Глава 3. шри гуру в исккон 4 страница
Борясь с неавторитетной системой ачарьев-преемников, Равиндра Сварупа прабху высказывался резко против идеи, что у Шрилы Прабхупады может быть преемник. Конечно, это не должен быть неавторитетный самозванец, но также не нужно исключать возможности появления истинного ачарьи. В ответ на это, Хридаянанда Свами справедливо заметил: «Институт ачарьи не исключает авторитета центрального Джи-Би-Си». И дальше: «Шрила Прабхупада никогда не указывал, что мы должны хранить высокий титул ачарьи лишь для него. Он говорил, что нужно присвоить ему титул ачарьи-основателя, чтобы отделить его от других ачарьев, которые будут действовать в ИСККОН».
42. Говорят, что нам не нужен и никогда не был нужен ачарья. У нас есть Шрила Прабхупада.
Я ни коим образом не хочу занижать положение Шрилы Прабхупады, особенно перед лицом его дикша-учеников. Шрила Прабхупада всегда присутствует в своих наставлениях (вани), для тех, кто им строго следует. Его наставления относительно гуру ясны: примите живого, истинного гуру. И он подробно объяснил, что имел в виду под этим. «Он живет вечно, и его последователи живут вместе с ним». Теперь настало время более подробно изучить его наставления. И вновь начать следовать им так, как они есть. Если вы не следуете его наставлениям, вы не сможете ощутить его вечное присутствие.
43. Кто и как мог распознать ачарью?
Прежде всего, нам следовало изменить мировоззрение. Нам нужно было осознать, что духовный учитель необходим, и всегда в сердце хранить желание общения с такой возвышенной душой, а не стараться подавлять его, завидовать ему, бояться его, злословить о нем. Нам следовало молиться. И тогда Кришна в подходящее время открыл бы, кем является эта душа. Шрила Прабхупада упоминает об идее Шрилы Бхактисиддханты, что Джи-Би-Си выберет ачарью. Я не уверен, имел ли он в виду обычное голосование, поскольку Шрила Прабхупада сказал, что такое голосование не имеет силы в духовной реальности. В то же время в интервью, которое я цитировал выше, он упоминает слово «выбирать» или «назначать». Возможно, он имел в виду, что нужно смиренно просить его милостиво принять тяжелую ношу руководства нашей прославленной Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаей. Уттама-вайшнав не считает себя победителем или самым достойным, но наоборот – считает себя слугой всех.
44. Почему вы так уверены, что был кто-то достойный стать ачарьей?
Равиндра Сварупа прабху: «Неужели Прабхупада не смог подготовить одного такого подходящего ученика?» («ИСККОН Джоурнал, №1, 1990 г.). Вирабаху прабху пишет в своей книге: «То есть, мы говорим, что Прабхупада был успешен во всем, кроме подготовки хотя бы одного ученика, достойного представлять парампару?».
45. Почему вы так много говорили о шикша-гуру?
Что касается учеников Шрилы Прабхупады – им нужна помощь, чтобы распознать милость, когда она придет. Эта помощь приходит в облике шикша-гуру. В тот момент, когда человек решает: «У меня есть гуру, и мне больше никто не нужен», - его развитие останавливается и наступает застой. Это живой процесс, и милость всегда доступна тем, кто плачет о духовном продвижении навстречу лотосным стопам Гуру-Кришны. «Наш долг – общаться с садху, который возвышеннее нас» (Шрила Бхактисиддханта Тхакур). «Не предавшись живому Бхагавате, невозможно понять «Шримад Бхагаватам» (Лекция Шрилы Прабхупады от 20 июня 1972 г.). «Нужно брать уроки у живого Бхагаваты» (Лекция Шрилы Прабхупады от 20 ноября 1975 г.). «Развиваясь под руководством Бхагават, преданный становится все более сосредоточен на трансцендентном любовном служении Господу» («Ш.-Б.», 1.2.18, комм.).
В книгах Прабхупады очень много наставлений, как определить, что касается именно нас, нашего уровня?
«Ученик должен вопрошать учителя. Он должен быть очень пытливым (джиднасух), иначе как он будет духовно расти? Если он молчит, что гуру может сделать с ним?» (Лекция Шрилы Прабхупады от 23 сентября 1969 г.).
