Ценности человеческого существования
Основные понятия: абсурд, долг, идеал, мораль, нравственность, оценка, пессимизм, пограничная ситуация, смысл жизни, сущность человека, свобода совести, цель жизни, ценность, эвтаназия.
1.Взаимосвязь вопроса о смысле жизни и сущности человека. Постановка проблемы смысла жизни и основные варианты ее решения. Русская философия о проблеме смысла жизни.
2.Оправдание пессимизма А. Шопенгауэром.
3.Тема бессмысленности и абсурдности человеческой жизни в экзистенциализме. «Пограничная ситуация» и ее роль в жизни человека.
4.Общечеловеческие ценности и их роль в жизни человека. Добро как высшая нравственная ценность. «Золотое правило нравственности». Мораль и религиозные ценности. Свобода совести.
5.Эстетические ценности. Философия и искусство. Единство красоты истины и добра. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 181–183, 183–186.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: Владис, 2004. – С. 45–50.
3. Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов. – М., 2004. – С. 895–908.
4. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.
5. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991. – С. 84–89, 294–304.
6. Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. – 1990. – № 2.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 80–83.
2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение. – С. 81–104.
К вопросу 3
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 96–102.
2. Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) // Сумерки богов/ Под ред. А.А. Яковлева. - М., 1989.
К вопросу 4
1. Кохановский В.П. Философия. – Ростов н/Д, 2005. – С. 344–352, 353–361.
2. Канке В.А. Философия. Учебник. – М.: Логос, 2005. – С. 212–218.
3. Философия. Учебник / Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 445–461; 462–467.
4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – С. 365–390.
5. Философия / Под ред. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардприки, 2004. – С. 585–593.
К вопросу 5
1. Канке В.А. Философия. Учебник. – М.: Логос, 2005. – С. 230–233.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., В.В. Миронов, К. Х Момджян. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 427–445.
3. Кохановский В.П. Философия. – Ростов н/Д, 2005. – С. 218–228.
4. Канке В.А. Философия. Учебник. – М.: Логос, 2005. – С. 212–218.
5. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 202–206.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Чем отличаются понятия «смысл жизни» и «цель жизни»?
2. Можно ли считать, что смерть придает жизни смысл?
3. В какие периоды человеческой жизни вопрос о смысле жизни выходит на первый план?
4. Согласны ли Вы с высказыванием Ф. Ницше, что человек, знающий «зачем» жить, может вынести любое «как» (жить)? Приведите аргументы в доказательство своей позиции.
5. Должен ли человек ставить неосуществимую цель? Какова роль безрассудности в жизни человека?
К вопросу 2
1. А. Шопенгауэра называют самым сильным теоретическим обоснователем пессимизма. Какие аргументы приводит А. Шопенгауэр в защиту своей позиции?
2. В чем привлекательность, с точки зрения Шопенгауэра, позиции буддизма по вопросу жизни и смерти?
3. Назовите аргументы Шопенгауэра против оптимизма.
К вопросу 3
1. Проанализируйте тезис экзистенциалистов «сущность человека раскрывается в пограничной ситуации». Приведите аргументы «за» и «против».
2. Может ли человек прожить жизнь, не задумываясь над вопросом о ее смысле?
3. Какую роль в человеческой жизни играет абсурд?
К вопросу 4
1. Как называется наука о ценностях? О морали? О прекрасном?
2. Понятие «свобода совести» предполагает возможность:
– совершать аморальные поступки,
– свободного выбора вероисповедания,
– участвовать в политических выборах.
3. За что критикует Ф. Ницше христианскую мораль?
4. Сформулируйте категорический императив И. Канта.
К вопросу 5
1. Что изучает эстетика?
2. Назовите основные понятия эстетики.
3. Что означает понятие «технэ» в античной эстетике?
4. Какие существуют виды искусства?
5. Как взаимосвязаны моральные, религиозные и эстетические ценности?