Шри билвамангала тхакур
Несмотря на рождение в южно-индийской брахманической семье, Шри Билвамангала Тхакур пал, влюбившись в женщину легкого поведения по имени Чинтамани, которая вконечном итоге спасла его, неосознанно выполнив самое сокровенное его желание. Он увлекся ею, ощутив неистовый прилив похоти. Однажды сразу после завершения ритуальной церемонии шраддха, посвященной его только что умершему отцу, он убежал к ней. Бушующий шторм и вздымающиеся волны не могли удержать его. Ослепленный страстью, для того, чтобы пересечь реку, он держался за труп, плывущий в воде. Обнаружив, что ворота заперты, он взобрался на стену, ухватившись за хвост кобры, по ошибке приняв ее за веревку.
Увидев до костей промокшего, раздираемого желанием, истощенного Билвамангала, Чинтамани обратилась к нему с такими словами: «Ты столь сильно привязан к этому ужасному мешку из костей и плоти. Лучше бы ты привлекся служением блаженному Господу Говинде. Отправляйся во Вриндаван. Там ты найдешь полное удовлетворение и вечное счастье».
По пути во Вриндаван чувственные желания вновь завладели его сердцем. Он почувствовал влечение к жене брахмана, хозяина дома, где он остановился на ночлег. Устыдившись своей позорной похоти, он проколол собственные глаза, воспользовавшись заколкой для волос этой женщины. Слепой Билвамангала был решительно настроен никогда больше не отклоняться с духовного пути каким-либо материальным объектом.
Получив у Сомагири дикшу, он стал Лилашука. Его назвали так за великолепные рассказы о мадхурья-лиле Радхи и Кришны. Он чувствовал необычайный экстаз всякий раз, когда пел об играх Говинды и играл на своей вине, и тогда миллионы чувственных объектов теряли свой блеск и привлекательность.
Во Вриндаване Шри Кришна лично угощал Билвамангалу прасадом и отводил его в безопасное место, где он мог бы отдохнуть. Сначала Лилашука не знал о том, кто этот приятный мальчик враджаваси. И вот однажды Бихари Лал заиграл для слепого вайшнава на своей обворожительной флейте. Неожиданно Билвамангала обезумел от желания лицезреть сладостную форму Шьямасундары. Осознав, что этот «мальчик враджаваси» и был Господом всей его жизни и единственным объектом его любви, он бросился к Нему в попытке прикоснуться к стопам Кришны. Игривый Гопал нежно прикоснулся к руке Билвамангала, рассмеялся и убежал. Вздохнув, Билвамангала сказал: «Ты можешь убежать от меня, но Ты никогда не покинешь моего сердца».
Лилашука написал множество стихов и песен, пронизанных кришна-премой. «Кришна-карнамрита», его самая известная книга, была первой авторитетной работой, раскрывающей возвышенное положение Шримати Радхарани во вриндаванской мадхурья-лиле Шри Кришны. Более поздние работы шести Госвами, Рамананды Райя, Прабходананды Сарасвати, Кришна даса Кавираджи, Вишванатхи Чакраварти и Бхактивиноды Тхакура, лишь развивали эту идею. Они подробно описали аспект особого положения служения и поклонения Шримати Радхарани – царице Вриндавана и высшей контролирующей Самого Кришну.
Шрила Тхакур Бхактивинода пишет в «Шаранагати»: «Служа лотосным стопам Шри Радхи, дочери Вришабхану, я стал служанкой одной из гопи Враджа. Я буду всегда пытаться принести радость Шри Радхе. В своем сердце я понимаю, что наслаждение Радхи – это источник радости Кришны. Поэтому я никогда не смогу отвергнуть лотосные стопы Радхи ради того, чтобы оказаться в обществе одного Кришны. Сакхи – мои лучшие подруги и наставницы в науке любви Радхи и Кришны. Как одна из Их служанок, я буду служить лотосным стопам Радхи, способной выполнить любые желания. Сам я не беспристрастен. Я всегда поддерживаю Радхику. Хотя есть и те, кто живет отдельно от Нее. Пусть они живут, как знают. Но я всегда буду сосредоточен на лотосных стопах Шримати Радхарани».
«Кришна-карнамрита» – это возвышенное писание,предназначенное для самых продвинутых преданных. Однако крайне милостивый Кришна дас Кавираджа написал «Сарангарангада». Этот комментарий помогает преданным насладиться вкусом нектара «Кришна-карнамриты». Просто прочитав эту книгу, преданный привлечется враджа-лилой Радха-Говинды. Самадхи Билвамангала Тхакура находится в Гопинатха-базаре.