«Вы совершаете служение. Как узнать, правильно вы служите или нет? Это вы узнаете от гуру» (Лекция Шрилы Прабхупады, 1969 г.).
«Бхагавата-севая означает не просто чтение «Гиты» и «Бхагаватам». Нужно изучать их от вайшнава Бхагаваты. Это необходимо. Идите к живому Бхагавате, осознавшей себя душе. Просто общайтесь с живым Бхагаватой и слушайте от него ту же книгу, получайте то же знание» (Лекция Шрилы Прабхупады от 25 февраля 1975 г.).
«Нужно не только читать «Шримад Бхагаватам», но и служить живому Бхагавате» («Учение Господа Капилы», глава 9).
«Таков секрет. Не достигнув самоосознания, не превратив саму свою жизнь в Бхагавату (сванубхавана), невозможно проповедовать Бхагавату. Это бесполезно. И граммофон тут не поможет»[6]. Поэтому, если хотите читать «Шримад Бхагаватам», обратитесь к тому, чья жизнь – воплощение «Бхагаватам». Иначе не может быть и речи об осознании «Бхагаватам» (Из лекции Шрилы Прабхупады).
«Чтобы изучить закон, нужна помощь юриста. Подобным образом, чтобы изучать шастры, нужно принять руководство гуру. Он подобен юристу. Если не воспользуетесь его помощью, будете продолжать страдать» (Лекция Шрилы Прабхупады, 1966 г.).
Что касается учеников нынешних гуру – мы сделали слишком большой акцент на вопросе посвящения. Гуру нужно рассматривать в соответствии с их духовным уровнем. Мы всегда считали, что дикша-гуру должен быть главным учителем в жизни ученика. В этом и кроется ошибка. Но для освобождения больше всего важны чистые и могущественные наставления (шикша). Как говорится в «Нектаре наставлений» (в конце комментария к пятому стиху), некоторые гуру не могут привести ученика к освобождению.
Тот, кто находится под влиянием анартх, не может гарантировать даже собственного освобождения. Неужели вы верите, что, вопреки недостатку духовного опыта и отсутствию необходимых качеств, такой гуру сможет мистическим образом привести своих учеников к освобождению? «Ради достижения знания нужно обратиться к правильному человеку – таттва-дарши, то есть, к тому, кто в самом деле видел или осознал Абсолютную Истину. Пока вы не найдете такого человека, у вас очень мало шансов на духовный рост» (Лекция Шрилы Прабхупады от 17 августа 1966 г.).
Другой момент – это то, что шикша-гуру помогает еще глубже понять учение дикша-гуру. Не думайте, что шикша-гуру учит чему-то, что отличается от наставлений дикша-гуру, другому пути. Прабхупада писал: того, кто учит чему-то, отличному от учения истинного гуру, нельзя считать духовным учителем. Это наставление Шрилы Прабхупады можно применить и к санге Шрилы Нараяны Махараджа.
46. Разве Прабхупада не говорил, что ученик и гуру никогда не разлучаются? Зачем тогда говорить о шикша-гуру?
«Ученик не разлучается с гурудо тех пор, пока следует его наставлениям» (Беседа со Шрилой Прабхупадой от 21 июля 1975 г.). Это первое. Во-вторых, шикша-гуру не вступает в противоречие с дикша-гуру. Принятие прибежища и наставлений от шикша-гуру поможет ученикам еще больше оценить прекрасные качества Шрилы Прабхупады и Шрилы Нараяны Махараджа, а так же их вклад в развитие сознания Кришны.
47. Говорят, что у старших преданных было много общения со Шрилой Прабхупадой.
Да, но подумайте над следующим: «Пока ученик не достиг просветления, благодаря знанию, полученному от духовного учителя, он не может видеть вещи такими, как они есть, даже несмотря на то, что постоянно находится с гуру» («Ч.-ч.», Мадхья, 18.99, комм.). Физически Прабхупада не так уж много общался со своим Гуру. Его пример и пример Шрилы Гоур Говинды Махараджа доказывают, что физическое общение с гуру – это еще не все.
48. Но, кажется, его старшие ученики обладают такой верой в него!
