Наука как социальный институт
Социальный институт - это некоторая устоявшаяся система отношений между людьми в рамках определенного вида деятельности. Наука тоже предполагает такую систему отношений.
Наука, как социальный институт возникла в 17 веке. Это связано с выделением ее как автономной системы в общественном разделении труда, за которой закрепляются следующие функции:
· производство знания
· экспертиза полученного знания
· внедрение научного знания
Институализация – это формализация отношений между учеными, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (переговоры, соглашения,договоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, регламентирование научной деятельности и властное регулирование поведения ученых.
В истории науки существуют примеры институционализации:
· Пифагорийская школа (союз) философов-математиков.
· Академия Платона.
· Ликей Аристотеля (школа подготовки философов).
Пифагорейская школа представляла собой видоизмененные испытания египетского посвящения без ужасов могильных склепов. Ученика заключали в келью на 12 часов, давали доску и приказывали найти смысл одного из пифагорейских символов. За все время он мог выпить кружку воды и съесть кусок хлеба. Затем его вводили в общий зал, где его оскорбляли и насмехались остальные ученики. Если посвящаемый плакал, отвечал грубостью, впадал в ярость, испытание считалось не пройденным. Если присутствие духа не покидало ученика, он считался принятым в школу.
Следующая ступень подготовки длилась от двух до пяти лет, в течении которых послушники на уроках хранили абсолютное молчание. И лишь после этого ученики могли вступать в дискуссию с учителем.
Платон по возвращению в Афины обосновал свою школу в здании, расположенном в парке, основанном в честь героя Академа. Академики обучались в окружении цветущих растений.
В саду «Ликей» вблизи храма в честь Аполлона Ликейского в Афинах Аристотель обсуждал сложные философские вопросы, прогуливаясь со своими учениками. Такое обучение получило впоследствии название «школа перипатетиков» (от греч. peripatos – прогуливающийся).
Некоторые предпосылки институционализации, связанные с наличием систематического образования подрастающего поколения, можно усмотреть в средневековых монастырях, школах и университетах (первые в 12 веке). Современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и аттестации университетов позднего средневековья.
Необходимость в широком регулировании отношений между учеными возникла тогда, когда перед обществом встает проблема в получении большого количества быстроприрастающего истинного знания. В таком случае упорядочение отношений между учеными является гарантом получения знания. Рыночно-предпринимательский строй породил необходимость в институционализации науки.
Эффективное функционирование научного сообществ осуществляется посредством регулирования взаимоотношений между его членами. Эта регуляция основана на специфической системе внутренних ценностей, соответствующей системе норм и императивов, которая получила название «научный этос». В 30-ых годах ХХ века проблемам этоса науки уделили значительное внимание социолог Роберт Мертон (основоположник социологического изучения науки), а позднее Б. Барбер.
С точки зрения теоретической социологии, наука какособый социальный институт опирается на следующие ценностные императивы (принципы):
1) Универсализм утверждает внеличностный, объективный характер исследований. Знание должно соответствовать только наблюдениям и уже удостоверенным ранее знаниям. Универсализм обеспечивает интернациональный и общезначимый характер науки.
2) Коллективизмговорит о том, что полученные знания принадлежат всему научному сообществу, несмотря на то, что являются результатом творчества отдельных людей. Ученые в своей деятельности всегда опираются на идеи своих научных коллег.
3) Бескорыстность означает, что главным стимулом деятельности ученого выступает служение Истине, а не достижение личной выгоды.
4) Организованный скептицизм вменяет в обязанность ученого сомнение и критику взглядов своих коллег, а также принятие критики в свой адрес.
5) Эмоциональная нейтральность предполагает, что при решении научных проблем ученые не должны использовать эмоции, личные симпатии и антипатии, а ориентироваться на объективно истинное и потому лучшее знание.
6) Ценность рационализма утверждает, что наука стремится к доказанной, логически организованной объективной истине.
Формы организации научной деятельности:
· Научное сообщество – группа людей, профессионально подготовленных и занимающихся производством научных знаний.
Типы сообществ:
- Мировое сообщество – сообщество всех ученых. В нем отражается специфика науки как таковой.
