Положение о бально-рейтинговой технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ»
Кафедра литературоведения и методики преподавания литературы
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «История зарубежной литературы XX - XXI века»
для студентов филологического факультета группы ФФ – Жрн31
Программа утверждена на заседании
кафедры ЛиМПЛ
от _______ сентября 2011 года
Зав. кафедрой: к.пед. н., доцент Л. В. Басманова
_____________________________
Программу осуществляет:
ст. преподаватель кафедры литературоведения и методики преподавания литературы Н.А. Иванова
СТЕРЛИТАМАК 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературный процесс XX века – эпохи НТР, мировых войн, народно-освободительных движений. Меняющаяся картина мира и становление нового художественного мышления. Литература как эстетический феномен в контексте культуры и цивилизации XX в. Проблемы судеб культуры в трудах философов и социологов: Бердяев, Шпенглер, Фромм. Литература и философия: интуитивизм Бергсона, психоанализ Фрейда, «коллективное бессознательное» Юнга, экзистенциалистская концепция Хайдеггера. Поиски общественно-нравственных ценностей, противостоящих культуре безверия. Литература и наука. Литература и политика. Литература и война. Авангардистские течения – стремление к обновлению литературы и предыстория модернизма. Сюрреализм, футуризм, экспрессионизм. Модернизм как реакция на кризис позитивистского миропонимания и как новый тип творческого мышления. Модернистские концепции построения универсума и представлений о человеке. Мифологизм, «поток сознания», акцентирование субъективности восприятия, особенности претворения пространственно-временных категорий в творчестве модернистов. Модернизм и классика XIX в.
Значение победы над фашизмом во второй мировой войне. Литературный процесс второй мировой половины XX в. Выдвижение на мировую арену стран «третьего мира». Роль латиноамериканской литературы. Литература в «постиндустриальном обществе» и постмодернизм. Постмодернизм как выражение «духа времени» и как феномен эпохи. Споры о сущности постмодернизма (Барт, Деррида, Кристева). Отказ от миметического искусства, от концептуальных структур, от строгого композиционного построения произведения; использование поливариантной интерпретации явлений и свободной импровизации. Понятия и термины постмодернистской эстетики: игра, ирония, травести, пастиш, интертекстуальность, незавершенность. Сближение литературных направлений как характерная тенденция второй половины XX в. Преобладание традиционных литературных форм («неореализм») в литературе Италии, Испании Германии.
Германия. Военная тема в литературе. Переоценка наследия прошлого национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. В. Борхерт и тема «вернувшегося поколения». Рассказы и пьеса Борхерта «На улице перед дверью». Тема «непреодоленного прошлого» в творчестве Г. Белля. Военная и послевоенная Германия в романах и рассказах Белля («Где ты был, Адам?», «Глазами клоуна», «И не сказал ни единого слова»). Г. Грасс: морально-политическая проблематика его творчества. Роман «Жестяной барабан» как вариант «романа воспитания». Пародия и гротеск, приемы фарса в создании образа прошлого и настоящего в романе «Собачьи годы». Ленц, его рассказы, роман «Урок немецкого». Антифашистская тема в произведениях Ленца. Обращение к исторической теме в творчестве П. Зюскинда. Роман «Парфюмер» как явление немецкого постмодернизма. Рассказ «Голубка». Интертекстуальность прозы Зюскинда.
Швейцария. Драматургия Ф. Дюрренмата и М. Фриша в контексте литературного процесса второй половины XX в. Трагикомедия Дюрренматта «Физики». Тема ответственности ученого. Модель абсурдного мира. Обращение к традициям Пиранделло (прием «лица и маски»). Творчество Фриша. Проблема идентичности, стремление героев к самопознанию (роман «Но»). Драма «Дон Жуан, или Любовь к геометрии»: конфликт рационализма и страсти.