Это так. Однако об одном из своих духовных братьев Шрила Прабхупада написал: «Он так хорошо служил в то время, когда Гуру Махарадж был с нами, но после его ухода он стал любителем вечеринок. Это с каждым может случиться». Конечно, главные ученики Прабхупады служили ему верой и правдой, но некоторые очень хотели занять высокое положение. Возможно, поэтому он дал им этот статус – чтобы вдохновить их. Он каждого вовлекал в служение, и в то же время, его личное присутствие и огромная духовная сила обеспечивали командный дух.
49. Но они казались очень искренними.
Казались. Но они не были единственными искренними преданными. К тому же искренность – это еще не все. Разве не говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад? Кто-то может искренне ошибаться и, вследствие этого, пойти по ложному пути. Кроме того, возвышенное положение, в которое некоторые поставили себя, окружено ловушками, мешающими объективно смотреть на вещи. Никакая искренность не убережет того, кто занял положение, находящееся далеко за пределами его истинных способностей. В этом случае его искренность – это просто сантименты, принятие желаемого за действительное.
50. Говорят, что руководители общества – это продвинутые преданные, получившие милость Шрилы Прабхупады.
Милость приходит, благодаря нашим вложениям. Тот, кто говорит, что получил ее, – обманывает сам себя. Все наши ачарьи плакали, что не могут развить истинную преданность и получить милость. Также милость может прийти различными путями: «Те, кто ребячливо считают себя маха-бхагаватами и вызывающе ведут себя с гуру-вайшнавом, не могут, из-за своего поведения, получить его милость. Одураченные ложным эго, такие преданные-самозванцы постепенно доходят до состояния, когда чистым преданным среднего уровня остается лишь игнорировать их. Такие самозванцы лишаются милости, которая проявляется лишь тогда, когда преданный доволен. Чистые преданные выказывают безразличие тем, кто ложно считает себя вишуддха-бхактами, или чистыми преданными. Это безразличие – превосходный пример их милости» (Шрила Бхактисиддханта, цитируется в «Ш.-Б.», 11.2).
Глава 6. Вопросы и ответы(51–100)
51. Но, казалось бы, те ведущие преданные совершают столько служения!
И все же не забывайте, что говорят ачарьи: «Как правило, каништха-адхикари стремится применить свои мирские таланты в служении Господу, ошибочно принимая их за знак возвышенной преданности». Не смотрите на внешнее. Некоторые из тех, кто ушел, обладали особой силой (шакти), чтобы расширять движение, но они не были истинными гуру. Это были лишь материальные навыки. К тому же, успех проповеди, основанной на неправильных представлениях, недолог. Шрила Прабхупада называл своих духовных братьев каништхами, хотя они практиковали по 40-50 лет. Другой момент – даже тот, кто предположительно возвысился до уровня мадхьяма, позже может вновь опуститься из-за апарадх, особенно гуру- и вайшнава-апарадх.
52. Упоминается ли в шастрах, что гуру может пасть?
Повторимся, плохих гуру не бывает. «Гуру» низшего уровня могут пасть, но они являются гуру только по названию. До сих пор в нашей традиции не было настолько безответственного человека, который занял бы положение гуру, будучи недостойным его. Может это и случалось, но настолько редко, что ачарьи не особенно касались этого вопроса. Эта тема не очень популярна. Кроме того, падение не всегда проявляется на грубом телесном плане. Иногда это означает лишь то, что преданный застревает на платформе мишра-бхакти и лишается доступа к чистой бхакти. Рамачандра Пури считался падшим, несмотря на то, что физически не совершал ненадлежащих действий. Кришнадас Кавирадж Госвами также упоминал, что его брат «пал», проявив неуважение к Господу Нитьянанде Прабху.
53. Как насчет повторного посвящения?
Ученикам недостойных гуру нужно не повторное посвящение, а просто посвящение. Ведь они никогда не получали подлинного посвящения. Считайте, что все случившееся было сном. Дикша, посвящение – это не церемония. Как мы уже говорили, на самом деле это передача дивья-гьяны и освобождение от материальных уз. Вот что такое дикша. Тот, кто неспособен на это, недостоин звания дикша-гуру. Нужно видеть людей такими, какие они есть, а не такими, как они сами себя представляют или как их «видят» ученики.
