что кто-то нахо­дится в опасности, разве вы не должны помочь?

60) Говорится, что никто не должен судить.

Это означает, что не нужно осуждать. Но шастры советуют оценивать предполагаемого гуру, согласно описанным при­знакам. Для этого и существуют эти признаки, для этого они и описаны в шастрах: «Бхагавад-гите», «Чайтанья-чаритам­рите», «Нектаре наставлений», третьей Песни «Шримад Бха­гаватам» (бхакти в различных гунах), одиннадцатой Песни «Шримад Бхагаватам» (признаки уттама-вайшнава). Запре­щая себе и другим судить или высказывать свое мнение о ком-либо, вы, тем самым, приглашаете в свое движение об­манщиков. Мы не можем с точностью определить уровень преданных, но наш разум позволяет проводить какие-то раз­личия. И критерием для оценки может быть не только внеш­няя деятельность. Если у нас есть эталон, мы можем мерить по нему, как по измерительной линейке.

61) Но даже Шрилу Прабхупаду многие духовные братья не признавали.

Не потому, что они были его духовными братьями, а по­тому, что некоторые из них были новичками (каништхами) и не обладали должным видением. Некоторым застилала глаза зависть.

62) Но во времена Шрилы Бхактисиддханты или Шрилы Прабхупады тоже было много достойных гуру, не так ли?

Я отвечу с иронией: «О, в те времена гуру было немного. Им не хватало милости. Но теперь мы настолько возвы­шенны, у нас больше гуру, чем наша сампрадая произвела за века. У нас их так много, что мы можем даже позволить себе потерять нескольких!»

63) Если мы кого-то критикуем или говорим о чьих-то упущениях – является ли это вайшнава-апарадхой?

Очень сложно совершить вайшнава-апарадху. Для этого сначала нужно найти истинного вайшнава. Даже если кто-то пришел в ярость, когда вы указали на его анартху, это еще не делает из вас апарадхи (оскорбителя). Вайшнава-апарадха означает – проявлять неуважение, завистливо оскорблять или клеветать на садху, а не просто называть вещи своими име­нами. Вот что такое садху-нинда, первая из нама-апарадх. Старайтесь не оскорблять, но не становитесь помешанными на вайшнава-апарадхах, запирая собственный ум в клетку. Вайшнавский этикет – это не инструмент подавления истины.

64) Кто из ачарьев говорил о бесполезных учениках?

Прабхупада говорил, что, когда некоторые ученики не сле­дуют указаниям гуру и искажают их, пропуская через призму материалистических идей, это считается отклонением. «Уче­ники, отклонившиеся от прямого следования указаниям гуру, бесполезны». «Всякий, кто не слушается приказов гуру, тот­час становится безнадежным». «Обе группы были беспо­лезны(асара), т.к., ослушавшись приказа духовного учителя, потеряли свои полномочия» («Ч.-ч.», Ади, 12.8 и 12.10, комм.).

Бхактивинода Тхакур и Прабхупада также говорили об уче­никах Кали(кали-чела), или псевдо-учениках. Махапрабху запер Кали на засов и сокрушил собаку Кали-юги, поэтому, чтобы выжить, Кали пришлось притвориться вайшнавом. Он вступил в движение санкиртаны. В итоге мы видим столько апа-сампрадай: все прикидываются вайшнавами, но на самом деле являются кали-чела. Прабхупада сказал, что не только в ИСККОН, но и в Гаудия Матхе есть множество кали-чела. Политические интриги, попытки контролировать других, борьба за положение, выставление себя тем, кем не явля­ешься в действительности, – все это указывает на то, что мы разрешили Кали войти в наше движение. Прабхупада гово­рил об этом без обиняков.

65) Может ли гуру отречься от ученика?