Великобритания. Историко-культурная ситуация в послевоенные годы. Творчество Г. Грина. Социально-нравственная проблематика, острота психологических конфликтов, сочетание сатиры и трагизма в романах «Суть дела», «Сила и слава», «Тихий американец». Грин-католик и Грин-реалист. Темы ответственности и личного выбора. «Тихий американец» – одно из наиболее значительных произведений антиколониалистской литературы. Своеобразие композиции романа. Трагизм обстоятельств и политическая острота звучания романа. Романный цикл «Чужие братья» Сноу. Понятие «эпический цикл» и реализация его принципов в творчестве Сноу. Многообразие тем и образов, жанровых модификаций (романы биографические, политические, психологические, семейно-бытовые, социально-политические). Работа Сноу «Две культуры» и ее значение в сближении технократов и гуманитариев. Творчество «сердитых молодых писателей»: Осборна («Оглянись во гневе!»), Эмис («Счастливчик Джим»), Уэйн («Спеши вниз»). Модернизация исторической темы в пьесах Болта («Человек во все времена»), Осборна («Лютер»). Философско-аллегорические романы У. Голдинга «Повелитель мух», «Шпиль». Голдинг и экзистенциализм. Философско-психологические романы А. Мердок. Эволюция экзистенциализма к неоплатонизму. «Под сетью», «Сон Бруно». Проблемы искусства в романе «Черный принц». Творчество Дж. Фаулза. Приверженность классике и художественные эксперименты Фаулза. «Коллекционер». Поэтика постмодернистского романа Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Схема викторианского романа, интертекстуальность, открытый финал. Постмодернистские романы Барнса («История мира в десяти с половиной главах»), Акройда («Завещание Оскара Уайльда»). Творчество Свифта (роман «Водоземье», рассказ «Химия»).
Франция. Литературный процесс в послевоенной Франции.творчество Базена. Этическая проблематика семейно-бытовых психологических романов Базена. «Змея в кулаке», «Супружеская жизнь». Литература и «потребительское общество». «Вещи» Перека. Тема формирования фашизма в романе Мерля «Смерть – мое ремесло». Аллегорический роман Мерля «Остров». Обращение к социальным конфликтам современности в документальном романе Мерля «За стеклом». Изображение студенческой жизни и борьбы молодежи за свои права. Философия и эстетика литературы абсурда. Антидрама и антироман. Гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Ионеско. «Лысая певица». «Носороги». Театр Беккета. Развитие философских идей Кьеркегора и Хайдеггера, ученичество у Джойса. Эстетика бездействия и молчания. Антидрама Беккета «В ожидании Годо». Абсурд и гротеск в творчестве Беккета. Роб-Грийе, Натали Саррот и «новый роман» в литературе Франции. Статья Роб-Грийе «О некоторых устаревших понятиях». Его роман «В лабиринте», использование приема «шозизма» для передачи «новой реальности». Поэтика романа Саррот «Золотые плоды». Понятие «тропизмы». Полифонизм романа и обращение в нем к проблемам восприятия художественного текста. Пространственно-временные координаты в романе Бютора «Изменение». Миф и история в творчестве Юрсенар. Проблема предназначения человека в романе «Воспоминания Адриана». Документализм и творческое воображение.
Италия. Неореализм в итальянской литературе. Пратолини и его роман «Повесть о бедных влюбленных». Тема антифашистской борьбы в романе; изображение обыденной жизни флорентийских бедняков в период «черного террора». Коллективный образ жителей улицы ВиадельКорно. Включение их судеб в жизнь Италии 29-х годов. Творчество А. Моравиа. «Римские рассказы» и роман «Чочара». Постмодернистские эстетика и творчество У. Эко. Роман «Имя розы» и создание в нем космологической структуры бытия. Игра, числовая символика, тема лабиринта и их функции в романе Эко.
Соединенные Штаты Америки. Пути развития американской литературы второй половины XX в. Позднее творчество У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Идейно-эстетические искания новых писательских поколений. Движение битников и молодежная «контркультура». Поэма Гинзберга «Вопль» – манифест битничества. Культ свободы от социально-общественных условностей. Обращение к христианству и восточной философии. Дж. Керуак – один из родоначальников движения битников. Роман «На дороге» – бунт против конформизма, выражение настроений молодежи 50-х гг. Спонтанный стиль, приемы импровизации. Творчество Д. Сэлинджера в контексте «контркультуры». Рассказы (цикл о Глассах) и роман «Над пропастью во ржи». Подросток в современном городе. Осуждение «показухи» и «липы». Преодоление одиночества, обретение своего «я» в помощи детям. «Новый журнализм» и документальные жанры. Творчество Капоте. Романы Дж. Апдайка («Кентавр»). Мифологизация обыденного. Проблема прогресса и морали в сатирических произведениях К. Воннегута («Колыбель для кошки»). Роман-метафора Хеллера «Уловка-22». Поэзия: Фрост, Сэндберг, Хьюз.