Своим падением «гуру» показывает, что никогда не был гуру. Он не был на платформе самоосознания. Он просто провозглашал ложные идеи: что способен спасти своих учеников от рождений и смертей; что он старший и возвышенный; что у него глубокие реализации; что его шикша обладает такой же мощью, как и шикша уттама-адхикари; и, что ученики должны полагаться в деле своего спасения на него и никого более. Итак, все его высказывания или мантры бесплодны и лишены силы. Шрила Джива Госвами упоминает, что, если гуру – падший и не является вайшнавом ( он - авайшнав), следует отвергнуть его и получить мантру от достойного гуру-вайшнава.
Кто-то может возразить, что дикша-гуру может быть только один, но Шрила Джива Госвами объясняет, что, когда отвергаешь предыдущего гуру и принимаешь нового, сам факт отречения указывает на то, что новый гуру становится для вас единственным. («Бхакти-сандарбха», 207). Суть так называемого «повторного посвящения» в том, что нужно развить отношения с истинным садху и принять его руководство. Узаконено ли это какой-либо церемонией, зависит лишь от заинтересованных сторон. Главное в процессе дикши – не внешние ритуалы, а глубинная суть. Нужно быть уверенным, что избранный гуру – не очередной шарлатан. Шрила Прабхупада советовал: «Новичок не должен обращаться с вопросами о Господе к тому, кто не постиг суть науки сознания Кришны.Такая личность должна быть свободна от вожделения или материальной деятельности» («Ш.-Б.», 10.1.4, комм.). Достойный гуру также описывается в «Бхагаватам» (Песнь 11): «Только святые личности могут своими словами отрубить излишние привязанности ума».
54. Есть ли какая-то польза от служения под руководством гуру, который не слишком возвышен?
Разумеется, есть. Но также есть некоторая разница: это может быть либо сукрити, либо что-то большее – зависит от вашего сердца. Согласно потребности сердца, разные люди обращаются к гуру различных категорий и в соответствии с этим получают различные преимущества.
55. Но разве Кришна не принимает служение Своим преданным?
Тут есть разные точки зрения. Прежде всего, Кришна не обязан что-то от кого-то принимать. Кришна – это бхава-грахи, тот, кто ценит внутреннее чувство, а так же бхактивинода, тот, кто вкушает эмоции преданности. Он не нуждается ни в чьем служении. Бхактивинода Тхакур говорит даже, что Кришна в образе Нанда-кумара не принимает молитвы тех, кто не украшен шестью составляющими (ангами) шаранагати. Иными словами, то, что мы считаем практикой бхакти, может, на самом деле, являться лишь накоплением сукрити, которое способствует развитию бхакти. Все зависит от степени нашего предания. Шрипад Мадхвачарья говорит, что без шаранагати все девять видов практики бхакти подобны шелухе. Во-вторых, если мы хотим гарантий, что Кришна будет доволен нашим служением, нужно убедиться, что мы передаем это служение через хорошего посредника. Иначе это будет бесполезно – словно класть письма в необслуживаемый почтовый ящик[7].
Говорится: «Без покровительства чистого преданного, невозможно достичь платформы преданного служения. Такой человек не может даже освободиться от уз материальной природы, не говоря уж об обретении кришна-бхакти»(«Ч.-ч.», Мадхья, 22.51).
56) «Засчитывается» ли служение тому «гуру», который впоследствии пал?
Гуру не падает. Учитель-самозванец может. Служение, которое вы ему оказывали, относится к бхакти-унмукхи сукрити. Оно приведет к бхакти. В этом преимущество. Но, чтобы получить полную пользу, необходимо служить истинному гуру.
57) Вы говорите, давать посвящения можно, лишь начиная со зрелой ништхи, а это редкость, потому что это означает отсутствие анартх..?
Освобождение от склонности к четырем видам греха происходит на уровне анартха-нивритти. Ништха же означает полную свободу от всей материальной скверны. На ништха-бхакту не влияют раджа- и тама-гуны, и это видно по отсутствию у него присущих этим гунам качеств. На уровне зрелой ништхи преданный, в целом, свободен – по крайней мере, от низших качеств материальной природы. Духовное посвящение – это очень серьезно. Духовный учитель должен иметь силу передать Кришну. Ему нужно обладать Кришной, в противном случае, в чем ценность его дикши?Невозможно дать то, чем не обладаешь.
