Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное

ФИЛОСОФИЯ

Конспект лекций

Учебное пособие

Екатеринбург

Национальный проект «Образование»

Инновационно-образовательная программа УГТУ–УПИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА»

Составители:В.М. Селезнев, А.М. Конашкова, Я.А. Макакенко,
Н.А. Скоробогацкая

Научный редактор: проф., к.ф.н. Н.П. Коновалова

Философия. Конспект лекций:учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. – 195 с.

Конспект лекций является частью инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» для подготовки бакалавров и специалистов негуманитарных вузов. Цель конспекта лекций – приобщение к философской культуре мышления, формирование социально-личностных и общекультурных компетенций. Конспект лекций по курсу философии может быть охарактеризован следующими особенностями. Во-первых, разработчики выделяют и проводят ряд сквозных проблем истории философии: понимания условий становления и возможности теоретического мышления; осмысления проблемы человека в различные периоды развития философии; содержательный анализ структуры философского знания и т.п. Во-вторых, работа углубляет культурный контекст философской проблематики: лекционный цикл построен на анализе культурно-исторических типов рациональности и типов философствования, начиная с ранней античности и до современности. В-третьих, в работе проводится антропологический подход как методологический принцип анализа эволюции философского и научного знания, перспектив научно-технического и культурно-цивилизационного развития.

Пособие предназначено для работы на семинарских занятиях и для самостоятельной работы студентов.

© Уральский государственный

технический университет – УПИ, 2008

Содержание

Лекция 1. Философия и мировоззрение. Специфика философского знания…....4

Лекция 2. Предмет философии и место философии в культуре………………...9

Лекция 3. Античная философия. Досократики………………………………….14

Лекция 4. Философия софистов и Сократа……………………………...……….21

Лекция 5. Философия Платона…………………………………….……………..24

Лекция 6. Философия Аристотеля………………………………………………..31

Лекция 7. Философия европейского средневековья…………………………37

Лекция 8. Философия эпохи Возрождения………………………………………41

Лекция 9. Человек и мир человека в философии Нового времени………….…46

Лекция 10. Проблема метода познания: Ф. Бэкон и Р. Декарт………………….60

Лекция 11. Философская система Иммануила Канта ……………………….…..68

Лекция 12. Философская система Гегеля.……………………………….…….…74

Лекция 13. Гегель о человеке, обществе, истории………………………………79

Лекция 14. Философия марксизма……………………………………….………86

Лекция 15. Русская религиозная философия второй половины XIX – начала XX веков…………………………………………………………………………………91

Лекция 16. Русский марксизм……………..………………………………….…100

Лекция 17. Феноменология………………………………………………………104

Лекция 18. Философская антропология ХХ века (Г. Плеснер, А. Гелен)..……111

Лекция 19. Движение и развитие как философские категории. Материя и движение………………………………………………………………………..…119

Лекция 20. Проблема сознания в философии…………..………………………127

Лекция 21. Научное знание как феномен культуры и фактор развития техногенной цивилизации………………………..………………………………134

Лекция 22. Научное знание как система, его структура, функции, развитие…147

Лекция 23. Наука и техника. Основные противоречия научно-технического развития……………………………………………………………………………161

Лекция 24. Проблема истины. Методология научно-познавательной деятельности………………………………………………………………………170

Лекция 25. Общество как объект философского анализа……………………177

Лекция 26. Аксиология – теория ценностей………………………………….…190

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Вопросы:

Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.

Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Че­ловеческая личность – основная цель философии и ее главный результат.

Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как ли­ч­ности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается со­во­купность наиболее общих представлений человека об окружающем его ми­ре, о человеке и о месте человека в ми­ре. Знания о мире – это, в первую оче­редь, естествознание; знание о человеке – био­ло­гия, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о че­ловеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе ми­ро­воззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, ку­ль­­ту­р­ных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование ока­зывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя 1) оценку (+,–,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности.

В истории известны несколько типов мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение (миф)свойственно человеку родового общества и пер­вых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер вос­при­ятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и худо­же­ст­вен­ные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального от­но­шения и оценки; 3) слит­ность, нераздельность реального и воображаемого; 4) кос­мо­гонизм (рассказ о про­ис­хождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпо­хи существует в виде эпических сказаний, легенд, ска­зок, поговорок и пословиц. Он со­ставляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука.

Религиозное мировоззрение(религия) – это совокупность верований, сопровож­даемых эмоциональным переживанием мистического сое­ди­нения с Богом. К его хара­к­те­рным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, ко­то­рый выступает как Творец ми­ра; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, вне­мир­ность Бо­га, дан­ного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как прин­цип мо­ральной от­ветственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) дог­матизм (пер­венство веры перед знанием, строгое следование Пи­санию, подчинение че­ловека воле Бога, послушание).

Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный хара­к­тер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“воз­вы­шенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как прин­цип соотношения час­тей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая неза­ин­­тересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоня­ть­­ся перед идеалом – прекрасным и возвышенным).

Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о за­ко­номерностях существования и развития действительности, о сущности человека и за­ко­номерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в аб­страктных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с по­мо­щью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стре­мление к ис­ти­не; 4) перерастание знаний в убеждения.

Наши рекомендации