Латиноамериканская литература. Художественные поиски и открытия Маркеса. «Сто лет одиночества». Понятие «магический реализм». Реализация «магического реализма» и «необарокко» в творчестве Маркеса и Карпентьера (повесть «Царство земное»). Прошлое и настоящее в романе Фуэнтеса «Смерть АртемиоКруса». Фантастика и мистицизм в творчестве Кортасара. Категория игры в романе Кортасара «Игра в классики». Коллаж и хепенинг. Философские рассказы и эссе Борхеса. Образ парадоксального мира и поиски метафор реальности. «Повествовательное искусство и магия». Эссе Борхеса о писателях.
Япония. Проблема взаимодействия культур Востока и Запада. Японская литература в контексте мирового литературного процесса XX в. Национальные традиции. Связь с литературой Запада. Кавабата Ясунари – «выразитель сути японского мышления». Связь с течением «неосенсуализма». Отражение мироощущения японцев в повести «Тысячекрылый журавль» и «Стон горы». Творчество КобоАбэ. Роман «Женщина в песках»: экзистенциальные мотивы, социально-метафизический смысл романа. Символика песка и воды. Человек и социум в романах «Чужое лицо», «Человек-ящик». Маска как прикрытие сущности человека.
1. Цель дисциплины:сформировать у студентов представление о художественном
своеобразии зарубежной литературы, условиях ее формирования и основных этапах развития; готовность к применению полученных знаний в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История зарубежной литературы» является базовой дисциплиной профессионального цикла (Б3В18)
Для освоения дисциплины «История зарубежной литературы» студенты используют
знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «История русской литературы».
Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» является необходимой
основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника по направлению подготовки “Журналистика” с квалификацией (степенью) “бакалавр” следующих компетенций:
Общекультурной:
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК- 1) ;
общепрофессиональной:
- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики современных российских СМИ (ПК-6).
В результате изучения дисциплины студент должензнать:
- содержание и художественные особенности литературных произведений;
- этапы историко-литературного процесса;
- переводы произведений на русский язык;
- крылатые слова и выражения из художественных произведений;
уметь:
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;
- пользоваться научной и справочной литературой;
владеть:
- навыками анализа художественного текста.
Положение о бально-рейтинговой технологии
Оценки знаний студентов
Балльная система контроля успеваемости студентов является одним из компонентов системы зачетных единиц, введение которой обусловлено приказом Министерства образования и науки РФ № 215 ОТ 29.07.2005 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц». Балльная система вводится с целью стимулирования систематической учебной деятельности, творческой активности самостоятельной работы студентов на протяжении всего учебного года и обеспечение контроля этой деятельности.
Цели и задачи, основные понятия:
1. Бально-рейтинговая технология (БРТ) оценки знаний используется с целью личностно–ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.
2. БРТ оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.
3. БРТ позволяет студентам:
- понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;
- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
4. БРТ дает возможность преподавателям:
- планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
- объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;
- обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
5. БРТ дает возможность определить ранг студентов (т.е. их номера в списке в порядке убывания рейтинга) в пределах академической группы, курса, факультета, специальности, вуза и д.р.
6. БРТ позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).
Рейтинг по дисциплине и другим видам учебной работы студента служит оценкой академической успеваемости, используемой для расчета рейтинга за соответствующий семестр.
Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом.
Методика внедрения БРТ оценки знаний студентов
1. БРТ включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:
- теоретического материала - посещение лекций;
- практические навыки - выполнение и защита письменных работ,
семинарские занятия;
- выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания,
курсовые работы и проекты) и их защита.
2. БРТ должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена
до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая
программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).
3. При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение
семестра, около 1/3 - итоговая аттестация.
4. В рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок. Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.
5. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по
дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи
экзамена. Дляполучение оценки «отлично» требуется сдача экзамена.
Таблица 1 — Соответствие баллов рейтинга буквенным и числовым оценкам