Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное
ФИЛОСОФИЯ
Конспект лекций
Учебное пособие
Екатеринбург
Национальный проект «Образование»
Инновационно-образовательная программа УГТУ–УПИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА»
Составители:В.М. Селезнев, А.М. Конашкова, Я.А. Макакенко,
Н.А. Скоробогацкая
Научный редактор: проф., к.ф.н. Н.П. Коновалова
Философия. Конспект лекций:учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. – 195 с.
Конспект лекций является частью инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» для подготовки бакалавров и специалистов негуманитарных вузов. Цель конспекта лекций – приобщение к философской культуре мышления, формирование социально-личностных и общекультурных компетенций. Конспект лекций по курсу философии может быть охарактеризован следующими особенностями. Во-первых, разработчики выделяют и проводят ряд сквозных проблем истории философии: понимания условий становления и возможности теоретического мышления; осмысления проблемы человека в различные периоды развития философии; содержательный анализ структуры философского знания и т.п. Во-вторых, работа углубляет культурный контекст философской проблематики: лекционный цикл построен на анализе культурно-исторических типов рациональности и типов философствования, начиная с ранней античности и до современности. В-третьих, в работе проводится антропологический подход как методологический принцип анализа эволюции философского и научного знания, перспектив научно-технического и культурно-цивилизационного развития.
Пособие предназначено для работы на семинарских занятиях и для самостоятельной работы студентов.
© Уральский государственный
технический университет – УПИ, 2008
Содержание
Лекция 1. Философия и мировоззрение. Специфика философского знания…....4
Лекция 2. Предмет философии и место философии в культуре………………...9
Лекция 3. Античная философия. Досократики………………………………….14
Лекция 4. Философия софистов и Сократа……………………………...……….21
Лекция 5. Философия Платона…………………………………….……………..24
Лекция 6. Философия Аристотеля………………………………………………..31
Лекция 7. Философия европейского средневековья…………………………37
Лекция 8. Философия эпохи Возрождения………………………………………41
Лекция 9. Человек и мир человека в философии Нового времени………….…46
Лекция 10. Проблема метода познания: Ф. Бэкон и Р. Декарт………………….60
Лекция 11. Философская система Иммануила Канта ……………………….…..68
Лекция 12. Философская система Гегеля.……………………………….…….…74
Лекция 13. Гегель о человеке, обществе, истории………………………………79
Лекция 14. Философия марксизма……………………………………….………86
Лекция 15. Русская религиозная философия второй половины XIX – начала XX веков…………………………………………………………………………………91
Лекция 16. Русский марксизм……………..………………………………….…100
Лекция 17. Феноменология………………………………………………………104
Лекция 18. Философская антропология ХХ века (Г. Плеснер, А. Гелен)..……111
Лекция 19. Движение и развитие как философские категории. Материя и движение………………………………………………………………………..…119
Лекция 20. Проблема сознания в философии…………..………………………127
Лекция 21. Научное знание как феномен культуры и фактор развития техногенной цивилизации………………………..………………………………134
Лекция 22. Научное знание как система, его структура, функции, развитие…147
Лекция 23. Наука и техника. Основные противоречия научно-технического развития……………………………………………………………………………161
Лекция 24. Проблема истины. Методология научно-познавательной деятельности………………………………………………………………………170
Лекция 25. Общество как объект философского анализа……………………177
Лекция 26. Аксиология – теория ценностей………………………………….…190
ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Вопросы:
Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.
2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.
Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.
Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Человеческая личность – основная цель философии и ее главный результат.
Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как личности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается совокупность наиболее общих представлений человека об окружающем его мире, о человеке и о месте человека в мире. Знания о мире – это, в первую очередь, естествознание; знание о человеке – биология, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о человеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе мировоззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, культурных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование оказывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя 1) оценку (+,–,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности.
В истории известны несколько типов мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение (миф)свойственно человеку родового общества и первых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер восприятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и художественные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального отношения и оценки; 3) слитность, нераздельность реального и воображаемого; 4) космогонизм (рассказ о происхождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпохи существует в виде эпических сказаний, легенд, сказок, поговорок и пословиц. Он составляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука.
Религиозное мировоззрение(религия) – это совокупность верований, сопровождаемых эмоциональным переживанием мистического соединения с Богом. К его характерным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, который выступает как Творец мира; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, внемирность Бога, данного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как принцип моральной ответственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) догматизм (первенство веры перед знанием, строгое следование Писанию, подчинение человека воле Бога, послушание).
Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный характер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“возвышенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как принцип соотношения частей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая незаинтересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоняться перед идеалом – прекрасным и возвышенным).
Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о закономерностях существования и развития действительности, о сущности человека и закономерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в абстрактных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с помощью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стремление к истине; 4) перерастание знаний в убеждения.