58) Вы говорили об уттама-адхикари, который спускается на уровень мадхьяма..?
Он - таттва-дарши. Он видел истину, Кришну. Мадхьяма-адхикари слышал об истине, но пока еще не видел ее. Он может в чем-то ошибаться. Он пока еще не уттама-бхакта, хотя, безусловно, оказывает существенную помощь и руководство.
59) Говорят, что ученик сам должен оценивать гуру.
Разумеется. Он же свою жизнь ему отдает, а не чужую. Но обязанность его старших, желающих ему блага – обучать его. Есть ли у вас право позволить младшим преданным принять абсолютное прибежище и предаться тому, чей духовный уровень вызывает сомнения? Если вы видите, что кто-то находится в опасности, разве вы не должны помочь?
60) Говорится, что никто не должен судить.
Это означает, что не нужно осуждать. Но шастры советуют оценивать предполагаемого гуру, согласно описанным признакам. Для этого и существуют эти признаки, для этого они и описаны в шастрах: «Бхагавад-гите», «Чайтанья-чаритамрите», «Нектаре наставлений», третьей Песни «Шримад Бхагаватам» (бхакти в различных гунах), одиннадцатой Песни «Шримад Бхагаватам» (признаки уттама-вайшнава). Запрещая себе и другим судить или высказывать свое мнение о ком-либо, вы, тем самым, приглашаете в свое движение обманщиков. Мы не можем с точностью определить уровень преданных, но наш разум позволяет проводить какие-то различия. И критерием для оценки может быть не только внешняя деятельность. Если у нас есть эталон, мы можем мерить по нему, как по измерительной линейке.
61) Но даже Шрилу Прабхупаду многие духовные братья не признавали.
Не потому, что они были его духовными братьями, а потому, что некоторые из них были новичками (каништхами) и не обладали должным видением. Некоторым застилала глаза зависть.
62) Но во времена Шрилы Бхактисиддханты или Шрилы Прабхупады тоже было много достойных гуру, не так ли?
Я отвечу с иронией: «О, в те времена гуру было немного. Им не хватало милости. Но теперь мы настолько возвышенны, у нас больше гуру, чем наша сампрадая произвела за века. У нас их так много, что мы можем даже позволить себе потерять нескольких!»
63) Если мы кого-то критикуем или говорим о чьих-то упущениях – является ли это вайшнава-апарадхой?
Очень сложно совершить вайшнава-апарадху. Для этого сначала нужно найти истинного вайшнава. Даже если кто-то пришел в ярость, когда вы указали на его анартху, это еще не делает из вас апарадхи (оскорбителя). Вайшнава-апарадха означает – проявлять неуважение, завистливо оскорблять или клеветать на садху, а не просто называть вещи своими именами. Вот что такое садху-нинда, первая из нама-апарадх. Старайтесь не оскорблять, но не становитесь помешанными на вайшнава-апарадхах, запирая собственный ум в клетку. Вайшнавский этикет – это не инструмент подавления истины.
64) Кто из ачарьев говорил о бесполезных учениках?
Прабхупада говорил, что, когда некоторые ученики не следуют указаниям гуру и искажают их, пропуская через призму материалистических идей, это считается отклонением. «Ученики, отклонившиеся от прямого следования указаниям гуру, бесполезны». «Всякий, кто не слушается приказов гуру, тотчас становится безнадежным». «Обе группы были бесполезны(асара), т.к., ослушавшись приказа духовного учителя, потеряли свои полномочия» («Ч.-ч.», Ади, 12.8 и 12.10, комм.).
Бхактивинода Тхакур и Прабхупада также говорили об учениках Кали(кали-чела), или псевдо-учениках. Махапрабху запер Кали на засов и сокрушил собаку Кали-юги, поэтому, чтобы выжить, Кали пришлось притвориться вайшнавом. Он вступил в движение санкиртаны. В итоге мы видим столько апа-сампрадай: все прикидываются вайшнавами, но на самом деле являются кали-чела. Прабхупада сказал, что не только в ИСККОН, но и в Гаудия Матхе есть множество кали-чела. Политические интриги, попытки контролировать других, борьба за положение, выставление себя тем, кем не являешься в действительности, – все это указывает на то, что мы разрешили Кали войти в наше движение. Прабхупада говорил об этом без обиняков.
