Социальная философия и ее место в системе философского и социальногуманитарного познания. Понятие социальной реальности. Системноструктурная организация общества
Социальная философия раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественые идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленное общественных процессов, антиномии объективизма и субъективизма в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике.
Социальная философия это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии.
Социальная философия славит перед,собой следующие вопросы: какова специфика социального бытия, существуют ли законы общественной .жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами?
Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие.
В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств.
Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия.
Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма. Представители первого направления уверены, что общество в целом и отдельные социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Представители второго направления считают, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды.
Итак, социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентаций, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении. Следовательно, социальная реальность обладает и субъективными (оценочными) и объективными, материализованными показателями, например разделение труда, национальные и демографические общности. Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образцы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обычаи, материальная культура и т.д.
Общее обладает следующим и специфическим и чертами:
- общество отличается большим количеством различных социальных структур, систем и подсистем. общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями.
- Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
- Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятелыюстью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
- Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.
- Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.
- Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.
- Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причинно неустойчивости.