Гуру– это океан милости. В «Хари-бхакти-виласе» гово­рится: «крипа-синдху са сампурнах». Мы поем «шри гуру ка­руна синдху». Однажды Прабхупада сказал, что он был снис­ходителен к ученикам на 80%. Но в некоторых случаях гуруможет от­речься от ученика. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тха­кур говорит: «Хороший наставник не принимает в ученики того, кто не готов по собственной воле покориться ему. Он обязан отречься от ученика, который не обладает искренним желанием полностью следовать его наставлениям. Приняв в ученики того, кто отказывается полностью подчиняться его руководству, гуру обречен потерять свое духовное положе­ние». Он был очень строг, настолько, что Прабхупада одна­жды сказал, что его гуру никогда бы не принял в ученики ни одного из нас, западных преданных. Некоторые представ­ляют себя учениками какого-то конкретного гуру, который, на самом деле, никогда не принимал их в ученики, либо от­вергнул их из-за оскорблений.

Гуру может отвергнуть ученика на время, как было в случае с Дживой Госвами, которого Рупа Госвами отверг за легкое неуважение, проявленное к Валлабха-ачарье. Говорится, что это была его обязанность как гуру. Однако вскоре он вновь принял его. Джива Госвами также находится вне критики, поскольку выполнил обязанность ученика и защитил честь своего гуру. Санатана Госвами сыграл немаловажную роль в том, что Рупа Госвами вновь принял Дживу Госвами.

Подобное произошло с Чхота Харидасом. Когда Махап­рабху отверг его, все вайшнавы поддержали его и защитили перед Господом. Кала Кришна дас, слуга Махапрабху, пал в Южной Индии из-за женщины Бхаттахари. Махапрабху ска­зал, что больше не хочет иметь с ним дела, но преданные дали ему прибежище и служение. Только завистливые не-вайшнавы веселятся, когда кого-то отвергают.

66) Если гуру находится на низшей платформе предан­ного служения, может ли он посадить семя бхакти? Или, ввиду своей незрелости, он на это неспособен?

Это семя не будет обладать той же силой, что и семя, поса­женное уттама-адхикари. Каништха-адхикари может дать только слабую веру, комала-шрадху. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж пишет: «Обычный гуру может дать уче­нику ту же мантру, но какая сила будет в звуке? Какое каче­ство понимания и какая божественная сила будет в этом звуке? Это крайне важно... В мантре важны мысли или чув­ства, которые передаются через звук... Нужно следовать духу. Начиная от Джахнави Деви, жены Господа Нитья­нанды, и вплоть до Випины Госвами, от которого принял по­священие Бхактивинода Тхакур, было множество неизвест­ных женщин-гуру. Через них мантра дошла до Випины Гос­вами, а от него – до Бхактивиноды Тхакура. Мы принимаем Бхактивиноду Тхакура, а значит, должны включить в нашу цепь ученической преемственности и всех этих женщин, не так ли? Каково было их осознание?»

67) Но Прабхупада или Гурудев могут действовать через своего ученика, не так ли?

Это называется «скрытая риттвик-вада». Более того, мо­жет ли быть истинным гуру тот, кто не следует своему гуру? Он должен направить своих учеников к более возвышенному вайшнаву, чтобы у них появился шанс обрести все, что необ­ходимо для духовного роста.

68) Как преданный понимает, что достиг освобожде­ния?

В «Бхагавад-гите» Арджуна дважды задает этот вопрос: в стихе 2.54, на который Кришна отвечает стихами 2.55-59, 61, 65, 68, 70, а также в стихе 14.21, и ответ звучит в стихах 14.22-26.

69) Когда преданный понимает, что может принимать учеников?

Желая стать гуру, преданный способствует своему паде­нию. Вайшнав всегда считает, что Махапрабху дал приказ не ему, а его гуру. Это правильное отношение. Когда человек думает, что он гуру, тогда, на самом деле, он хочет лишь на­слаждаться. Чтобы освободиться от нездорового стремления к грубым и тонким наслаждениям, преданному нужно осоз­нать, что подлинным гуру («тяжелым») является его собст­венный духовный учитель. Чтобы стать гуру, нужно полу­чить указание от высших авторитетов – гуру и Кришны. А чтобы подтвердить это указание, как уже говорилось ранее, необходим шикша-гуру.