65) Может ли гуру отречься от ученика?
Гуру– это океан милости. В «Хари-бхакти-виласе» говорится: «крипа-синдху са сампурнах». Мы поем «шри гуру каруна синдху». Однажды Прабхупада сказал, что он был снисходителен к ученикам на 80%. Но в некоторых случаях гуруможет отречься от ученика. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит: «Хороший наставник не принимает в ученики того, кто не готов по собственной воле покориться ему. Он обязан отречься от ученика, который не обладает искренним желанием полностью следовать его наставлениям. Приняв в ученики того, кто отказывается полностью подчиняться его руководству, гуру обречен потерять свое духовное положение». Он был очень строг, настолько, что Прабхупада однажды сказал, что его гуру никогда бы не принял в ученики ни одного из нас, западных преданных. Некоторые представляют себя учениками какого-то конкретного гуру, который, на самом деле, никогда не принимал их в ученики, либо отвергнул их из-за оскорблений.
Гуру может отвергнуть ученика на время, как было в случае с Дживой Госвами, которого Рупа Госвами отверг за легкое неуважение, проявленное к Валлабха-ачарье. Говорится, что это была его обязанность как гуру. Однако вскоре он вновь принял его. Джива Госвами также находится вне критики, поскольку выполнил обязанность ученика и защитил честь своего гуру. Санатана Госвами сыграл немаловажную роль в том, что Рупа Госвами вновь принял Дживу Госвами.
Подобное произошло с Чхота Харидасом. Когда Махапрабху отверг его, все вайшнавы поддержали его и защитили перед Господом. Кала Кришна дас, слуга Махапрабху, пал в Южной Индии из-за женщины Бхаттахари. Махапрабху сказал, что больше не хочет иметь с ним дела, но преданные дали ему прибежище и служение. Только завистливые не-вайшнавы веселятся, когда кого-то отвергают.
66) Если гуру находится на низшей платформе преданного служения, может ли он посадить семя бхакти? Или, ввиду своей незрелости, он на это неспособен?
Это семя не будет обладать той же силой, что и семя, посаженное уттама-адхикари. Каништха-адхикари может дать только слабую веру, комала-шрадху. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж пишет: «Обычный гуру может дать ученику ту же мантру, но какая сила будет в звуке? Какое качество понимания и какая божественная сила будет в этом звуке? Это крайне важно... В мантре важны мысли или чувства, которые передаются через звук... Нужно следовать духу. Начиная от Джахнави Деви, жены Господа Нитьянанды, и вплоть до Випины Госвами, от которого принял посвящение Бхактивинода Тхакур, было множество неизвестных женщин-гуру. Через них мантра дошла до Випины Госвами, а от него – до Бхактивиноды Тхакура. Мы принимаем Бхактивиноду Тхакура, а значит, должны включить в нашу цепь ученической преемственности и всех этих женщин, не так ли? Каково было их осознание?»
67) Но Прабхупада или Гурудев могут действовать через своего ученика, не так ли?
Это называется «скрытая риттвик-вада». Более того, может ли быть истинным гуру тот, кто не следует своему гуру? Он должен направить своих учеников к более возвышенному вайшнаву, чтобы у них появился шанс обрести все, что необходимо для духовного роста.
68) Как преданный понимает, что достиг освобождения?
В «Бхагавад-гите» Арджуна дважды задает этот вопрос: в стихе 2.54, на который Кришна отвечает стихами 2.55-59, 61, 65, 68, 70, а также в стихе 14.21, и ответ звучит в стихах 14.22-26.
69) Когда преданный понимает, что может принимать учеников?