- Национальное научное сообщество. Отражается специфика национальных и государственных научных потребностей.
- Дисциплинарное научное сообщество - сообщество специалистов в определенной области знания.
- Междисциплинарное научное сообщество - сообщество ученых в близких по объектам и методам исследования дисциплин.
Научное сообщество представляет собой некую среду, внутри которой коллективно создаются новые элементы знания, в борьбе с другими группами это знание утверждается, вырабатывается специфический научный сленг, а также набор стереотипов и интерпретаций, в результате чего сообщество самоидентифицируется.
Поскольку ученые являются членами нескольких научных сообществ, они могут оказаться в противоречивой ситуации противоборства интересов различных сообществ. Например, противоречие мирового и национального сообществ могут выступать в виде ориентации ученого как члена мирового сообщества на необходимость опубликования своих результатов и засекречивания их на государственном уровне.
Национальные сообщества имеют некоторые особенности в разных странах. Например, российское сообщество ориентировано на идеологически прорывные области знания, в Германии отдается предпочтение теоретическим исследованиям, в Англии – прикладной тематики.
· Научная школа - организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые, как правило, выдающимися учеными.
Научные школы возникают на базе общих исследовательских программ и сходных подходов в решении научных проблем. Они держатся на весе лидеров, их научном опыте. Их основной задачей является обеспечивать преемственность в науке.
· Научный коллектив - группа исследователей, занимающихся определенной проблемой и входящих в одно подразделение. Междисциплинарные коллективы – научные коллективы, работающие на стыках различных областей знания.
Современным типом научного коллектива являются проблемные промышленные лаборатории, для которых характерны синтез фундаментальных и прикладных аспектов развития науки, оформление теоретического знания в технологии, получение знания с его одновременным апробированием, интеграция специалистов различного профиля.
6. Рост научного знания и рациональные реконструкции истории науки.Науку можно рассматривать как специфическую форму деятельности, ориентированную на получение нового знания, разрешающую приемлемым для научного сообщества способом некоторую проблему с использованием имеющихся у исследователя методов анализа и системы коммуникационных связей.
Выделяют три модели научно-познавательной деятельности:
1) Эмпиризм. Согласно этой модели научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете, выдвижении на их основе возможных эмпирических гипотез - обобщений, затем отбора некоторой наиболее соответствующей имеющимся фактам (т.е. наиболее обоснованной) гипотезы. Такая модель получила в философии науки название индуктивистской, поскольку по сути представляет собой индуктивное обобщение опыта и выбор наиболее эмпирически подтвержденной гипотезы. Представителями эмпиризма являются Ф. Бэкон, Дж. Гершель, Р. Карнап.
Современная философия науки считает такую модель недостаточной для объяснения процессов производства научного знания из-за ее неуниверсальности: из поля зрения выпадают математика, теоретическое естествознание, социально-гуманитарное знание.
2) Теоретизм. Исходным пунктом научной деятельности считает некую общую идею, из которой конструктивно разворачивается содержание, внутренне заложенное в ее рамках. Опыт призван лишь подтвердить правильность логического развертывания теоретической идеи и конкретизации ее в эмпирических утверждениях. Теоретизм представлен в философии науки конвенционализмом А. Пуанкаре, методологией научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
3) Проблематизм. Эта модель наиболее распространена и приемлема в философии науки. Наиболее четко сформулирована К. Поппером. Исходным пунктом научной деятельности выступает некоторая научная проблема Р1- существенный эмпирический или теоретический вопрос, сформулированный в языке науки. Н1, Н2, Н3 - возможные варианты ее решения. Сопоставление их с опытом позволяет фальсифицировать (опровергнуть) некоторые их них. В результате формулируется более общая и глубокая проблема Р2, в отношении которой производится такая же познавательная операция.
Р1→Н1,Н2,…Нn→фальсификация→Р2.
Таким образом, науку можно определить как особую, профессионально-организованную познавательную деятельность, направленную на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектной предметностью (эмпирической или теоретической), общезначимостью, обоснованностью (эмпирической и/или теоретической), определенностью, точностью, проверяемостью (эмпирической или логической), воспроизводимостью предмета знания, объективной истинностью, полезностью (практической или теоретической).