70) Все ли шастры подтверждают, что гуру должен со­ответствовать высшему стандарту?

Шастры поют славу гуру (эбе джаша гушук три-бхувана («Гуру-вандана», 4)). Но сегодня в ИСККОН распространено мнение, будто Праб­хупада создал новый тип гуру, которому достаточно обладать элементарными духовными качествами, и велел верить ему, как высочайшему святому. Но где доказательства? Неужели, вырвав из контекста несколько крайне субъективных и неод­нозначных цитат, мы изменим всю сиддханту?

71) Когда мы предлагаем изображению гуру молитвы или подношения, как гуру их принимает?

Гуру близко связан со Сверхдушой. Несомненно, истинный гуру – это внешнее проявление Сверхдуши. Принимая уче­ников, гуру распространяется во множество гуру, так же как Кришна распространяется в бесчисленное количество чай­тья-гуру. Поэтому он всегда в курсе происходящего и при­нимает молитвы. Он – проводник, поэтому молитвы, долж­ным образом предложенные, идут через него к Кришне. Чтобы получить такие способности, он должен быть уполно­моченным представителем, истинным духовным учителем. Гуру – это не дешевка.

72) Как нужно поклоняться гуру?

Согласно уровню такого гуру. Если он действительно достоин, то­гда нет предела. Если он таковым не является, но ему покло­няются, как сад-гуру, – это оскорбление. Прабхупада пишет: «Это никому не понравится. Такой гуру, в конце концов, де­градирует».

73) Могут ли женщины быть гуру?

Почему нет? Мы – не тело. Если они превзошли телесные представления, они могут быть гуру. В нашей линии есть этому примеры. Но если они ушли от телесных представле­ний о себе не далее, чем большинство мужчин, тогда лучше им не становиться гуру.

74) Когда гуру прославляет возвышенные качества ду­ховного учителя, разве он говорит не о себе самом?

Эту же претензию вы могли бы предъявить Прабхупаде или любому великому ачарье. Однако настоящий гуру никогда не говорит о себе. Он никогда не считает себя гуру. Он не счи­тает учеников своими. Он видит в них воплощение своего гуру. Он чувствует себя их слугой. Его служение – обучать их. Он смотрит на них, как на множество господ. Разумеется, многие будут так говорить, но это очень высокое видение, видение маха-бхагаваты. И еще кое-что: поскольку чистого вайшнава вдохновляет Сам Господь, очень опасно из зависти искать недостатки в его речи или манерах. Не так-то легко понять слова и деяния великих вайшнавов. Конечно, с другой стороны, если гуру недостоин, он может говорить, прослав­ляя самого себя. В Кали-югу количество лицемеров неистово растет. Разрастаются джунгли неверных путей (капатха-пантха), основанных на ложной логике. Вот почему мы должны быть очень хорошо осведомлены и молиться Кришне, чтобы Он направлял нас и послал Своего истинного представителя. При этом каждый должен представлять гуру-таттву согласно философии вайшнавов – независимо от того, является он гуру или нет.

75) Зачем настаивать? К чему так подчёркивать выс­ший стандарт?

Потому что предполагается, что гуру – это самый достой­ный преданный. Таков стандарт. Если гуру ему не соответст­вует, нужно представить его таким, какой он есть, а именно – гуру второго сорта. На ученике лежит огромная ответствен­ность следовать наставлениям своего гуру, как они есть, но принимать учеников – это тоже очень серьезно. На гуру ле­жит огромная ответственность перед учениками. Гуру на са сйат («Ш.-Б.», 5.5.18). Если гуру не может освободить тех, кто от него зависит, почему он занял это положение? Гуру должен быть способен передать своим ученикам бхакти-шакти, силу преданного служения, которая вдохновит душу и займет ее в кришна-севе.

76) Я немного сбит с толку. К какому гуру нужно идти?

Просто придерживайтесь рекомендаций, которые шастры дают ищущему истину:

Наши рекомендации