Желая стать гуру, преданный способствует своему падению. Вайшнав всегда считает, что Махапрабху дал приказ не ему, а его гуру. Это правильное отношение. Когда человек думает, что он гуру, тогда, на самом деле, он хочет лишь наслаждаться. Чтобы освободиться от нездорового стремления к грубым и тонким наслаждениям, преданному нужно осознать, что подлинным гуру («тяжелым») является его собственный духовный учитель. Чтобы стать гуру, нужно получить указание от высших авторитетов – гуру и Кришны. А чтобы подтвердить это указание, как уже говорилось ранее, необходим шикша-гуру.
70) Все ли шастры подтверждают, что гуру должен соответствовать высшему стандарту?
Шастры поют славу гуру (эбе джаша гушук три-бхувана («Гуру-вандана», 4)). Но сегодня в ИСККОН распространено мнение, будто Прабхупада создал новый тип гуру, которому достаточно обладать элементарными духовными качествами, и велел верить ему, как высочайшему святому. Но где доказательства? Неужели, вырвав из контекста несколько крайне субъективных и неоднозначных цитат, мы изменим всю сиддханту?
71) Когда мы предлагаем изображению гуру молитвы или подношения, как гуру их принимает?
Гуру близко связан со Сверхдушой. Несомненно, истинный гуру – это внешнее проявление Сверхдуши. Принимая учеников, гуру распространяется во множество гуру, так же как Кришна распространяется в бесчисленное количество чайтья-гуру. Поэтому он всегда в курсе происходящего и принимает молитвы. Он – проводник, поэтому молитвы, должным образом предложенные, идут через него к Кришне. Чтобы получить такие способности, он должен быть уполномоченным представителем, истинным духовным учителем. Гуру – это не дешевка.
72) Как нужно поклоняться гуру?
Согласно уровню такого гуру. Если он действительно достоин, тогда нет предела. Если он таковым не является, но ему поклоняются, как сад-гуру, – это оскорбление. Прабхупада пишет: «Это никому не понравится. Такой гуру, в конце концов, деградирует».
73) Могут ли женщины быть гуру?
Почему нет? Мы – не тело. Если они превзошли телесные представления, они могут быть гуру. В нашей линии есть этому примеры. Но если они ушли от телесных представлений о себе не далее, чем большинство мужчин, тогда лучше им не становиться гуру.
74) Когда гуру прославляет возвышенные качества духовного учителя, разве он говорит не о себе самом?
Эту же претензию вы могли бы предъявить Прабхупаде или любому великому ачарье. Однако настоящий гуру никогда не говорит о себе. Он никогда не считает себя гуру. Он не считает учеников своими. Он видит в них воплощение своего гуру. Он чувствует себя их слугой. Его служение – обучать их. Он смотрит на них, как на множество господ. Разумеется, многие будут так говорить, но это очень высокое видение, видение маха-бхагаваты. И еще кое-что: поскольку чистого вайшнава вдохновляет Сам Господь, очень опасно из зависти искать недостатки в его речи или манерах. Не так-то легко понять слова и деяния великих вайшнавов. Конечно, с другой стороны, если гуру недостоин, он может говорить, прославляя самого себя. В Кали-югу количество лицемеров неистово растет. Разрастаются джунгли неверных путей (капатха-пантха), основанных на ложной логике. Вот почему мы должны быть очень хорошо осведомлены и молиться Кришне, чтобы Он направлял нас и послал Своего истинного представителя. При этом каждый должен представлять гуру-таттву согласно философии вайшнавов – независимо от того, является он гуру или нет.
75) Зачем настаивать? К чему так подчёркивать высший стандарт?
Потому что предполагается, что гуру – это самый достойный преданный. Таков стандарт. Если гуру ему не соответствует, нужно представить его таким, какой он есть, а именно – гуру второго сорта. На ученике лежит огромная ответственность следовать наставлениям своего гуру, как они есть, но принимать учеников – это тоже очень серьезно. На гуру лежит огромная ответственность перед учениками. Гуру на са сйат («Ш.-Б.», 5.5.18). Если гуру не может освободить тех, кто от него зависит, почему он занял это положение? Гуру должен быть способен передать своим ученикам бхакти-шакти, силу преданного служения, которая вдохновит душу и займет ее в кришна-севе.
76) Я немного сбит с толку. К какому гуру нужно идти?
Просто придерживайтесь рекомендаций, которые шастры дают ищущему истину: